Рабочая программа "Основы религиозных культур", 4 класс.
рабочая программа по истории (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса по Основам религиозных культур и светской этики составлена на основе ФГОС НОО. автор учебника: М.Т.Студеникин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4_klass.docx | 64.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Тюлячинская средняя общеобразовательная школа
Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
для 4 класса
Составитель: Фархуллина Гульнара Залиловна - учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ – Тюлячинская СОШ Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педсовета школы
от «___»__________201_ г., Протокол № 1
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
- Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012г. №69 о внесении изменений в стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
- Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012г. №74 О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку 2009 г., утвержденный Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк).
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «ОРКСЭ» к концу 4-го года обучения
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
- слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно
в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
III. Учебно-тематическое планирование
Учебно-методическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
Количество часов:
всего _34__ часов в неделю 1__ час
Учебник: А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс: Учебник.-М.: «Русское слово»,2013г. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс: Учебник.- М.: «Русское слово»,2013г.
Учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», Москва, 2009г.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся, УУД | Планируемые результаты освоения материала | Вид | Домашнее задание | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||||||
1 | Введение. Древние предания христиан. | 1 | Введение новых знаний | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. | Понимать, что поведенческая модель- одна из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы. Уметь общаться в полиэтничной, разномиро-воззренческой и многокон-фессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. | Фронтальный опрос | с. 10-16 прочитать. | 3.09 | ||
2 | Возникновение христианства. | 1 | комбинированный | Воспринимать учебный текст, определять цель. | Знать православную духовную традицию, особенности восточного христианства, культуры и религии. | Фронтальный опрос | с.17-26 прочитать, ответить на в-сы | 10.09 | ||
3 | Христианская церковь. | 1 | комбинированный | Конструировать алгоритм выполнения учеб. задания. | Знать описание основных содержательных составляющих священных сооружений. | Фронтальный опрос | с.27-34, ответить на вопросы | 17.09 | ||
4 | Христианство на Руси и в России. | 1 | комбинированный | Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте. | Знать историю возникновения христианства. Описывать различные явления религиозных традиций и культур. | Фронтальный опрос | с.35-42 прочитать, вопросы | 24.09 | ||
5 | Христианские святыни. | 1 | комбинированный | Формулировать главную мысль, отби-рать дока-зательства. | Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь. | Фронтальный опрос | с.43-53 прочитать. | 1.10 | ||
6 | Христианские праздники и таинства. Тест. | 1 | комбинированный | Устанавливать причинно-следственных связей | Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников. | Фронтальный опрос | с.54-62 проч-ть, презентация | 8.10 | ||
7 | Пророк Мухаммад. | 1 | комбинированный | Понимать и преобразовывать информацию. | Знать основные понятия религиозных культур, историю возникновения религиозных культур. | Фронтальный опрос | с.63-68 прочитать, вопросы | 15.10 | 22.10 | |
8 | Первое откровение пророка и распространение ислама. | 1 | комбинированный | Высказывать своё мнение с учётом норм этикета. | Знать историю возникновения ислама. Описывать различные явления религиозных традиций и культур. | Фронтальный опрос | с.69-76 прочитаь. | 22.10 | 22.10 | |
9 | Священная книга мусульман. | 1 | комбинированный | Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте. | Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь. | Фронтальный опрос | с.77-82 вопросы | 29.10 | 29.10 | |
10 | Пять правил жизни мусульманина. | 1 | комбинированный | Понимать и преобразовывать полученную информацию. | Знать особенности и традиции исламской религии. | Фронтальный опрос | с.83-88 прочитать. | 12.11 | ||
11 | Во что верят мусульмане. | 1 | комбинированный | Участвовать в диалоге. | Уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур. | Фронтальный опрос | с.89-92 прочитать. | 19.11 | ||
12 | Мусульманские праздники и памятные дни. Тест. | 1 | комбинированный | Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте. | Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников. | Фронтальный опрос | с.93-104 вопросыпрезентация. | 26.11 | ||
13 | Иудаизм – древняя религия евреев. | 1 | комбинированный | Участвовать в диалоге. | Знать историю возникновения иудаизма. Описывать различные явления религиозных традиций и культур. | Фронтальный опрос | с.105-113 прочитать. | 3.12 | ||
14 | Во что верят иудеи. | 1 | комбинированный | Высказывать своё мнение с учётом норм этикета. | Знать особенности и традиции иудейской религии. | Фронтальный опрос | с.114-116, вопросы | 10.12 | ||
15 | Обычаи и обряды иудеев. Тест. | 1 | комбинированный | Понимать и преобразовывать полученную информацию. | Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников. | Фронтальный опрос | с.117-123, презентация. | 17.12 | ||
16 | Кто такой Будда. | 1 | комбинированный | Участвовать в диалоге. | Знать историю возникновения буддизма. Описывать различные явления религиозных традиций и культур. | Фронтальный опрос | с.124-127 прочитать. | 24.12 | ||
17 | Во что верят буддисты. | 1 | комбинированный | Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте. | Знать особенности и традиции буддийской религии. | Фронтальный опрос | с.128-133, вопросы | 14.01 | ||
18 | Направления и обряды буддизма. Тест. | 1 | комбинированный | Понимать и преобразовывать полученную информацию. | Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь. | Фронтальный опрос | с.134-142, презентация. | 21.01 | ||
19 | Введение в курс «Основы светской этики». Россия – Родина моя. | 1 | комбинированный | Знаково-символическое моделирование. | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Фронтальный опрос | Подготовить презентацию, с.4-22 | 28.01 | ||
20 | Этика и этикет. | 1 | комбинированный | Сравнивать и выделять общее и различное. | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. | Фронтальный опрос | с.23-33 прочитать. | 4.02 | ||
21 | Вежливость. | 1 | комбинированный | Анализировать ситуации. | Уметь осознавать ценности человеческой жизни. | Фронтальный опрос | с.34-46, вопросы | 11.02 | ||
22 | Добро и зло. | 1 | комбинированный | Планировать решение поставленной задачи. | Понимать и сопереживать чувствам других людей. | Фронтальный опрос | с.47-61 прочитать. | 18.02 | ||
23 | Дружба и порядочность. | 1 | комбинированный | Постановка и решение проблемы | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | Фронтальный опрос | с.62-76 прочитать. | 25.02 | ||
24 | Честность и искренность. | 1 | комбинированный | Высказывать своё мнение с учётом норм этикета. | Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Фронтальный опрос | с.77-88 прочитать. | 4.03 | ||
25 | Гордость и гордыня. | 1 | комбинированный | Учет позиции собеседника. | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Фронтальный опрос | с.89-100, вопросы | 11.03 | ||
26 | Обычаи и обряды. | 1 | комбинированный | Работа с разн-ыми видами ин формации,с со-седом попарте. | Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. | Фронтальный опрос | с.101-111, презентация. | 18.03 | ||
27 | Терпение и труд. | 1 | комбинированный | Моделировать ситуации, иллюстрирующие тему урока. | Уметь общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, иметь уважение и толерантное отношение. | Фронтальный опрос | с.112-124 прочитать. | 1.04 | ||
28 | Семья. | 1 | комбинированный | Высказывать своё мнение с учётом норм этикета. | Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. | Фронтальный опрос | с.125-134, вопросы | 8.04 | ||
29 | Семейные традиции. | 1 | комбинированный | Моделировать ситуации, иллюстрирующие тему урока. | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. | Фронтальный опрос | с.135-143 прочитать. | 15.04 | ||
30 | Сердце матери. | 1 | комбинированный | Понимать и преобразовывать полученную информацию. | Фронтальный опрос | с.144-155, вопросы | 22.04 | |||
31 | Правила твоей жизни. | 1 | комбинированный | Планировать решение поставленной задачи. | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. | Фронтальный опрос | с.156-165, вопросы | 29.04 | ||
32 | Праздники народов России | 1 | комбинированный | Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте. | Фронтальный опрос | с.166-180 прочитать. | 6.05 | |||
33 | Защитники Отечества. Тест. | 1 | комбинированный | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. | Фронтальный опрос | с.181-194 прочитать. | 13.05 | |||
34 | Обобщение пройденных тем. | 1 | комбинированный | Высказывать своё мнение с учётом норм этикета. | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Фронтальный опрос | Интересоваться религиями разных народов. | 20.05 |
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
№1 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание и возможности потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащихся. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим с собой и другим).
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт – незачёт»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии оценивания | Параметры | |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; |
№2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Притча о талантах
Мудрец 1 – В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать?...Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.
Мудрец 2 – Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант – крупная денежная единица), другому – два таланта, третьему – один талант. И тотчас отправился в путь.
Мудрец 3 – Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в землю.
Мудрец 4 – Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять талантов, и подойдя к господину, говорит:
1 слуга – Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять талантов, вот они.
Господин – Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне. Я многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни горестей, ни нужды.
Мудрец 5 – Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:
2 слуга – Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я ухаживал за ним, молоко, сыр продавал людям и приобрел еще два таланта.Вот они.
Мудрец 5 – Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал:
Господин – Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.
Мудрец 6 – Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:
3 слуга – Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.
Мудрец 6 – Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:
Господин – Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!
Мудрец7 – Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь, здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими дарованиями приносить пользу себе и людям.
Мудрец 8 – Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.
Мудрец 9 – Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.
Притча о мытаре и фарисее
Мудрец 1 – 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и фарисее. Для чего? Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.
Мудрец 2 – Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться исправлять их.
Мудрец 3 – Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а искали недостатки в себе и исправляли их.
Мудрец 4 – Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак, послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей (начальник), а другой – мытарь (слуга, сборщик налогов).
Мудрец 5 – Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:
Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители, тупицы, беспутные, коварные, злодеи, как позади меня мытарь. Я такой положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.
Мудрец 6 – Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу. Он молился так:
Мытарь – Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив ко мне.
Мудрец 7 – Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иисус Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя – возвысится.
Соломоново решение
Ведущий 1 – Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу: Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.
Ведущий 2 – Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.
Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей своего мертвого младенца, а живого унесла. Утром женщины стали спорить.
1 Женщина – Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего ребенка. Отдай мне моего малыша.
2 Женщина – Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.
1 Женщина – Побойся Бога. Отдай моего ребенка.
2 Женщина – Не отдам. Этот ребенок мой.
Ведущий 3- Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:
Соломон - «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой»
Ведущий 4 – Женщины при этих словах сказали:
2 Женщина – Ну, и пусть не достанется никому.
1 Женщина - Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо, лишь бы ребенку было хорошо.
Соломон - Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.
Ведущий 4 - Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех царских делах. И разнеслась о нам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Ведущий 5 – Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело разделилось на два: иудейское и израильское.
Иудаистская притча «По-человечески»
Мудрец 1 – В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:
Элиэзер – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель – Говори.
Элиэзер – Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Адам утешился так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.
Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне?
Мудрец 2 – Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:
Иошуа – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.
Учитель – Говори.
Иошуа – Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.
Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне?
Мудрец 2 – От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел третий ученик по имени Симеон и сказал:
Симеон – Учитель, позволь мне утешить тебя….
Учитель – (кивает головой)
Симеон – Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем, которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.
Учитель – У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя Давида? Никто не может утешить меня.
Мудрец 3 – В этот момент вошел мудрый человек по имени Элазар Азария и обратился к учителю с такими словами:
Элазар – Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?
Учитель – Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.
Мудрец 3 – Очень поучительная история, не правда ли?
Исламская притча «Мудрый маленький муслим»
1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?
2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:
Язычник-- “Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?”
2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной... И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:
Мальчик - “О дорогой папа, можно я отвечу на них ?”
3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом - халифом , и правитель дозволил ему говорить.
3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --“Что было до Аллаха?”
Мальчик: “Умеешь ли ты считать?”
Язычник -- “Да”,
Мальчик -- “Тогда посчитай обратно с десяти!”
4) - Язычник начал считать: “десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, “один”………
Мальчик - - “Ну, а что дальше после единицы?”
Язычник - “После единицы нет ничего, она самая последняя”
Мальчик - “Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Скрытым?”
4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:
Язычник - “Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?”
Мальчик - “Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет”.
Язычник - “Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток... Он не смотрит в каком-либо одном из них”
-Мальчик: “Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена”.
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение... Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:
Язычник - “Скажи мне, что Аллах делает сейчас?
Мальчик:- “ Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит”. 5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному возвратиться в родной город.
6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», Москва, 2009г.
2. А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс: Учебник.-М.: «Русское слово»,2013г. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс: Учебник.- М.: «Русское слово»,2013г.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
5. Презентации на электронном носителе.
Интернет - ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru
- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru
- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/
Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main
- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/
- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib
- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru
- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/
- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/
- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289
- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
Рабочая программа к учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....