Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Предназначен для учителей начальных классов и учителей  русского языка и литературы

разработка  + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx44.29 КБ
Office presentation icon master_-klass.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Зуева Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Топкинская ООШ

Цель:   формирование представлений  об инструментах критического мышления и их применения при работе с текстом в процессе обучения

Задачи:

  • расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
  • показать приемы критического мышления, используемые в своей практической деятельности.

Оборудование: ноутбук, телевизор,

Ожидаемые результаты:

  • знание приемов критического мышления;
  • умение осуществлять отбор наиболее приемлемых приёмов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Ход мастер – класса

Уважаемые коллеги! И поскольку в основе формирования функциональной грамотности лежит чтение , мы  хотим поделиться своим опытом по теме «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения».

Начнём с первой части темы.

Что же такое грамотность? Ответим на этот вопрос.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

        

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формирование читательской грамотности составляют следующие этапы:

1.Овладение техникой чтения  (обучение грамоте)

2.Формирование навыка чтения: строится на

  • умении правильно прочитывать слова;
  • понимании смысла текста;
  • выразительности чтения;
  • выдерживании оптимального темпа чтения.

3.Формирование читательских интересов.

Чтобы ребёнка научить понимать и находить для себя нужную информацию на уроках каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Вот мы и подошли ко второй части темы.

На экране вы видите  кота - изучите его форму, цвет, фактуру, характер из жизненного опыта.

У вас на столах карточки. В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют данный предмет. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных). (Например: большой, серый, величественный, мягкий, серый, грозный, зеленоглазый, тёплый и т.д.)

Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер. (Даются объяснения).

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? (Конечно).

Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения».

        Начнём с теории. Что такое критическое мышление и какие приёмы КМ используются на уроках в начальных классах.

Но для начала я хотела бы услышать от вас, как вы считаете.

  • Что такое мышление?

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Как говорил Л. Выготский «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете».

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Цель ТРКМ:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать)

Задачи на слайде

Применять технологию КМ можно на всех учебных предметах. КМ - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении - диалоги проходят в парах и группе - группы формируются в классе.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

  1. этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
  2.  этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
  3. этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

С теоретической частью закончили, а теперь займёмся практикой. Приведу примеры приёмов развития критического мышления на уроке литературного чтения в 3 классе при изучении произведения К. Паустовского  «Растрёпанный воробей».

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

1 этап - вызов.

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.

  1. Приём «Ассоциации».

Этот приём вы могли видеть на уроке литературного чтения в 4 классе.

О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает когда   вы слышите словосочетание: «Растрёпанный воробей»

Прочитайте название рассказа. Поразмышляйте, бывают ли воробьи растрёпанными?  Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?

  1. Приём «Корзина идей».

Этот приём вы могли видеть на уроке окружающего мира во 2 классе.

1 вариант. Напишите, что вы знаете о воробьях.

Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

3. Приёмы «Верите ли вы…», «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите знак «+», если не согласны, то пишут знак «-».

Приём «Верите ли вы».

  1. Верите ли вы, что воробья зовут Пашка?
  2.  Верите ли вы, что ворона клюнула Пашку в голову и он упал без чувств?
  3. Верите ли вы, что воробей Пашка чуть не погиб?
  4. Верите ли вы, что ворона украла у мамы подарок Машиного отца?
  5. Верите ли вы, что маленький воробушек, которого выходила девочка, помог отобрать у воровитой вороны дорогую для Машиной мамы вещь?
  6. Верите ли вы, что он был очень благодарен Маше за заботу и отплатил добром?
  7. Верите ли вы, что мечта машиной мамы осуществилась?

Приём «Верные и неверные утверждения».

  1. Машина мама танцевала в театре.
  2. Стеклянный букетик цветов маме подарил Машин папа.
  3.  Ворона залетала в комнату через дверь.
  4. История произошла зимой.
  5.  Воробей Пашка жил в ларьке.
  6. Пашку спас милиционер и отдал Маше на воспитание.
  7. Потом Пашка жил постоянно у Маши.
  8. Ворона украла стеклянный букетик
  9. Пашка нашёл букетик и вернул маме в день премьеры спектакля «Золушка»

На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

2 этап - осмысление.

Задачи фазы «Осмысления»

Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

1. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа.

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над рассказом К. Паустовского «Растрёпанный воробей»

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Кто подарил маме стеклянную веточку?

Кто украл стеклянную веточку?

Что произошло в ларьке?

Где жила ворона?

Зачем Пашка утаскивал из ларька

ворованные вещи и приносил  их

обратно к Маше?

Может

Будет

Мог ли

Как звали воробья?

Согласны ли вы

Верно…

2. Приём «Ромашка вопросов».

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при изучении произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей»

Например:

Простые вопросы. Как звали воробья?

Объясняющие вопросы. Почему стеклянная веточка была дорога маме?

Уточняющие вопросы. Верно ли, что воробей был смелым и отважным?

Оценочные вопросы. Что можно сказать о чувствах мамы, когда воробей ей принёс подарок отца?

Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте милиционера, Маши?

Творческие вопросы. Что было, если бы милиционер не спас воробья?

Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.

3. Приём "Концептуальная таблица".

С какой басней можно сравнить произведение К. Паустовского «Растрёпанный воробей? Придумайте линию сравнения и заполните таблицу, работая в парах. Я раздам таблицы вам уже наполовину готовые.

Линия сравнения

Произведение

К. Паустовский

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Растрёпанный воробей»

«Ворона и Лисица»

Жанр

Каким языком написано

произведение?

Главные герои

Можно ли прочитать

по ролям?

Почему пострадали

главные герои?

Линия сравнения

Произведение

К. Паустовский  

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Растрёпанный воробей»

Жанр

Рассказ

Басня

Каким языком написано

произведение?

Прозаическим

Поэтическим

Главные герои

Воробей, ворона, Маша

Ворона, лисица

Можно ли прочитать

по ролям?

Скорее нет

Да

Почему пострадали

главные герои?

Воробей пострадал из-за воровства вороны

Ворона пострадала из-за любви к похвалам.

Возврат к вопросам

3 этап - рефлексия.

На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

1. Приём «Синквейн».

Синквейн  – жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение — рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знали не так уж много: японские танку, хокку.

Слово происходит от французского «5». Это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех. Давайте составим синквейн по теме.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно.

Пример синквейна:

1. Воробей

2 Отважный, благодарный

3. Дерётся, спасает, возвращает

4. Сделанное добро всегда возвращается

5. Герой. (Друг)

2. Приём «Шесть шляп».

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.

1. Белая шляпа – факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни воробья.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с воробьём?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение К. Паустовского?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках вороныКакие трагические события могли произойти с воробьём?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё продолжение истории. Дайте свои советы героям произведения.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

    Формы и средства развития КМ вы можете увидеть на слайде

Итог работы. Применяя приёмы ТКМ, я отмечаю следующие преимущества:

  • учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышает самооценку.

Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.

 Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

Именно литературное образование помогает ребенку ощутить «себя в мире», создавать условия для переживания, проживания вместе с героями произведения, умения выразить свое мнение и доказать его. И здесь большую значительную роль играет атмосфера урока, где учитель «видит» ученика, его проблемы, и умеет управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.

Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.

Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически.

От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут быть слова Сессиль Лупан: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Хочу закончить своё выступление стихотворением:

  • Учить детей сегодня трудно,
  • И раньше было нелегко.
  • Читать, считать, писать учили:
  • «Даёт корова молоко».
  • Век XXI – век открытий,
  • Век инноваций, новизны,
  • Но  от учителя зависит,
  •          Какими дети быть должны.
  •             Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
  •               Светились от улыбок и любви,
  •                  Здоровья вам и творческих успехов
  •                     В век инноваций, новизны!

Желаем  Вам творческих успехов и профессионального роста!  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Зуева Наталья Владимировна учитель начальных классов, МБОУ Топкинская ООШ, высшая квалификационная категория

Слайд 3

Грамотность Степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, он даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Слайд 4

Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5

Особенности формирования читательской грамотности 1.Овладение техникой чтения (обучение грамоте) 2. Формирование навыка чтения : строится на умении правильно прочитывать слова; понимании смысла текста; выразительности чтения; выдерживании оптимального темпа чтения. 3.Формирование читательских интересов .

Слайд 7

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Слайд 8

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский

Слайд 9

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Слайд 10

Цель ТРКМ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать) Задачи ТРКМ : Формировать новый стиль мышления; развивать базовые качества личности; развивать аналитическое, критическое мышление.

Слайд 11

Основа ТРКМ трехфазная структура урока вызов осмысление рефлексия

Слайд 12

Этапы технологии критического мышления 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Слайд 13

3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

Слайд 14

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету ) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Слайд 15

Этап «Вызов» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана. Прием «Ассоциация»

Слайд 16

Корзина (идей, понятий, имён ) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме. Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты. Учитель записывает все на доске. Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации. ? ? ?

Слайд 17

«Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Слайд 18

Этап «Осмысления» Задачи фазы «Осмысления» Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Слайд 19

Толстые и тонкие вопросы Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.

Слайд 20

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Толстые вопросы (проблемные, неоднозначный вопрос)) Тонкие вопросы (однозначный ответ) Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Слайд 21

Ромашка Блума

Слайд 22

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Слайд 23

Приём «Концептуальная таблица Линия сравнения Произведение Произведение Название Жанр Каким языком написано произведение? Главные герои Можно ли прочитать по ролям Почему пострадали главные герои

Слайд 24

Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 25

Этап «Рефлексия» Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение — рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знали не так уж много: японские танку, хокку. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам. Прием «Синквейн»

Слайд 26

Синквейн Пишем синквейн (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейн: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 27

Приём 6 шляп

Слайд 28

Белая шляпа - факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Жёлтая шляпа - оптимизм. Только всё самое хорошее, смотреть на содержание произведения с позиции оптимиста. Чёрная шляпа – критика. Найти возможные риски и опасности. Красная шляпа – эмоции. Анализ произведения с позиции чувств. Зелёная шляпа – творчество. Креативны идеи. Синяя шляпа – жизненный урок. Чему научило произведение.

Слайд 29

Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся

Слайд 30

Роль учителя в ТРКМ направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения....