Рабочая программа по информатике для 4 класса
рабочая программа по информатике (4 класс)

Шпакова Елена Александровна
Программа курса по информатике для 4 класса «Первые шаги в мир информатики» составлена в соответствии с требованиями нового стандарта начального общего образования 2009года в соответствии с базисным учебным планом ОУ – 1 час в неделю ( 34 ч в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_4_kl.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа курса по информатике для 4 класса «Первые шаги в мир информатики» составлена в соответствии с требованиями нового стандарта начального общего образования 2009года в соответствии с базисным учебным планом ОУ – 1 час в неделю ( 34 ч в год).

          Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

               Данная программа будет реализовываться в специальном (коррекционном) классе VII вида, учитывая  особенности детей:

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей специального (коррекционного ) обучения  VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  • Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемости.

 В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

             Содержание программы дополняется вопросами, предусмотренными методическим письмом по вопросам обучения информатике в начальной школе. К ним относятся: обработка, передача, хранение информации с помощью компьютера; компьютер как исполнитель алгоритма; организация информации в компьютере; основные команды, понимаемые компьютером; преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера.

         Оканчивая начальную школу, ученик должен овладеть определенными умениями и навыками в области информатики, включая знакомство с персональным компьютером. В связи с этим курс информатики должен быть включен в учебный план начальной школы.

          Программа курса предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне.

       В курсе выделены два компонента:        

1.общеобразовательный (без компьютеров);

2.технологический «Учимся работать на компьютере» (с применением компьютеров).

         Компьютерный компонент предусматривает работу с компьютером, формирование первичных умений работать с информацией с помощью ПК. Безкомпьютерный   компонент нацелен на изучение основ компьютерной грамотности, овладение понятийным аппаратом, формировании готовности к встрече с компьютером при дальнейшем обучении. При отсутствии компьютеров в школе, компьютерный компонент не изучается. В идеальном варианте изучаются 2.

Цели и задачи курса        

       Основная цель – формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

       Задачи:

- сформировать первоначальные представления об основных устройствах компьютера;

- познакомить с основными командами, понимаемыми компьютером;

- сформировать представление об организации информации в компьютере;

- познакомить с информационными процессами (преобразованием, хранением, передачей информации), осуществляемыми с помощью компьютера;

- сформировать первоначальные умения работы с информацией и общения с компьютером;

 -познакомить учащихся с терминологией при работе с компьютером (файл, папка, курсор, текстовый редактор…) для осознанного пользования им.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся, акцент делается на формирование элементов информационной культуры: умение определять источники информации, ее поиск, анализировать полученную информацию; создавать новые информационные модели; уметь работать с информацией индивидуально и в группе, в частности с использованием компьютера.

Принципы построения курса

        Концептуальные основы курса определяются методическим письмом по вопросам обучения информатике в начальной школе, и соответствуют обязательному минимуму содержания образования по информатике в общеобразовательной школе.

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в стандартах Российского общего образования 2004г.

            Курс по информатике «Первые шаги в мир информатики» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

  1. Обучение на высоком уровне трудности

       Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение информационными категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия

  1. Быстрый темп изучения материалов

      На каждом уроке ученики сталкиваются с новым материалом, либо с отработкой ранее изученного материала с новым взглядом.

  1. Принцип научности

В процессе знакомства с новыми понятиями или категориями происходит опора на науку, как источник системы понятий, закономерностей. Все вводимые термины направлены на осознание их, а не на заучивание

  1. Осознание процесса учения

Изучая информационные понятия, учащиеся находят взаимосвязи с другими областями знаний и с окружающей жизнью.                              

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник для учащихся 4 кл «Первые шаги в мир информатики», автор Новикова И.В., Смоленск, Ассоциация XXI век, 2009г.

Цель: формирование первоначальных представлений о свойствах информации; способах работы с ней; в частности, с использованием компьютера.

Задачи: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;

- сформировать представление о возможностях работы с информацией с использованием текстового редактора Microsoft Office Word;

- познакомить с информационной деятельностью человека;

- сформировать представление о компьютерных сетях;

- познакомить с простейшими приемами поиска информации;

- сформировать представления о современном информационном обществе.

  1. Результаты освоения предмета «Информатика»

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Основные разделы:

1.Что мы знаем о компьютере.(1ч.)

2.Работа с текстовым редактором Microsoft Word.(11ч.)

3.Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.(12ч.)

4.Дополнительные устройства компьютера.(6ч.)

5.Повторение пройденного за 4 класс.(3ч.)

6.Тест «Что я узнал о компьютере.» (1ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ

(1 час в неделю).

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата по факту

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31-33

34

1.Что мы знаем о компьютере(1ч.)

2.Работа с текстовым редактором Microsoft Word(11ч.)

Правила эксплуатации компьютера.

Текстовый и графический редакторы.

Выделение текста.

Редактирование текста.

Буфер обмена.

Работа с таблицами.

Работа с картинками.

Программа «Калькулятор.»

Весёлый привал: сотовый телефон и безопасность здоровья.

Практическая работа на компьютере по теме: «Текстовый редактор.»

3.Информационная деятельность человека. Компьютерные сети. (12ч.)

Информационная деятельность человека.

Хранение и поиск информации.

Поиск информации в компьютере.

Компьютерные сети.

Глобальная сеть Интернет.

Поиск информации в Интернете.

Компьютерные вирусы.

Правила поведения в Интернете.

Информационная безопасность личности.

Электронная почта.

Весёлый привал: смайлики.

Тест по теме: «Информационная деятельность человека.»

4.Дополнительные устройства компьютера.(6ч.)

Устройства хранения информации.

Дополнительные устройства компьютера.

Принтер.

Сканер.

Цифровая фотокамера, модем.

Вопросы и задания для закрепления.

Повторение пройденного за 4 класс.

Тест « Что я узнал о компьютере.»

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        

«Рассмотрено и согласовано»

МО учителей младших кл.

Протокол № 1

от 27.08. 2014г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28.08.2014г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»

от 29.08. 2014г.

   …………(А.В.Поклонов)

Рабочая программа по информатике

для 4 класса VII вида

составлена учителем начальных классов

Шпаковой Еленой Александровной

г.Демидов,

2014-2015 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....