Конспект урока "Работа гласных букв" (систематизация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Программа РО система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Данный урок может заинтересовать и учителя, работающего не в РО, так как конкретный материал изучается в любой системе обучения. Интересны приемы и методы работы с детьми, эффективность освоения программы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_urok_obucheniya_gramote.odt | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
учителя 1 «Б» класса
ГБОУ СОШ «Лосиный остров» № 368
Казаковой Елены Валерьевны
Тема : Работа гласных букв
(систематизация)
Программа РО система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Тема : Работа гласных букв (систематизация)
Цели урока :
Проанализировать работу гласных букв в разных позициях.
Систематизировать работу гласных букв.
Тренировать учащихся в распознавание работы гласных букв в разных позициях.
Воспитывать коллективные отношения: умение работать в группах, парами, слушать товарищей.
Оборудование :
У учащихся – Букварь, тетради для схем слов, тетради для тренировочных работ по письму, простой карандаш.
У учителя – плакат «Город букв», гласные буквы на магнитах, герои Букваря Алеша и Маша.
Ход урока.
- Организационный момент (1 минута).
Проверка готовности рабочего места.
2.Подготовка к восприятию нового материала.(5 минут)
- Посмотрите на город Букв. Зайдем в район гласных букв. Почему гласные буквы А О У Э Ы проживают на улице Твердых команд ?
( Буквы А О У Э Ы обозначают твердость предыдущего согласного звука.)
- Почему гласные буквы Я Е Ю Е И проживают на улице Мягких команд?
( Буквы Я Е Ю Е И обозначают мягкость предыдущего согласного звука.)
- Хорошо. Откройте тетради для схем и составьте звуковые модели и буквенные записи следующих слов: Таня , Аня , Нюра , Юра
( самостоятельная работа детей, учитель проходит по рядам и проверяет работу учащихся, на доске учитель записывает слова и выделяет красным мелом гласные буквы для анализа их работы), на доске:
Таня Аня Нюра Юра
3. Постановка цели урока. Ознакомление с новым.(12 минут)
- Сегодня на уроке мы попробуем разобраться с работой гласных букв в зависимости от их позиции ( места) в слове.
- Какую работу выполняет гласная буква А в слове Таня ?
(Помогает звуку Т быть твердым)
- А еще какую работу выполняет буква А ?
(Обозначает звук А)
- Сколько работ выполняет гласная буква А в этом слове?
(В этом слове гласная буква А выполняет две работы)
- Какие работы?
(Обозначает твердость предыдущего согласного и свой звук А)
- Обозначим работу гласной буквы А в тетрадях для схем, а я на доске.
- Какую работу выполняет гласная буква А в слове Аня?
(Помогает согласному быть твердым)
- Какому согласному звуку может помочь гласная буква А в этом слове?
(Она не может обозначать твердость так как перед ней нет согласного звука)
- Молодец, Леночка. А какую же работу выполняет гласная буква А в этом слове?
(Она обозначает только свой звук А)
- Почему же одна буква ведет себя по- разному, то обозначает две работы, то одну?
(А потому, что в слове Таня она стоит после согласной Т, а в слове Аня она находится в начале слова)
- Молодец, Никита. Значит, все зависит от места или позиции буквы в слове.
- Попробуем проанализировать работу гласной буквы Ю в слове Нюра. Кто хочет попробовать сам рассказать о работе буквы в этом слове?
(Буква Ю помогает согласному звуку Н быть мягким и обозначает свой звук)
- А какой свой звук может обозначать буква Ю?
(Звуки Й и У)
- То есть буква Ю обозначает два звука. Давайте проверим. Произнесем хором первый слог.
( НЮ ( НУ-У-У-У-У))_
- Какой звук обозначает гласная буква Ю в позиции после согласного?
(После согласного буква Ю обозначает звук У и мягкость предыдущего согласного звука.)
- Обозначим в тетрадочках для схем работу гласной буквы Ю в слове Нюра. (учитель на доске).
- Сколько работ выполняет буква Ю в этой позиции?
(Буква Ю обозначает две работы)
- Какие?
(Смягчает предыдущий согласный Н и обозначает звук У)
- Проанализируем работу гласной буквы Ю в слове Юра. Хором произнесем слово
( Юра)
- Произнесем первый слог хором
( Ю ( Й-Й-У-У-У ))
- Какую работу выполняет буква Ю в этом слове?
( Она обозначает звуки Й и У)
- Зафиксируем работу буквы Ю в слове Юра, в тетрадочках для схем, а я на доске.
- Сколько работ обозначает гласная Ю в этой позиции?
(гласная буква Ю обозначает две работы)
- Откроем Буквари на странице 12 вместе с нашими героями Машей и Алешей.
- Почему авторы книги выделили гласную букву А , в первом случае указали одну стрелку, а во втором - две стрелки?
( Потому что гласная буква А может выполнять одну или две работы в разных позициях)
- А что вы можете сказать о работе гласной буквы Ю?
( Гласная буква Ю выполняет две работы в любой позиции).
ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Убирает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.
4. Первичное закрепление нового материала.(15 минут)
- На желтом поле страницы 12 вы видите пять столбиков слов. Работаем парами. Каждая пара анализирует работу выделенных гласных букв того столбика, который я вам укажу. Берем в руки простой карандаш и в учебнике отмечаем работу гласных букв. Время выполнения 5 минут.
( Дети самостоятельно в парах выполняют работу, учитель контролирует действия детей, на доске
учитель выкладывает два ряда гласных букв)
а о у и э
я е ю ы е
- И так, давайте обобщим результаты наших наблюдений в таблицу.
- Сколько работ выполняли гласные буквы первого ряда в позиции после согласной буквы?
( Две работы выполняли эти гласные)
- Какие работы?
(Обозначали твердость предыдущего согласного звука и свой звук)
- Сколько работ выполняли гласные буквы первого ряда в позиции в начале слова?
(Эти буквы выполняли одну работу)
- Какую работу выполняли гласные буквы А О У И Э в позиции в начале слова?
(Они обозначали свой звук)
- Давайте зафиксируем работу букв верхнего ряда в таблице, я на доске, а вы в учебниках карандашом.
- А что вы можете рассказать о работе гласных букв второго ряда в зависимости от их позиции в словах?
(Они всегда выполняют две работы, обозначают два звука в начале слова или обозначают мягкость предыдущего согласного и гласный звук после согласной буквы.)
- Молодец, Даша. Запишем в нашу таблицу работу гласных второго ряда.
- А почему буква Ы попала во второй ряд?
(Она не может обозначать одну работу, так как нет слов начинающихся с этой буквы)
- Умница, Лена.
- Откройте тетрадочки для тренировочных работ. Пропустите две строчки. Выпишите только имена из первой строчки задания «перышко». Подчеркните простым карандашом одной чертой гласные буквы обозначающие одну работу и двумя чертами гласные буквы обозначающие две работы.
- К доске выходит Паша. Помоги нам, пожалуйста, выполнить задание.
( Паша выписывает слово Ирина диктует вслух то, что пишет и обозначает подчеркиванием работу гласных.)
- Саша, помоги нам записать следующее слово и обозначь работу гласных букв.
( Саша выписывает слово Юля диктует вслух то что пишет и обозначает работу гласных букв.)
- Лера помоги нам записать следующее слово и обозначь работу гласных букв.
( Работа аналогична предыдущим)
- На уроке письма мы продолжим анализировать работу гласных букв в разных позициях.
5. Резерв.
Чтение и анализ текста Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».
Чтение хорошо читающими учениками ( Паша, Никита, Маша, Лена, Дима)
Вопросы учителя.
- Почему Л.Н. Толстой назвал текст Муравей и голубка?
- О чем рассказывается в произведении?
- В чем основной смысл текста?
- Как вы могли бы озаглавить такой текст?
( Взаимовыручка, Взаимопомощь, и т. д.)
Дома потренируйтесь читать текст.
Страничка детской тетради.
1. Тетрадь для схем.
Таня Аня
Нюра Юра
- Тетрадь для тренировочных работ по письму.
Ирина , Юля, Ася.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Гласные после шипящих"
Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая: Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...
Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"
1 класс "Школа России" урок обучения грамоте...
Конспект урока "Гласные звуки"
"Гласные звуки" Бунеев...
Конспект урока "Гласные звуки-ртораскрыватели" УМК "ПНШ" 1 класс
(УМК "ПНШ" 1 класс)...
Конспект урока "Гласная буква Ёё"
Данный урок ставит перед собой следующие задачи:- познакомить детей с новой буквой Ё;- научить читать её в словах и слогах;- совершенствовать технику чтения детей;- привить любовь к родному языку, его...
Конспект урока "Гласные буквы Я, я. Маяк."
Формировать у учащихся представление о функциях буквы Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность....