Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".
методическая разработка по истории (3 класс) по теме
Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На каждое чудо света - 2-3 слайда с видом чуда света и заданиями к части русского языка. Кто заинтересуется, могу выслать на электронный адрес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._istoriya__russkiy_yazyk._3_klass..doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА КУЛИКОВКА ВТОРАЯ
Алёшина Галина Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
2009 – 2010 учебный год.
Форма урока: «Путешествие во времени».
История. Тема: «Семь чудес света».
Русский язык. Тема: «Способы разбора имени существительного».
Оборудование: 1) персональный компьютер;
2) мультимедийное оборудование;
3) диск CD с компьютерной
презентацией;
4) плакаты с названием формы урока,
чудес света.
5) чистописание на развороте доски.
- Организационный момент.
Слайд №1.
- Подготовка к восприятию формы, темы и целей урока. Задачи урока.
- Сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем заниматься двумя учебными предметами: историей как частью предмета «Окружающий мир» и русским языком. Так как мы только приступили к историческому разделу, то я предлагаю вспомнить, что такое «история»?
(История – это наука, которая изучает прошлое нашей страны и всего человечества.)
- Я приглашаю вас совершить путешествие во времени. А узнать, куда мы отправляемся, поможет нам народная мудрость.
Слайд №2.
- Прочитайте русские народные пословицы на экране.
- Как вы понимаете их смысл?
(У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.)
- Какое число повторяется несколько раз? (7)
У многих древних народов число 7 считалось священным числом. В священной книге написано, что Господь сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал.
С числом 7 мы постоянно сталкиваемся в сказках: у рыцаря
Синяя Борода было 7 жён, Белоснежка жила у 7 гномов за семью холмами, Царевна гостила у семи богатырей, храбрый Портняжка убил одним ударом 7 мух.
- Сегодня мы знакомимся с Чудесами света.
Слайд №3.
- Догадались, сколько их? (7)
Семь чудес света – это самые знаменитые произведения искусства и архитектуры древности. Все они были созданы до нашей эры.
- Подскажите, до какого события это происходило?
( До Рождества Христова.)
Чтобы их создать, от архитекторов того времени требовалось много знаний, умений, трудолюбия и терпения. Этого сегодня я желаю вам на уроке.
- А на русском языке мы повторим знания об имени существительном, различные виды разбора.
- Чистописание.
- Настроимся на красивое письмо.
- Разминка для рук.
- Письмо слова и пословицы.
- Напишем цифру семь на одной строке, а на другой – наиболее понравившуюся вам пословицу.
(Показ начертания слова «семь» на левом развороте доски учителем.)
Слайд №4.
- Путешествие во времени к Семи чудесам света.
- Отправляемся в поход
Впереди нас чудо ждёт.
Слайд №5
- Сегодня вас ждут рассказы молодых архитекторов-путешественников, которые расскажут о чудесах света.
ИСТОРИЯ
Слайд №6
Рассказ путешественника о Пирамиде Хеопса в Гизе, в Египте.
ПИРАМИДА ХЕОПСА
Первое чудо света – это пирамида Хеопса в Египте, в Гизе, названная так в честь своего создателя – египетского фараона Хеопса. Она является самым древним чудом, но, несмотря на это, она единственное из семи чудес, которое чудом сохранилось до наших времён. Её ещё называют Большой Пирамидой. Она возглавляет список семи чудес света. Её высота 146метров 60 сантиметров, как 50-этажный дом. Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти отца Снофру. Он хотел быть похороненным после своей смерти в пирамиде, которая превосходит своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды.. Свыше 4000 тысяч человек – художников, архитекторов, каменотёсов и других ремесленников выполняли подготовительные работы целых 10 лет и только потом было начато строительство. А вот пришлось ли фараону Хеопсу после смерти занять пирамиду археологами не доказано. Три с половиной тысяч лет пирамида Хеопса не была потревожена. Когда же халиф Абдалла первым в середине10 века проник в пирамиду, то не нашёл в ней сокровищ, положенных при захоронении фараона. Крышка на гробнице отсутствовала, что нарушало все законы времён фараона Хеопса.
Беседа по содержанию.
- Как называется первое чудо света?
(Египетский фараона Хеопс.)
- Для чего Хеопс её воздвиг?
(Он хотел быть похороненным после своей смерти в пирамиде, которая превосходит своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды.)
- Какая высота пирамиды?
(Её высота 146метров 60 сантиметров, как 50-этажный дом.)
- Почему пирамида Хеопса первая в чудесах света?
(Она – единственное сохранившееся до наших времён чудо.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Слайд №7.
- Образование существительных при помощи суффиксов
-к, -ечк и др. от слов: день, пирамида, крыша.
2) Разбор существительных по составу: сохранность, подножье. ( У доски - два ученика.)
ИСТОРИЯ
Рассказ путешественника о Висячих садах Семирамиды.
Слайд №8.
ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ
Второе чудо света – висячие сады Семирамиды, наименее исследовано учёными. Известно лишь, что они находились в легендарном городе Месопотамии – Вавилоне, а их создателем считается вавилонский царь Навуходоносор Второй для своей жены, персидской царевны, имя которой, как предполагают историки и было Семирамида. Он большую часть своего правления провёл в военных походах, поэтому сады скрашивали одиночество Семирамиды. Царь отдал приказ солдатам – во время походов в далёкие страны выкапывать и собирать все не известные им растения и переправлять их в Вавилон. Так возник первый в мире Ботанический сад.
Дворцовые сады не были диковинкой по тем временам, однако висячие сады поражали воображение – по красоте дворцово-паркового ансамбля и многообразию растущих там растений они не знали себе равных.
За садом ухаживали рабы, которые на палящей жаре, при температуре около 50 градусов, неустанно качали воду из источника в мелкие каналы, по которым она стекала с верхней террасы, орошая сад. В то время как Вавилон изнывал от беспощадной жары, здесь всё цвело, радуя глаз.
Нашёл эти сады немецкий археолог Роберт Кольдевей в 1898 году Н.Э.
Беседа по содержанию.
- Как называется второе чудо света?
( Висячие сады Семирамиды.)
- Кто их создал и для кого?
(Их создателем считается вавилонский царь Навуходоносор Второй. Он придумал их для своей жены, персидской царевны, имя которой, как предполагают историки, и было Семирамида.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
- Запись предложения под диктовку.
Слайд №9.
Вода стекала по каналам с верхней террасы на все этажи Висячих садов Семирамиды.
- Обозначьте все известные вам орфограммы. На какое правило орфограмм больше всего?
(Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.)
- Как проверить безударную гласную в корне?
4) Игра «Угадай слово».
Слайд №10.
- Какой частью речи являются отгаданные слова? Докажите. ( Диковинка, развалины.)
ИСТОРИЯ
Слайд №11.
Рассказ путешественника
о Статуи Зевса в Олимпии.
СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Третье чудо света - Статую Зевса создал афинский скульптор Фидий, величайший художник античного мира. Верховный бог сидит на троне, в его левой руке – символ верховной власти – скипетр, набалдашник которого украшает орёл, олицетворяющий священную волю. В правой руке Зевса – крылатая богиня Победы Ника, размером в человеческий рост, на голове – венок из оливковых ветвей, как у олимпийских атлетов победителей. Ногами он опирается на подставку, которую держат два льва.
Сначала Фидий построил каркас из железа, дерева и гипса, который по размерам примерно соответствовал фигуре Зевса. Затем открытые участки тела – лицо, руки, ноги – были искусно облицованы пластинами слоновой кости. Волосы, одежду и сандалии Зевса изготовили из чистого золота.
На создание фигуры олимпийского Зевса пошло около 200кг золота. (4 млн. евро). Глаза Зевса были изготовлены из огромных, величиной с кулак, драгоценных камней.
Раз в 4 года греки становились свидетелями и участниками необычных состязаний, проходивших в Олимпии – месте поклонения Зевсу, верховному греческому богу, ведь состязания устраивались в его честь. Эти игры были учреждены Зевсом в честь победы над своим отцом Кроносом.
- Много столетий в награду победители получали лишь оливковую ветвь. Но в iv веке до Р.Х. спортсмены стали получать в награду большую сумму денег, которой хватало на целый год, до следующих игр. Так олимпийцы из «любителей» превращались в «профессионалов».
Беседа по содержанию.
- Назовите третье чудо света. (Статуя Зевса в Олимпии.)
- Назовите имя афинского скульптора.
(Фидий, величайший художник античного мира.)
- Статую какой богини держит в руках Зевс?
(Статую крылатой богини Победы Ники.)
- В честь какого события были учреждены Зевсом первые состязания в Олимпии?
(Эти игры были учреждены Зевсом в честь победы над своим жестоким и коварным отцом Кроносом.)
- Как вы думаете, продолжаются ли эти состязания в наше время? (Да. 12 февраля 2010 года в Канаде в городе Ванкувер открылись ххi зимние олимпийские игры. Спортсмены со всего мира съехались, чтобы продемонстрировать свои выдающиеся спортивные достижения. Команда спортсменов из России претендует не на один десяток олимпийских медалей. Пожелаем им удачи!)
РУССКИЙ ЯЗЫК
5) Разбор существительного как часть речи.
Слайд №12.
На создание фигуры олимпийского Зевса пошло около 200кг золота. (4 млн. евро).
Фигуры – (чего?), н.ф. (что?) фигура – сущ., неодуш., ж. р., ед. ч.
ИСТОРИЯ
Слайд №13.
Рассказ путешественника о Храме Артемиды.
ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ
Храм Артемиды – четвёртое чудо света. В одну из жарких летних ночей 356 года до Рождества Христова какой-то человек, стараясь не привлекать к себе внимания, прокрался по улицам Эфеса к храму Артемиды и поджёг его. Так как большая часть храма Артемиды была из дерева, то пожар уничтожил его мгновенно. Тысячелетний храм сгорел дотла. Этим варваром был грек Герострат. Зачем он это сотворил? Представ перед судом, приговорившим его к жесточайшим пыткам, человек признался, что он поджёг храм, чтобы обессмертить своё имя для потомков. Жители Эфеса пришли к единодушному мнению – никогда не называть имя безумца. Однако оно всё же вошло в историю.
Храм воздвигнут в честь Артемиды, богини Луны и охоты, покровительницы городов, женщин и животных. Она была дочерью Зевса. И божественный отец спас статую Артемиды. Каково же было удивление окружающих, когда под слоем пыли и пепла после пожара откопали статую Артемиды почти неповреждённую. Развалины старого храма стали фундаментом для нового, более высокого и величественного.
Ещё 3 столетия простоял новый храм Артемиды. В 262 году Н.Э. он был разграблен и частично разрушен готами.
- В 1903 году Н.Э. английский археолог Дэвид Хогарт нашёл сокровища Артемиды: 3000 ценнейших жемчужин, серьги, шпильки для волос, монеты из сплава золота и серебра. Все сокровища и сейчас хранятся в музеях Турции.
Беседа по содержанию.
- Назовите четвёртое чудо света.
(Храм Артемиды – четвёртое чудо света.)
- Кто поджёг Храм Артемиды? (Грек Герострат.)
- Для чего он это сделал?
(Чтобы увековечить своё имя на века.)
- Как помогло покровительство Зевса статуе Артемиды?
(Каково же было удивление окружающих, когда под слоем пыли и пепла после пожара откопали статую Артемиды почти неповреждённую.)
- Как обошлись местные жители со статуей Артемиды?
(Развалины старого храма стали фундаментом для нового, более высокого и величественного храма Артемиды.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
6) Запись предложения под диктовку.
Под слоем пыли и пепла жители Эфеса откопали почти целую статую Артемиды.
Слайд №14.
- Разберём предложение по членам предложения.
7) Разбор существительных по составу: безумец, богиня, пластины самостоятельно.
- Разберите по составу только имена существительные с одинаковым корнем!
- Подберите ещё два слова с таким же суффиксом. ( Картина, низина, быстрина, вершина и др.)
ИСТОРИЯ
Слайд №15.
Рассказ путешественника о Галикарнасском мавзолее.
ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ
Пятое чудо света – это гробница Мавзола в Галикарнасе.
Мавзол – это карийский царь. Кария – это область, расположенная на юго-восточном побережье Малой Азии.
Мавзол решил построить себе гробницу, которая должна была напоминать о нём и о его деяниях потомкам из далёкого будущего. Вначале соорудили фундамент 33 на 39 метров, на котором возвышался массивный куб длиной 27м и шириной 33м. Над ними располагалась гробница в виде храма с целлой, окружённая 36 колоннами высотой 11м каждая. Над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой (упряжка из четырёх лошадей). Общая высота гробницы составляла 42м, что приблизительно равно высоте 14-этажного дома.
Однако этим величавым шедевром сам Мавзол не смог полюбоваться. Он умер, когда гробница не была достроена. Тогда его жена Артемизия в знак своей безграничной любви довела строительство до конца. Достраивая гробницу жена Мавзола увековечина и себя, ведь ведь конями квадриги на крыше мавзолея правил не возница, царская чета – Мавзол и Артемизия. Его до сих пор называют «памятником беззаветной любви».
Способ захоронения в гробницах был впоследствии заимствован почти всеми народами. С тех пор многих знаменитостей хоронили в подобных гробницах, которые назвали мавзолеями. Галикарнасская гробница просуществовала 1500 лет. В 12 веке Н.Э. во время землетрясения гробница рухнула.
Беседа по содержанию.
- Назовите пятое чудо света. ( Галикарнасский мавзолей.)
- для чего карийский царь Мавзол приказал построить его?
(Гробница должна была напоминать о нём и о его деяниях потомкам из далёкого будущего.)
- Какова была общая высота гробницы?
(Общая высота гробницы составляла 42м, что приблизительно равно высоте 14-этажного дома.)
- Почему Галикарнасский мавзолей до сих пор называют «памятником беззаветной любви»?
(Его жена Артемизия в знак своей безграничной любви довела строительство почти до конца.)
- Есть ли мавзолеи в России?
( Да. В Москве на Красной площади стоит мавзолей вождю мировой революции В.И.Ленину.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
8) Наблюдение над способом образования имён существительных.
Слайд №16.
- Прочитайте предложение.
Во время землетрясения гробница Мавзола рухнула.
- Какое интересное образование имени существительного наблюдаем? ( Слияние двух основ.)
- Запишите это слово и разберите по составу.
( 1 ученик у доски С ГОТОВОЙ ЗАПИСЬЮ)
ИСТОРИЯ
Слайд №17.
Рассказ путешественника о Колоссе Родосском.
СТАТУЯ КОЛОСА В РОДОСЕ
В мифах древних греков сказано, что, когда отец всех богов Зевс делил земли между богами, то Гелиос сам попросил остров Родос. Зевс согласился и с тех пор Гелиос покровительствует жителям Родоса.
Шёл 305 год до Н.Э. Царь Фригий Деметрий потребовал от родосцев присоединиться к нему против египетского правителя, родосцы не согласились. Тогда Деметрий держал остров в осаде. Жители Родоса взывали к своему богу, клялись воздвигнуть в его честь статую огромной величины. И бог солнца подсказал им нужное решение. После поражения в этом сражении царь Деметрий снял осаду города и заключил с родосцами мирный договор. А родосцы изваяли огромную статую.
Статуя такой величины (36м) даже по меркам нашего времени является выдающимся сооружением. Каждый палец Гелиоса был выше человеческого роста и такой толщины, что его нельзя было обхватить обеими руками. Никаких изображений Гелиоса не сохранилось, известно лишь то, что лицо и корона Гелиоса были покрыты золотом. Простояла она всего 66 лет. Во время землетрясения статуя колоса дала трещину в коленях и рухнула на землю.
Беседа по содержанию.
- Назовите шестое чудо света. (Шестое чудо света – это статуя колосса Родосского или бога Гелиоса (бога Солнца).)
- Какой высоты была статуя Колосса Родосского? (36 метров.)
- С чем можно соотнести размеры статуи? (Каждый палец Гелиоса был выше человеческого роста и такой толщины, что его нельзя было обхватить обеими руками.)
- Сколько лет простояла статуя Колосса Родосского? (66 лет.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Слайд №18.
9) Словарная работа.
- Слова в этом задании имеют хоть какое-то отношение ко всем чудесам света. Работаем по вариантам: 1-ый вариант – выписывает слова с непроверяемой безударной гласной О,
2-ой – не с гласной О.
Р…кзак, м…чта, в…лшебный,
х…рошо, пр…дмет, п…года.
- Попробуйте составить предложение с одним из данных слов на тему нашего урока.
10) Запись наиболее удачных предложений.
(Моя мечта – увидеть Пирамиду Хеопса. Меня очаровали волшебные сады Семирамиды. Хорошо бы увидеть старинные жемчужины из Храма Артемиды.)
ИСТОРИЯ
Слайд№19.
Рассказ путешественника об Александрийском маяке.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК НА ФАРОСЕ
И последнее чудо света – Александрийский маяк.
Маяк, высотой 130м, расположенный в устье Нила и явивший собой невероятное торжество технической мысли поразил мир. Его задумал и наметил план застройки сам Александр Македонский. Как и все мореходные сигналы того времени, Александрийский маяк предназначался для использования в дневное время. Но Александрийская гавань быстро превратилась в оживлённый центр морской торговли. Кораблям приходилось заходить в гавань даже ночью. На маяке пришлось установить мощное освещение с зеркальным отражением. Свет луча был настолько ярким, что казалось, его можно увидеть и на краю света. Это и явилось причиной того, что Александрийский маяк был причислен к седьмому чуду света. По названию острова, на котором он стоял, его стали называть «фаро». Впоследствии это слово на всех языках стало обозначать любой маяк. А в русском языке от него произошло слово «фара».
Более 1000 лет простоял он в целости и сохранности. Тем не менее его, как и другие чудеса света, постигла печальная участь: в 1100году до н.э. он обрушился во время землетрясения. Но на фундаменте маяка в 1480 году мамлюкский султан Кайт-бей построил крепость, которая стоит и до сих пор.
Беседа по содержанию.
- Назовите последнее чудо света.
(И последнее чудо света – Александрийский маяк
высотой 130м, расположенный в устье реки Нил.)
- Назовите высоту маяка. (130 метров.)
- Какое слово в русском языке произошло от названия острова, на котором стоял Александрийский маяк?
( По названию острова, на котором стоял маяк -Фарос, его стали называть «фаро». Впоследствии это слово на всех языках стало обозначать любой маяк. А в русском языке от него произошло слово «фара».)
РУССКИЙ ЯЗЫК
11) Звукобуквенный разбор существительного фара.
Фара – 2 слога.
[ф] – согл., глух., тв.
[a] – глас, удар.
[р] - согл., звон., сонор., тв.
[а] - глас., безуд.
--------------------------
4 б., 4 зв.
- Итог урока. Рефлексия.
О чудесах завершаем рассказ
И возвращаемся снова в наш класс.
Здесь подведём мы урока итог,
Чтобы закончить его ровно в срок.
- Обобщающая беседа о чудесах света.
Слайд №20.
- Вспомним 7 чудес света по порядку.
1 – гробница египетского фараона – Пирамида Хеопса.
2 – какие волшебные сады нас удивили –
Висячие сады Семирамиды.
3 – статуя верховного бога – Статуя Зевса.
4 – какое строение поджёг Герострат – Храм Артемиды.
5 – «памятник беззаветной любви –
Галикарнасский мавзолей.
6 – памятник богу солнца – Колосс Родосский.
7 – 130метровое сооружение, подающее сигнал морякам
Александрийский маяк.
- Повторение об имени существительном.
- Что такое имя существительное?
( Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Какие постоянные признаки имеет?
( Род (мужской, женский и средний), одушевлённое или неодушевлённое.)
- Какие непостоянные признаки имеет? ( Число.)
3) Рефлексия.
- Понравилось путешествие?
Слайд №21.
- Кто хочет снова повидать 7 чудес света, рекомендую 2 книги: 1) Ганс Райхард «Семь чудес света», 2) Ганс Райхард «Чудеса света».
ЛИТЕРАТУРА
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 30го класса. В 2-х частях. Часть 2. Изд. 3-е, перераб. – М. ; Баласс. 2008. – с.7-51, ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».)
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М. : Баласс, 2007. – с. 95-118. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2-х частях. Часть 2. – М. : Баласс. – с. 22-27. Ил. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».)
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Рабочая тетрадь. С.8-9.
- Райхард Ганс. Семь чудес света. Перевод с немецкого В.Ф.Полежаевой. Изд. «Слово».
Серия «Что есть что?» 1994. 46 с.
- Райхард Ганс. Чудеса света. Перевод с немецкого Т.П.Семёновой. Изд. «Мир книги».
Серия «Зачем и почему?» 2006. 49 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Великая Победа, давшая право на жизнь"
7 мая 2010 год65-летие Великой ПобедыРусский язык. 2-3 классы. ТЕМА УРОКА: «Великая Победа, давшая право на жизнь»ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость Победы для каждого россиянина, познакоми...
урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"
1.План - конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"
Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку « Растения весной. Первоцветы. Закрепление знаний об имени существительном как части речи».
интегрированный урок окружающего мира и русского языка...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 3класс "Обобщение об имени существительном. Зелёная одежда земли.
Урок русского языка по программе "Ш-2100" зкласс, но можно использовать по любому УМК....
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Морфологический разбор имени существительного как части речи»
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного....