Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"
презентация к уроку по иностранному языку (2 класс) по теме

Калинич Любовь Сергеевна

Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_otkrytogo_uroka.pptx1.86 МБ
Файл prilozhenie_k_prezentacii.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

заимствованные слова Англицизмы

Слайд 2

Этапы английского заимствования 16-17 Век 18 Век 19 Век 20 Век 52 слова 287 слов 714 слов 1814 слов

Слайд 4

Соотнесите английские звуки и русские буквы: J - [ d з ] Инг Ing - [ŋ ] Ер men-[men] Дж er -[ə ] Мен

Слайд 5

Запишем несколько слов Спортсмен Имидж Джинсы Дайвинг Сканер Миксер Sportsmen Image Jeans Diving Scanner Mixer

Слайд 6

Заимствованно ли это слово из английского языка? Ско тч Дж инсы Ими дж Спортс мен Ноутбу к Крек ер

Слайд 7

Отредактируйте предложения Я получила замечательный подарок на день рождения. Маме подарили миксер. Футбольный матч начался вовремя .

Слайд 8

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме:

«Значение заимствованных слов»

                                                                            Ерохина Ирина Геннадьевна,  

                                                                            учитель начальных классов, высшая

                                                                                                 категория.

                                                                            Калинич  Любовь Сергеевна,

                                                                            учитель английского языка, высшая

                                                                                                категория.

Цели урока:

       1. Познакомить учащихся с заимствованными словами.

       2. Показать их использование в речи.

       3. Формировать умения узнавать в тексте заимствования, в частности англицизмы.

       4. Развивать умение целесообразного употребления заимствований в речи.      

      5. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня поговорим о заимствованиях из английского языка. Русский язык обогащается словами из разных языков. Но сегодня мы поговорим именно о тех словах, которые пришли в русский язык из английского. Такие слова называются англицизмами.

 Взгляните на таблицу. В ней отражен рост английских заимствований. (Ученики прочитали).                                             

16 - 17 вв.

18 в

19 в.

20 в.

    52 слова

  287 слов

  714 слов

1814 слов.

Число заимствований увеличилось. А с чем это связано?

Небольшое сообщение

 Прочные торговые связи, политические и дипломатические отношения завязались у России и Англии еще в 1505 году. Петр 1 развивал образование, культуру, морское и военное дело. Он привез в Россию математиков, инженеров, мастеров. В русский язык стали проникать иностранные слова, в том числе английского происхождения (~5%), связь с торговым, морским делом  (док. верфь и т.д.) название титулов (мистер, сэр) и т.д.

        В Х1Х веке на арену истории выходит новое государство – США. Это вызывает новый приток английских слов в русском языке (например, ковбой, ранчо).

        В ХХ веке с появлением новых предметов, открытий необходимо давать названия новым  явлениям. Приток англицизмов был очень велик (компьютер, йогурт, блейзер, миксер). Они закрепились и живут в русском языке. Они обогащают  нашу речь, дают более точное название некоторым понятиям и явлениям, некоторые слова понятны на всех языках (кемпинг, ноутбук, бифштекс)

Лингвистический эксперимент

Рассмотрим  эксперимент, который мы провели в ходе исследовательской работы.  В письме  ученика мы заменили заимствованные английские слова на русские с целью показать, что речь современного русского человека, даже школьника,  невозможна без заимствований.

                          Обратимся к тексту письма.

Все заимствования мы подчеркнули:

«Привет! Я Миша, ученик 2 класса. В свободное время от уроков посещаю занятия по волейболу, баскетболу и футболу. Люблю плавать в стиле кроль. Часто провожу время у компьютера, и регулярно покупаю диски с играми. А на день рождения мне подарили ноутбук.

А теперь о семье. Моя мама работает ландшафтным дизайнером, а папа - менеджером. Сестра Света любит проводить свободное время с помощью Интернета. На каникулах она работает промоутером, чтобы накопить денег для покупки плеера.

По выходным мы всей семьёй ходим в McDonald`s. Я очень люблю гамбургеры, чипсы и картофель фри, а Света – кока-колу. У всех разные вкусы.

                         Письмо с изменениями:

«Привет! Я Миша, ученик 2 класса. В свободное время от уроков посещаю занятия по залповому мячу, корзиночному мячу и ножному мячу. Люблю плавать в ползающем стиле. Часто провожу время у многофункционального  программируемого устройства   и регулярно покупаю устройства для хранения информации  с играми. А на день рождения мне подарили переносной компьютер, выполненный в виде вертикально раскрывающейся книжки.

А теперь о семье. Моя мама работает пейзажным художником-оформителем, а папа - управляющей рукой. Сестра Света любит проводить свободное время с помощью  локальной межсети. На каникулах она работает человеком, занимающимся продвижением  рекламы, чтобы накопить денег для покупки  портативного  устройства для воспроизведения  звука или видео.

По выходным мы всей семьёй ходим в кафе McDonald`s. Я очень люблю кушанье, приготовленное в виде двух или более ломтиков хлеба и одного или нескольких слоёв начинки., лёгкую закуску в виде тонких обжаренных ломтиков картофеля или иных корнеплодов, а Света любит газированный прохладительный напиток на основе экстрактов южноамериканского кустарника семейства кокаиновых, и  африканского вечнозеленого дерева, листья и семена которых содержат алкалоиды, кокаин и  кофеин

Беседа после аудирования текста

- Какой текст вам более понятен?

- Почему?

- Какие слова вам показались знакомыми?

- Какие из этих слов практически без изменения используются  в русском языке?

   Мы должны узнать, откуда к нам пришли некоторые слова, научиться объяснять их значение и происхождение, правильно употреблять их в своей речи.

Признаки английских слов

По каким элементам в слове можно узнать, что слово пришло из английского языка?

   Соотнесите  английские звуки и русские буквы:

J- [dз]                                         Инг

Ing-[ŋ]                                        Ер

men-[men]                                Дж

er-[ə]                                        Мен

Запишем несколько слов:

Спортсмен                    sportsman

Имидж                                 Image

Джинсы                               Jeans

Дайвинг                               Diving

Сканер                                Scanner

Миксер                               Mixer

А теперь сравните русские и английские слова и найдите сходство в их написании и произношении (слова звучат одинаково, записаны русскими буквами). Сделайте вывод, по каким признакам можно узнать английское слово в русском языке?

  1. Парные согласные  в конце слова – дайвинг /к/, имидж /тш/
  2. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ.
  3. Конечные сочетания ИНГ,МЕН,ЕР (митинг,спайдермен, миксер.

Практическая работа.

  Перед вами бланки с заданием (у каждого ученика, нужно  определить , какие слова можно назвать англицизмами ).

Анкета «Заимствовано ли это слово из английского языка?»

№ п/п

Слово

Заимствовано ли это слово из английского языка?

1

Скотч

2

Диктант

3

Спортсмен

4

Имидж

5

Маяк

6

Джинсы

7

Ноутбук

8

Пружина

9

Крекер

Используя полученные знания, найдите и подчеркните буквосочетания в заимствованных словах.

Отредактируйте предложения.

Те слова, которые нежелательно использовать, замените русскими словами.

1. Я получила замечательный презент на день рождения.

2.Маме подарили миксер.

3.Футбольный матч начался вовремя.

Попадая в другой язык , слово осваивается фонетически (произношение), грамматически, графически, лексически.        

        

Итог:

- Заимствование слова :это хорошо или плохо?

- Где живут заимствованные слова? (В словаре)

- Что ты открыл для себя на уроке? (Узнал про англицизмы)

- Как определить англицизмы, если нет словаря?

Учитель русского языка:

Пока молод ум, свежо восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте любить слово, а значит родной язык и родную историю.

Учитель английского языка:

 Безусловно, в самих заимствованиях нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде жить и мыслить по-американски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, математики, русского языка и природоведения в 3 классе.

интегрированный урок по теме "Лес-наше богатство". расчитан на два урока. ...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Великая Победа, давшая право на жизнь"

7 мая 2010 год65-летие Великой ПобедыРусский язык. 2-3 классы. ТЕМА УРОКА: «Великая Победа, давшая право на жизнь»ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость Победы для каждого россиянина, познакоми...

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

Интегрированный урок«Береги планету!»(Русский язык/Окружающий мир). Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.

Данная разработка урока показывает, как можно организовать изучение родного языка, связав его с актуальной темой охраны нашей планеты Земля.  Задания для изучения глагола (непростой темы в курсе ...

Интегрированный урок – соревнование: по русскому языку и литературному чтению Тема: «Сложные слова»

Урок в 3 классе по УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования)...

Интегрированный урок музыки и русского языка «Магия музыки и слова».

Интегрированный урок в начальной школе  дляучащихся 3 класса....