Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_3_klass_ikt.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ШР «СОШ № 1» ________________ М.Г.Воробьева «________»________________2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ ШР «СОШ № 1» _________________________(Ф.И.О.) «________»________________2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Руководитель МО _____________________ (Ф.И.О.) «________»________________2015 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ
для 3 класса на 2015 – 2016 учебный год
Учитель Воробьева Ольга Александровна
Количество часов: 34
Учебно-методический комплекс:
- Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс, Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Тетрадь для контрольных работ. «Информатика и ИКТ» 3 класс, Н.В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год
- Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу для 3 класса.
г. Шелехов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2015-16 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год, а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.
Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
Цель курса: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачи:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Место и роль предмета информатики
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Раздел | Тема урока | Деятельность учащихся |
Глава 1. Повторение: информация, человек и компьютер. 7 часов. | Человек и информация | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство со структурой курса, методическим аппаратом, структурой учебника, навигационными значками (с. 4); обсуждение «горизонтов» развития; определение входных знаний, самоанализ; повторение понятий, связанных с восприятием информации человеком; анализ видов новой информации, полученной во время каникул, характеристика способов ее получения; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Человек и информация | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: выстраивание познавательного маршрута изучения главы 1, целеполагание; постановка учебной задачи для мини-групп с опорой на иллюстрации раздела; работа в мини-группах по индивидуальным заданиям (изучение способов получения информации человеком с помощью различных органов); индивидуальная работа по выполнению заданий электронного приложения, обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 12-13); фронтальный опрос; проверка сформированности основных понятий по материалам рубрики «Знать» (с. 26-27); совместное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Источники и приемники информации | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний об источниках и приемниках информации (фронтальный опрос); комментирование иллюстраций (с. 16-17); совместное обсуждение понятий «источник» и «приемник информации» и схемы (с. 18); подбор примеров источников и приемников информации; рассказ учителя об искусственных и естественных источниках информации;, работа в малых группах по индивидуальным заданиям; подбор примеров источников искусственной и естественной информации; составление краткого описания иллюстраций (с. 19-22); комментирование таблицы (с. 23), подбор примеров; проверка сформированности основных понятий по материалам рубрики «Знать» (с. 26-27); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Носители информации | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальный опрос по материалам домашнего задания; актуализация знаний о носителях информации; рассказ учителя о носителях информации с использованием различного иллюстративного материала, в том числе учебника; работа в малых группах (подбор примеров и описание носителей информации с использованием материалов учебника, с. 31-33), обсуждение; совместная работа с таблицей (с. 34), формулирование вопросов, подбор примеров; самостоятельная работа по заданиям электронного приложения, обсуждение; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания на основании вопросов и заданий рубрики «Знать» (с. 36) и заданий рабочей тетради; комментирование итогового оценивания | ||
Компьютер | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка домашнего задания; актуализация знаний о компьютере (обращение к личному опыту); изучение материалов параграфа (с. 37-40) совместно с учителем; работа в малых группах (работа с таблицами, с. 41,43); проверка сформированности основных понятий по материалам рубрики «Главное» (с. 48); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Компьютер | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка домашнего задания, актуализация знаний о компьютере; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 45-48), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение главы 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний об информации, ее источниках и приемниках, составе персонального компьютера по материалам рубрики «Теперь мы знаем» (с. 50); выполнение индивидуальных творческих заданий в компьютерной среде по материалам рубрики «Мы научились» и с использованием работы с терминами (с. 51-52), обсуждение, корректировка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Глава 2. Действия с информацией. 12 часов. | Получение информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 2, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); актуализация знаний о наблюдении; беседа по иллюстрациям (с. 56) с опорой на личностный опыт о способе познания с помощью наблюдения; работа в малых группах по материалам учебника (с. 58—61) по индивидуальным заданиям, обмен знаниями; самостоятельная работа по индивидуальным маршрутам по заданиям рабочей тетради, обсуждение, взаимопроверка, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Получение информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке; актуализация первичных знаний об измерении (обращение к личному опыту); беседа по иллюстрациям (с. 62-63); работа в малых группах по материалам учебника (с. 6264) по индивидуальным заданиям; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 64-66), обмен знаниями; групповая работа по индивидуальным маршрутам по заданиям рабочей тетради и электронного приложения, обсуждение, взаимопроверка, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Представление информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация входных знаний (беседа); работа с таблицей (с. 69), подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 72), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированности основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Кодирование информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация первичных знаний о кодировании информации; изучение материалов параграфа совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа и по материалам электронного приложения; комментирование иллюстраций (с. 76-77); подбор примеров закодированной информации; работа в малых группах по заданию рубрики «Выполни» (с. 80—82), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Кодирование и шифрование данных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация первичных знаний о кодировании данных и шифровании; изучение материалов параграфа (с. 85-88), совместно с учителем; беседа, дискуссия; поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; работа с таблицами (с. 86—88), подбор аналогичных примеров; составление кодов и их описание, обмен заданиями, декодирование закодированных сообщений одноклассников, взаимное консультирование, комментирование примеров кодирования и декодирования; работа в малых группах по индивидуальным заданиям с использованием рабочей тетради и электронного приложения, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Кодирование и шифрование данных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); актуализация знаний о кодировании данных и шифровании, проверка домашнего задания (фронтальная работа); изучение материалов параграфа (с. 88-92) совместно с учителем; беседа, дискуссия; составление двоичных кодов и их описание, обмен заданиями, декодирование закодированных сообщений одноклассников, взаимное консультирование, комментирование примеров кодирования и декодирования; работа в малых группах по заданию рубрики «Выполни» (с. 92—93), обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Хранение информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); рассказ учеников о способах хранения информации (обращение к личному опыту) с использованием иллюстраций (с. 96-98); работа в малых группах (поиск новых сведений о способах хранения информации в материалах параграфа, с. 95—98), обмен знаниями, обсуждение; выполнение индивидуальных заданий электронного приложения; проверка сформированности ключевых понятий по материалам рубрики «Главное» (с. 108); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Хранение информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение основных понятий (с. 100-105) совместно с учителем; рассказ учителя с элементами беседы; поиск ответов на вопросы; комментирование иллюстраций, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 106-107), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированное™ ключевых понятий по материалам рубрики «Главное» (с. 108); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Обработка информации и данных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение способов обработки числовой информации по материалам параграфа (с. 110—113), подбор аналогичных примеров; составление задач на обработку чисел; работа в малых . группах по индивидуальным заданиям, в том числе с использованием заданий электронного приложения, обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Обработка информации и данных | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение способов обработки текста и графики по материалам параграфа (с. 114-116); самостоятельная работа обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение по главе 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проверка усвоения основных терминов; работа в группах (обобщение и расширение изученного с использованием материалов книги «Расширь свой кругозор», электронного приложения, сетевых ресурсов), обсуждение, формулирование выводов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение по главе 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; поиск ответов на вопросы учителя, формулирование выводов; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 27), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения | ||
Глава 3. Мир объектов. 6 часов. | Объект. Его имя и свойства | Формирование у учащихся умений по- i строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об объектах и их свойствах (беседа с опорой на личный опыт); построение информационного маршрута главы 3, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); комментирование иллюстраций (с. 8-10); рассказ учителя об объекте, имени и свойствах объекта; работа с материалами параграфа; поиск ответов на вопросы учителя, подбор примеров, обоснование; работа в малых группах с таблицей (с. 12-13), подбор аналогичных примеров, составление табличного описания, обмен знаниями, обсуждение; индивидуальная практическая работа в компьютерной среде, взаимное консультирование, обмен знаниями, формулирование выводов; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Функции объекта | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): вступительное слово учителя; высказывание гипотез о функциях объектов, изображенных на рисунках (с. 22-23); детальное изучение свойств объектов (элементарный состав, функции, назначение, действия) с помощью примеров учителя и текста параграфа; совместная работа с таблицами (с. 24, 26), подбор аналогичных примеров; беседа, рассуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 27-29), взаимопроверка; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Отношения между объектами | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): рассказ учителя; беседа; поиск ответов на вопросы; устное комментирование иллюстраций параграфа, подбор примеров отношений между объектами; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 37-39), обсуждение, взаимное консультирование; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Характеристика объекта | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): совместное изучение материалов параграфа; рассказ учителя; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; изучение графических материалов пара графа, подбор аналогичных примеров; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 47), обсуждение, взаимное консультирование; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Документ и данные об объекте | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: совместное изучение материалов параграфа; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа, обсуждение ответов работа в малых группах (анализ примеров 1-3 (с. 55-57), подбор аналогичных примеров), обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 58), обмен знаниями; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение по главе 3 | Нормирование у учащихся способностей с рефлексии коррекционно-контроль- того типа и реализации коррекционной -юрмы (фиксирования собственных за- груднений в деятельности): выполнение индивидуальных творческих заданий, в том числе с использованием материалов главы и электронного приложения, книги «Расширь свой кругозор», обмен знаниями; совместное проектирование выполнения индивидуальных домашних заданий; комментирование итогового оценивания | ||
Глава 4. Компьютер, системы и сети. 9 часов. | Компьютер – это система | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): построение информационного маршрута главы 4, установление связей с ранее изученными понятиями (обсуждение, дискуссия); изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; дискуссия; работа в группах «сильный — слабый» по заданию рубрики «Выполни» (с. 70-71), обмен знаниями, обсуждение; проверка сформированное™ знаний; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | |
Системные программы и операционная система | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): изучение материалов параграфа совместно с учителем; поиск ответов на вопросы учителя в тексте параграфа; дискуссия; работа в группах «сильный — слабый» (работа со схемами и диаграммами), обмен знаниями, обсуждение; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 78-79), обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Файловая система | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка практических приемов работы с файлами; самостоятельная работа о заданию рубрики «Выполни» (с. 86), обмен знаниями; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Файловая система | Формирование у учащихся способностей < рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных тестовых и практических заданий (работа с файлами и файловой системой), обсуждение, корректировка; работа в группах «сильный — слабый» с материалом, вызвавшим затруднения, поиск дополнительных сведений в книге «Расширь свой кругозор»; совместное проектирование выполнения индивидуальных домашних заданий; комментирование итогового оценивания | ||
Компьютерные сети | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний . (понятий, способов действий и т. д.): рассказ учителя; поиск ответов на вопросы; дискуссия; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 93), взаимоконтроль; коллективное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Информационные системы | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, актуализация знаний об информационных системах (обращение к личному опыту), комментирование иллюстраций (с. 97); рассказ учителя о сети Интернет; краткие сообщения учеников о личном опыте использования сети Интернет; выполнение индивидуальных практических компьютерных заданий, обсуждение, совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Информационные системы | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: рассказ учителя о гиперссылках, поисковых системах и графическом Интерфейсе; работа в малых группах по индивидуальным практическим заданиям (работа с поисковой системой в сети Интернет), обмен знаниями; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 104), обсуждение; совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение по главе 4 | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: решение разноуровневых задач по теме главы; проверка усвоения основных понятий по материалам рубрики «Термины для запоминания» (с. 109); совместное проектирование выполнения домашнего задания; комментирование итогового оценивания | ||
Повторение и обобщение по главе 4 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, обсуждение; проверка сформированное™ знаний по материалам рубрик «Теперь мы знаем», «Мы научились» (с. 106-108); комментирование итогового оценивания |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Информация, человек и компьютер. 7/1 |
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Знать: что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ; правила работы с компьютером и технику безопасности. Уметь: называть органы чувств и различать виды информации; различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин. Контрольная работа «Человек и информация» | |
2 | Действия с информацией. 9/1 |
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде. Знать: что данные - это закодированная информация Уметь: получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | |
3 | Мир объектов. 10/1 |
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах. Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту; представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера. Контрольная работа по теме «Мир объектов» | |
4 | Компьютер, системы и сети. 8/1 |
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое информационная система и из чего она состоит. Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных; уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы; уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети». |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;
- уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;
- владеть основами пространственного воображения;
- уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
- уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);
- знать правила работы с компьютером и технику безопасности;
- уметь составлять простые и составные логические выражения;
- уметь определять истинность простых логических выражений;
- уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;
- уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;
- уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;
- иметь представление о процессе управления;
- уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится понимать:
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные - это закодированная информация;
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
- что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных;
- назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
- что электронный документ – это файл с именем;
- что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система;
- что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
- что такое информационная система и из чего она состоит.
В том числе для детей с ОВЗ
- составлять элементарные алгоритмы деятельности;
- создавать несложные модели;
- отличать источники информации от приемников.
Ученик получит возможность научиться:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- называть части компьютера, программы и виды данных;
- уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
- уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 3А, 3Б, 3В класса. Учитель Воробьева О.А.
Календарно-тематическое планирование составлено для 3А, 3Б, 3В классов с учетом особенностей классного коллектива.
№ | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | |||||
План | 3А | 3Б | 3В | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Глава 1. Повторение: информация, человек и компьютер. 7 часов. | |||||||||
1 нед. сент. | Техника безопасности. Человек и информация | Вводный урок. Урок общеметодологичес-кой направленности | Систематизировать знания об информации и способах ее получения человеком | Познавательные: характеризовать способы восприятия информации человеком, приводить примеры. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Приобретение опыта оценки личностных знаний, умений, анализа учебной ситуации, проектирования учебной деятельности | ||||
2 нед. сент. | Человек и информация | Урок общемето-дологической направленности | Иметь представление о том, что человек живет в мире информации, о способах восприятия информации человеком | Познавательные: анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств; находить информацию в тексте; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию | Формирование умений осуществлять совместную информационную деятельность, реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового | ||||
3 нед. сент. | Источники и приемники информации | Урок общемето-дологической направленности | Иметь представление об источниках и приемниках информации | Познавательные: различать и характеризовать источники и приемники информации, искусственные и естественные источники информации; воспринимать информацию, представленную в текстовой и графической формах; работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий | Развитие творческого подхода в учении, аналитической формы мышления | ||||
4 нед. сент. | Носители информации | Урок общемето-дологической направленности | Иметь представление о носителях информации | Познавательные: определять и называть носители информации; представлять и анализировать информацию в табличной форме; работать с текстовой и графической информацией. Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию перед оппонентами. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий; регулировать весь процесс выполнения учебных действий и четко выполнять требования познавательной задачи | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||
1 нед. окт. | Компьютер | Урок общемето-дологической направленности | Иметь представление о компьютере; научиться различать и называть части компьютера | Познавательные: определять и называть устройства компьютера, описывать их функциональное назначение; называть функции компьютера. Коммуникативные: сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать и аргументировать свою позицию. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном; оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
2 нед. окт. | Компьютер | Урок общемето-дологической направленности | Иметь представление о компьютере; научиться различать и называть части компьютера | Познавательные: определять и называть части компьютера, описывать их функциональное назначение; называть функции компьютера. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении; отстаивать и аргументировать свою позицию. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном; оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки | Формирование творческого отношения к учению; формирование способности к осознанному выбору технических средств для решения задач | ||||
3 нед. окт. | Повторение и обобщение главы 1 | Урок рефлексии | Иметь представление о компьютере как помощнике человека при работе с информацией и как системе взаимосвязанных частей | Познавательные: различать и называть носители информации; называть части компьютера и описывать их функции; использовать компьютер в работе. Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: определять способ действий в соответствии с указанным описанием | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, творческому выбору средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач | ||||
Глава 2. Действия с информацией. 12 часов | |||||||||
4 нед. окт. | Получение информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о способах и инструментах получения информации | Познавательные: получать и структурировать информацию. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки | ||||
2 нед. ноябрь | Получение информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о способах и инструментах получения информации | Познавательные: получать и структурировать информацию. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки | ||||
3 нед. ноябрь | Представление информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о способах представления информации | Познавательные: представлять информацию и называть способ представления; выбирать подходящий способ представления информации. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. ноябрь | Кодирование информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования | Познавательные: кодировать информацию различными способами. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
1 нед. декаб. | Кодирование и шифрование данных | Урок открытия нового знания | Иметь представление о кодировании и шифровании данных | Познавательные: кодировать и шифровать письменные сообщения; работать с информацией, представленной в табличном виде. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
2 нед. декаб. | Кодирование и шифрование данных | Урок открытия нового знания | Иметь представление о кодировании и шифровании данных | Познавательные: работать с двоичными кодами (кодировать и декодировать); сопоставлять различные способы кодирования. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности; развитие алгоритмического мышления | ||||
3 нед. декаб. | Хранение информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о способах хранения информации | Познавательные: выбирать способ хранения информации. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. декаб. | Хранение информации | Урок открытия нового знания | Иметь представление о памяти компьютера, о хранении информации в памяти компьютера | Познавательные: называть состав памяти компьютера; соотносить вид данных с устройствами ввода и вывода информации. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
2 нед. январь | Обработка информации и данных | Урок открытия нового знания | Иметь представление об обработке информации и данных, о процессе обработки данных компьютером | Познавательные: обрабатывать числа с помощью компьютера. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской , творческой и других видов деятельности | ||||
3 нед. январь | Обработка информации и данных | Урок открытия нового знания | Иметь представление об обработке информации и данных, о процессе обработки данных компьютером | Познавательные: обрабатывать текст и графику с помощью компьютера. Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения; обмениваться опытом и знаниями; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности | ||||
4 нед. январь | Повторение и обобщение по главе 2 | Урок рефлексии | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: получать и структурировать информацию. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание различными способами. Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения | Формирование творческого подхода к решению учебных задач; формирование навыков анализа результатов деятельности, самооценки | ||||
1 нед. февр. | Повторение и обобщение по главе 2 | Урок развивающего контроля | Научиться применять полученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении | ||||
Глава 3. Мир объектов. 6 часов. | |||||||||
2 нед. февр. | Объект. Его имя и свойства | Урок открытия нового знания | Иметь представление об объекте, его имени и свойствах | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; давать имена объектам, используя термины информатики; называть свойства объекта. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Приобретение опыта использования средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач | ||||
3 нед. февр. | Функции объекта | Урок открытия нового знания | Иметь представление о функции объекта | Познавательные: называть свойства объектов. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность. | ||||
4 нед. февр. | Отношения между объектами | Урок открытия нового знания | Иметь представление о том, что объекты могут находиться в различных отношениях | Познавательные: работать с текстовыми и графическими данными; различать и называть отношения между объектами. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
1 нед. март | Характеристика объекта | Урок открытия нового знания | Иметь представление о характеристике объекта | Познавательные: составлять характеристику объекта. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
2 нед. март | Документ и данные об объекте | Урок открытия нового знания | Иметь представление о десятичном кодировании | Познавательные: использовать правила десятичного кодирования. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Приобретение опыта применения логических приемов формирования понятий для решения учебных и жизненных задач | ||||
3 нед. март | Повторение и обобщение по главе 3 | Урок рефлексии | Научиться применять практические навыки работы с объектами | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; описывать свойства объектов и другие их характеристики; документировать сведения об объектах. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов; развитие системного и аналитического мышления | ||||
Глава 4. Компьютер, системы и сети. 9 часов. | |||||||||
1 нед. апрель | Компьютер – это система | Урок открытия нового знания | Иметь представление о составных частях компьютера и их взаимосвязях | Познавательные: называть составные части компьютера, описывать их взаимодействие; работать со схемами (читать и пояснять, составлять). Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; формирование алгоритмического мышления | ||||
2 нед. апрель | Системные программы и операционная система | Урок открытия нового знания | Иметь представление о программном управлении компьютером | Познавательные: представлять структурные связи составных частей объектов; формализованно представлять информацию. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность; развитие алгоритмического мышления; формирование системного подхода к решению различных задач | ||||
3 нед. апрель | Файловая система | Урок открытия нового знания | Иметь представление о файловой системе и ее назначении - | Познавательные: работать с файлами и файловой системой. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Развитие творческого отношения к учебным задачам; формирование функциональной грамотности при работе с компьютером; развитие алгоритмического мышления | ||||
4 нед. апрель | Файловая система | Урок рефлексии | Научиться применять навыки работы с файлами и файловой системой | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; работать с файлами и файловой системой. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа своей деятельности, осмысления мотивов своих действий при выполнении учебных заданий; развитие алгоритмического мышления | ||||
5 нед. апрель | Компьютерные сети | Урок общемето- дической направленности | Иметь представление о компьютерных сетях, их многообразии и назначении | Познавательные: сравнивать различные объекты и составлять сравнительную характеристику. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа своей деятельности, осмысления мотивов своих действий при выполнении учебных заданий; развитие алгоритмического мышления | ||||
1 нед. май | Информационные системы | Урок общемето- дической направленности | Иметь представление об информационных системах и их назначении | Познавательные: характеризовать информационные системы; называть и объяснять особенности информационных систем; осуществлять поиск информации в различных информационных системах. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно воспринимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Развитие творческого отношения к учебным задачам; формирование культуры сетевого общения | ||||
2 нед. май | Информационные системы | Урок общемето- дической направленности | Иметь представление об информационных системах и их назначении | Познавательные: характеризовать информационные системы; называть и объяснять особенности информационных систем; осуществлять поиск информации в различных информационных системах. Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; обмениваться знаниями; адекватно принимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; корректировать индивидуальные образовательные маршруты | Развитие творческого отношения к учебным задачам; формирование культуры сетевого общения | ||||
3 нед. май | Повторение и обобщение по главе 4 | Урок развивающего контроля | Научиться применять изученные знания на практике | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование навыков организации анализа результатов учебной деятельности; формирование умения определять пути преодоления трудностей в учении | ||||
4 нед. май | Повторение и обобщение по главе 4 | Урок рефлексии | Научиться применять навыки работы с компьютером, с информационными сетями | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: работать в группах (определять цели и функции участников, способы взаимодействия); задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов, развитие системного и аналитического мышления |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:
а) методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
б) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
в) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 3 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
г) тетрадь для контрольных работ (ФГОС) 3 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
д) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 3 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Для учителя:
- Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
- Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;
- Учебник (ФГОС) «Информатика и ИКТ» 3 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
Технические средства обучения
- 10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows
- интерактивная доска - 1
- ученическая доска - 1
- проектор - 1
- принтер - 1
- звуковые колонки – 2
- сканер - 1
Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс(http://school-collection.edu.ru);
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.;
- Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);
- Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;
- Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Повторение». | 1 |
2 | Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией». | 1 |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Мир объектов». | 1 |
4 | Контрольная работа №4 по теме: «Компьютер, системы и сети». | 1 |
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. При выполнении письменной контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"
Пояснительная запискапланированиеконтрольные материалы...
Рабочая программа для 1 класса по программе Л.В. Занкова
Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова составлена в соответствии стребованиями ФГОС...