Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_klass_ikt.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ШР «СОШ № 1» ________________ М.Г.Воробьева «________»________________2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ ШР «СОШ № 1» _________________________(Ф.И.О.) «________»________________2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Руководитель МО _____________________ (Ф.И.О.) «________»________________2015 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ
для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год
Учитель Воробьева Ольга Александровна
Количество часов: 34
Учебно-методический комплекс:
- Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса./ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.
- Тетрадь для контрольных работ. «Информатика и ИКТ» 2 класс, Н.В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. М.:, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год
- Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу для 2 класса.
г. Шелехов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (ФГОС НОО) и составлена на основе учебного плана школы на 2015-16 учебный год, авторской программы по информатике для начальной школы для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год, а также с учетом основной образовательной программы школы и Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию.
Актуальность. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления – способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
Цель курса: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачи:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Место и роль предмета информатики
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Раздел | Тема урока | Деятельность учащихся |
Глава 1. Виды информации, человек и компьютер. 6 часов. | Человек и информация | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство со структурой учебника, навигационными пиктограммами (учебник, ч. 1; с. 4), выстраивание познавательного маршрута изучения главы 1 по материалам учебника (ч. 1, с. 5, 6), целеполагание; постановка учебной задачи для мини-групп (с опорой на иллюстрации учебника); работа в мини-группах по индивидуальным заданиям, связанным с изучением способов получения информации человеком с помощью различных органов чувств (используются материалы электронного приложения и учебника); обмен знаниями, обсуждение; выполнение задания на с. 11 учебника (ч. 1); проверка усвоения основных положений по материалам рубрики «Знать» на с. 12 учебника (ч. 1); фронтальный опрос; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания (учебник, ч. 1, с. 12 и рабочая тетрадь); комментирование итогового оценивания | |
Какая бывает информация | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуализация знаний о способах получения информации, фронтальный опрос; изучение материалов § 2 с помощью учителя (учитель приводит примеры различных видов информации, учащиеся, опираясь на личный опыт и текст учебника, называют органы чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию); работа в малых группах над индивидуальными заданиями (подбор примеров на темы: как различные органы чувств воспринимают информацию, какие бывают виды информации); обмен опытом между группами (учащиеся формулируют вопросы по подобранным примерам, соотносят ответы одноклассников со своими и по мере необходимости корректируют их); фронтальная работа с заданием на с. 18 учебника (ч. 1); проверка сформированности основных понятий по материалам рубрики «Знать» на с. 19 учебника (ч. 1); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания | ||
Источники информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуализация знаний об информации, способах ее восприятия и видах, фронтальный опрос по материалам домашнего задания; рассказ учителя об источниках информации с использованием различного иллюстративного материала; работа в малых группах по подбору примеров об информации различного вида, ее источниках, способах восприятия; совместное обсуждение, комментирование примеров; работа по плану (рубрика «Выполни», учебник ч. 1, с. 26), взаимопроверка; проверка форсированности знаний (задания на с. 26, 27 ч. 1 учебника); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (рубрика «Уметь» на с. 27 ч. 1 учебника, рабочая тетрадь, электронное приложение) | ||
Приемники информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): проверка домашнего задания; актуализация первичных знаний о приемниках и источниках информации, обращение к личному опыту; изучение с помощью учителя примеров передачи информации между источником и приемником информации с использованием иллюстраций на с. 29 учебника (ч. 1); коллективная работа: обсуждение иллюстрации на с. 30 учебника (ч. 1), составление учащимися ее словесного описания, рассказ учителя; индивидуальная работа по плану (рубрика «Выполни», учебник, ч. 1, с. 32), фронтальная проверка; работа в парах сильный — слабый по выполнению заданий на проверку форсированности основных понятий; фронтальный опрос; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Компьютер и его части | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): рассказ- беседа учителя об основных частях компьютера, совместное изучение и комментирование иллюстраций на с. 36учебника (ч. 1), обращение к личному опыту; ответы учащихся на вопрос о том, какую информацию они получили на учебном занятии (соотнесение ответов с рубрикой «Знать» на с. 40 ч. 1 учебника); самостоятельное выполнение задания на с. 39 учебника (ч. 1), его проверка в парах сильный — слабый; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Обобщение и повторение информации по главе 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний об информации, источниках и приемниках информации, составе персонального компьютера (по материалам рубрики «Теперь мы знаем» на с. 41 ч. 1 учебника); выполнение индивидуальных творческих заданий по материалам рубрики «Мы научились» (учебник, ч. 1, с. 41, 42) с использованием «Терминов для запоминания» на с. 42 учебника (ч. 1); коллективное обсуждение, корректировка; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Глава 2. Кодирование информации. 6 часов. | Носители информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): выстраивание образовательного маршрута в изучении главы 2, актуализация первоначальных знаний (беседа); изучение нового материала по иллюстрациям § 6, рассказ учителя, комментирование иллюстраций учащимися; работа в малых группах по индивидуальным заданиям (материалы учебника и электронного приложения), коллективное обсуждение, обмен знаниями; проверка усвоения основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): выстраивание образовательного маршрута в изучении главы 2, актуализация первоначальных знаний (беседа); изучение нового материала по иллюстрациям § 6, рассказ учителя, комментирование иллюстраций учащимися; работа в малых группах по индивидуальным заданиям (материалы учебника и электронного приложения), коллективное обсуждение, обмен знаниями; проверка усвоения основных понятий; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | |||
Кодирование информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное с учителем изучение содержания § 7, беседа, дискуссия, поиск ответов на вопросы учителя в материалах параграфа и электронного приложения; составление кодов и их описание, обмен задания ми, взаимное консультирование, комментирование примеров кодирования; выполнение индивидуальных проверочных заданий; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Кодирование информации | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): актуализация знаний о кодировании информации; выполнение индивидуальных заданий с использованием материалов учебника (ч. 1, с. 59, 60), электронного приложения; совместное обсуждение, взаимопроверка; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Письменные источники информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): рассказ учащихся о письменных источниках информации (на основании имеющегося опыта); формулирование учителем проблемных вопросов; индивидуальный поиск ответов на вопросы учителя в материалах § 8 и электронного приложения; выполнение индивидуальных проверочных заданий с использованием рубрик «Выполни», «Знать» (учебник, ч. 1, с. 66, 67); проверка сформированное™ основных понятий по материалам рубрики «Главное» (учебник, ч. 1, с. 67); совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Языки людей и языки программирования | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа в малых группах с материалами § 9 по индивидуальным маршрутам (изучение искусственных и естественных языков, передача полученных знаний учащимися, комментирование учителем, подбор примеров использования искусственных и естественных языков); самостоятельная работа: практическая работа с клавиатурой; обмен опытом, рассказ учащихся о клавиатуре, группах клавиш, передача информации об индивидуальном опыте использования клавиатуры; коллективное обсуждение результатов работы; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Обобщение и повторение информации по главе 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проверка усвоения основных терминов, взаимопроверка; работа в группах по обобщению и расширению изученного с использованием материалов книги «Расширь свой кругозор», электронного приложения, сетевых ресурсов; совместное обсуждение, формулировка выводов; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Глава 3. Информация и данные. 12 часов. | Текстовые данные | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): актуализация знаний об информации (беседа по материалам рубрик «Мы знаем», «Мы умеем» на с. 5 ч. 2 учебника); построение информационного маршрута главы 3; установление связей с ранее изученными понятиями: совместное обсуждение, дискуссия; комментирование учащимися иллюстрации на с. 7 учебника (ч. 2); восприятие информации в образной, наглядной форме через рассказ учителя; работа с текстом § 10 (понятия о текстовой и знаковой информации, подбор примеров, обоснование); рассказ учителя о декодировании информации, тексте, текстовых данных; работа в малых группах по выполнению задания на с. 10 учебника (ч. 2); индивидуальная практическая работа в компьютерной среде, взаимное консультирование; обмен опытом, формулирование выводов; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | |
Графические данные | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа в группах по изучению материалов §11 по ключевым терминам (иллюстрация, графические данные, графическая информация); обсуждение, обмен знаниями; индивидуальная практическая работа в компьютерной среде, взаимное консультирование; проверка сформированности знаний: самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, взаимопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Графические данные | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная практическая работа в графической среде по заданиям электронного приложения, взаимное консультирование, совместное обсуждение; работа в группах с текстовыми источниками информации по индивидуальным заданиям с использованием книги «Расширь свой кругозор» | ||
Числовая информация | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная работа с текстом § 12 учебника, поиск ответов на вопросы: как люди научились считать, какими были первые инструменты счета; рассказ учителя о числовой информации, числовых данных; проверка сформированности знаний: самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, взаимопроверка; индивидуальная практическая работа с числовыми данными в компьютерной среде; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Числовая информация | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных творческих заданий на обработку числовых данных и получение числовой информации с помощью компьютера и с использованием материалов § 12 учебника и электронного приложения; обмен знаниями, комментирование принятых решений; совместное проектирование индивидуальных домашних заданий, комментирование итогового оценивания | ||
Десятичное кодирование | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей ^' к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: совместное с учителем изучение материалов § 13 (информация о порядковом номере, значении, весе цифр в числе, десятичном кодировании), поиск ответов на вопросы учителя в тексте, обсуждение ответов; отработка практических приемов десятичного кодирования: индивидуальное выполнение задания (рубрика «Выполни» на с. 31 ч. 2 учебника), обмен опытом; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Десятичное кодирование | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных тестовых и практических заданий; индивидуальная работа в компьютерной среде по материалам электронного приложения, совместное обсуждение, корректировка; совместное проектирование индивидуальных домашних заданий, комментирование итогового оценивания | ||
Двоичное кодирование | Формирование у учащихся умении построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное с учителем изучение нового материала (восприятие рассказа, поиск ответов на вопросы в материалах § 14 учебника, дискуссия); выполнение индивидуальных заданий на двоичное кодирование в группах сильный — слабый, обсуждение, обмен знаниями; проверка сформированности знаний: самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, взаимопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Двоичное кодирование | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): актуализация знаний об алгоритмах; работа в группах (изучение примеров алгоритмов в соответствии с поставленной учебной задачей или проблемным вопросом, сформулированным учителем), обмен знаниями, обсуждение; поиск ответов на вопросы учителя, формулирование выводов; самостоятельная работа по заданию рубрики «Выполни» (с. 27), обмен знаниями, обсуждение, подведение итогов; совместное проектирование выполнения индивидуальных домашних заданий, комментирование итогового оценивания | ||
Числовые данные | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение нового материала, рассказ учителя, поиск ответов на вопросы, комментирование, участие в дискуссии; самостоятельное решение задач и выполнение индивидуальных проверочных заданий, взаимоконтроль; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Числовые данные | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка практических приемов работы с числовой, графической и текстовой информацией, числовыми, графическими и текстовыми данными, сравнивание различных видов данных и информации, обмен опытом; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Обобщение и повторение информации по главе 3 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: контроль и самоконтроль изученности понятий, решение разноуровневых задач по материалам главы 3; работа с терминами (учебник, ч. 2, с. 51), проверка сформированности основных понятий; взаимопроверка; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Глава 4. Документ и способы его создания. 910часов. | Документ и его создание | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): обращение к личному опыту и знаниям учащихся о документе и способах его создания, работа с иллюстрациями § 16, краткий рассказ, комментирование; работа в группах по индивидуальным заданиям, обмен знаниями, комментирование, формулировка выводов; выполнение индивидуальных практических компьютерных заданий, взаимопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | |
Документ и его создание | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная практическая работа по созданию документов (в том числе, с помощью компьютера); обсуждение примененных методов; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Электронный документ и файл | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное с учителем изучение нового материала (рассказ, обсуждение); выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Электронный документ и файл | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная практическая работа с электронными документами и файлами по заданиям электронного приложения; проверка знаний с использованием заданий учебника (ч. 2, с. 66—68) и рабочей тетради; подведение итогов; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Поиск документа | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение иллюстраций на с. 70, 71 учебника (ч. 2), формулирование проблемных вопросов по информации на с. 69—71 учебника (ч. 2); самостоятельный поиск ответов, обмен информацией, обсуждение, дискуссия, формулировка выводов; обращение к личному опыту учащихся по поиску информации в Интернете, беседа, обмен информацией, расширение знаний с помощью информации на с. 72-74 учебника (ч. 2); выполнение индивидуальных практических заданий по поиску информации с помощью поисковой системы, взаимное консультирование; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Создание текстового документа | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний о словесных текстовых документах (фронтальный опрос, беседа); работа в малых группах по индивидуальным заданиям с материалами на с. 77-81 учебника (ч. 2); обмен знаниями, обсуждение; работа в группах над оформлением текста, представление и защита работ; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Создание текстового документа | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний о словесных текстовых документах (фронтальный опрос, беседа); индивидуальная работа по плану (рубрика «Выполни» на с. 82 ч. 2 учебника); представление и защита работ, обмен опытом, формулирование выводов; совместное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Создание графического документа | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация входных знаний о графических документах и способах их создания (беседа, обмен знаниями); групповая работа с материалами § 20 учебника по изучению способов создания графических документов; обмен опытом, совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Создание графического документа | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний о графических документах, самостоятельная практическая работа в программе «графический редактор» (рубрика «Выполни» на с. 90—92 ч. 2 учебника); взаимное консультирование, обсуждение результатов работы; совместное проектирование домашнего задания, комментирование итогового оценивания | ||
Обобщение и повторение информации по главе 4 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, представление результатов, взаимное обсуждение; проверка сформированности основных понятий по материалам рубрик «Теперь мы знаем» и «Мы научились» на с. 95, 96 учебника (ч. 2); комментирование итогового оценивания |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 6/1 |
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер и его части. Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» | |
2 | Кодирование информации. 6/1 |
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» | |
3 | Информация и данные 12/1 |
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» | |
4 | Документ и способы его создания 10/1 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание тексктового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Т «Память компьютера» ПР «Текстовая информация» |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- критическим отношением к информации и избирательность её восприятия;
- уважением к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмыслением мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- началом профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;
- владеть основами пространственного воображения;
- уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
- уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);
- знать правила работы с компьютером и технику безопасности;
- уметь составлять простые и составные логические выражения;
- уметь определять истинность простых логических выражений;
- уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;
- уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;
- уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;
- иметь представление о процессе управления;
- уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
В том числе для детей с ОВЗ
- составлять элементарные алгоритмы деятельности;
- создавать несложные модели;
- отличать источники информации от приемников.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 2А, 2Б, 2В класса. Учитель Воробьева О.А.
Календарно-тематическое планирование составлено для 2А, 2Б, 2В классов с учетом особенностей классного коллектива.
№ | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | |||||
План | 2А | 2Б | 2В | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Глава 1. Виды информации, человек и компьютер. 6 часов. | |||||||||
1 нед. сент. | Техника безопасности. Человек и информация | Вводный урок. Урок открытия нового знания. | Сформировать понятие о том, что человек живет в мире информации, способах восприятия информации | Коммуникативные: определять цели и функции участников групп, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию. Познавательные: анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств; развивать навыки чтения и поиска информации в тексте, работы с различными видами информации (текстовой, графической, символьной); сжато формулировать свои мысли | Умение осуществлять совместную информационную деятельность, реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового материала | ||||
2 нед. сент. | Какая бывает информация | Урок открытия нового знания. | Сформировать представление о существовании информации различного вида | Коммуникативные: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий. Познавательные: определять и называть вид информации по способу восприятия ее человеком, работать с различными видами информации (текстовой, графической, символьной), уметь сжато формулировать свои мысли | Развитие творческого подхода в учении, аналитической формы мышления | ||||
3 нед. сент. | Источники информации | Урок открытия нового знания. | Сформировать представление об источниках информации | Коммуникативные: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию. Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать этот процесс; четко выполнять требования познавательной задачи. Познавательные: анализировать предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств; определять и называть источники информации разных видов | Развитие, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||||
4 нед. сент. | Приемники информации | Урок открытия нового знания. | Сформировать представление о приемниках информации, возможностях передачи информации от источника к приемнику | Коммуникативные: сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать и аргументировать свою позицию. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном (описанием), оценивать результаты деятельности и корректировать ошибки. Познавательные: определять и называть приемники информации | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности; умение осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
1 нед. окт. | Компьютер и его части | Урок открытия нового знания. | Сформировать представление о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей | Коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном (описанием). Познавательные: формировать представление о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||||
2 нед. окт. | Обобщение и повторение информации по главе 1 | Урок развивающего контроля | Сформировать представление об информации и способах ее восприятия, источнике и приемнике информации, компьютере и его составных частях | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала различными способами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: получать и структурировать информацию; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование творческого подхода к решению учебных задач, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки | ||||
Глава 2. Кодирование информации. 6 часов | |||||||||
3 нед. окт. | Носители информации | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о носителях информации и их назначении | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: формировать умение работать с носителями информации | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. окт. | Кодирование информации | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о кодировании и способах кодирования информации | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: формировать умение кодировать информацию различными способами | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности, алгоритмического мышления | ||||
2 нед. ноябрь | Кодирование информации | Урок открытия нового знания | Сформировать умение представлять информацию в закодированном виде | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала различными способами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: получать и структурировать информацию; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование творческого подхода к решению учебных задач, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки | ||||
3 нед. ноябрь | Письменные источники информации | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о том, что письменные источники хранят закодированную информацию — данные | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: умение пользоваться письменными источниками информации | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. ноябрь | Языки людей и языки программирования | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о существовании естественных и искусственных языков, их различии | Коммуникативные: осуществлять индивидуальную деятельность и представлять ее результаты для коллективного обсуждения, обмениваться опытом и знаниями, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: освоить практические навыки работы с клавиатурой для ввода текстовой информации | Формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности | ||||
1 нед. декаб. | Обобщение и повторение информации по главе 2 | Урок открытия нового знания | Сформировать умения представлять информацию в закодированном виде. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, планировать общие способы работы; представлять конкретное содержание изучаемого материала различными способами. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, качество и уровень усвоения материала. Познавательные: получать и структурировать информацию; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование творческого подхода к решению учебных задач, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки | ||||
Глава 3. Информация и данные. 12 часов. | |||||||||
2 нед. декаб. | Текстовые данные | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о тексте, текстовой информации, текстовых данных | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, создавать рукописные и цифровые текстовые документы | Приобретение опыта использования средств информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач | ||||
3 нед. декаб. | Графические данные | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о графической информации и графических данных | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: строить и реализовывать новые знания (понятия, способы действий и т. д.); различать и сравнивать текстовые и графические данные; создавать графические изображения с помощью компьютера | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
4 нед. декаб. | Графические данные | Урок открытия нового знания | Сформировать умения сравнивать текстовые и графические данные, создавать графические данные | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: работать с текстовыми и графическими данными, обрабатывать графическую информацию с помощью компьютера | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
2 нед. январь | Числовая информация | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о числовой информации и ее видах | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: строить и реализовывать новые знания (понятия, способы действий и т. д.); умение различать информацию о количестве предметов и о порядке предметов | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
3 нед. январь | Числовая информация | Урок открытия нового знания | Сформировать практические навыки работы с файлами и папками, развивать различные способы действия по упорядочиванию хранения информации в компьютере | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.), обработки числовой информации | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов, развитие системного и аналитического мышления | ||||
4 нед. январь | Десятичное кодирование | Урок рефлексии | Сформировать представление о десятичном кодировании | Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, обмениваться знаниями, адекватно принимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты. Познавательные: освоить практические навыки использования правил десятичного кодирования | Приобретение опыта применения логических приемов формирования понятий для решения учебных и жизненных задач | ||||
1 нед. февр. | Десятичное кодирование | Урок развивающего контроля | Сформировать навыки применения десятичного кодирования | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.), работать с текстовой и числовой информацией | Формирование умения оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие аналитического мышления | ||||
2 нед. февр. | Двоичное кодирование | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о двоичном кодировании | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: строить и реализовывать новые знания (понятия, способы действий и т. д.), применять двоичное кодирование в решении задач, различать двоичное и десятичное кодирование | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность | ||||
3 нед. февр. | Двоичное кодирование | Урок открытия нового знания | Сформировать навыки применения двоичного кодирования | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование умения оценивать результаты деятельности, определять пути устранения проблемных зон, намечать пути развития; развитие системного и аналитического мышления | ||||
4 нед. февр. | Числовые данные | Урок открытия нового знания | Сформировать представление о числовых данных и числовой информации, их общности и отличиях | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; различать текстовые и числовые данные, проводить их сравнительный анализ | Формирование навыков анализа своей деятельности; осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий; развитие алгоритмического мышления | ||||
1 нед. март | Числовые данные | Урок открытия нового знания | Сформировать навыки применения числовых данных и числовой информации | Коммуникативные: осуществлять совместную учебную деятельность, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, обмениваться знаниями, адекватно принимать оценку результатов своей деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты. Познавательные: различать и характеризовать варианты использования числовых, текстовых графических данных | Развитие творческого отношения к учебным задачам | ||||
2 нед. март | Обобщение и повторение информации по главе 3 | Урок открытия нового знания | Выявить и отработать проблемные зоны, закрепить навыки решения по теме урока | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование навыков анализа результатов учебной деятельности; определение путей преодоления трудностей в учении | ||||
Глава 4. Документ и способы его создания. 10 часов. | |||||||||
3 нед. март | Документ и его создание | Урок рефлексии | Сформировать представление о текстовых документах, их видах и способах создания | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выражать свои мысли в письменной и устной форме, различать виды документов, называть и описывать способы создания документов | Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности | ||||
1 нед. апрель | Документ и его создание | Урок открытия нового знания | Научиться создавать документы с помощью компьютера. | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, характеризовать документы их виды и способы создания | Формирование навыков анализа своей деятельности; приобретение опыта использования информационно-коммуникационных технологий; развитие алгоритмического мышления | ||||
2 нед. апрель | Электронный документ и файл | Урок открытия нового знания | Сформировать представление об электронных документах и файлах | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, описывать достоинства и недостатки электронных документов с точки зрения их хранения и передачи | Формирование навыков анализа своей деятельности; приобретение опыта использования информационно-коммуникационных технологий; развитие алгоритмического мышления | ||||
3 нед. апрель | Электронный документ и файл | Урок открытия нового знания | Сформировать практические навыки работы с файлами и электронными документами | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; формировать умение работать с электронными документами и файлами | Формирование навыков анализа своей деятельности; приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности | ||||
4 нед. апрель | Поиск документа | Урок рефлексии | Сформировать представление о поиске и технологии поиска документа | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; искать документы в архиве, библиотеке, Интернете по ключевому слову | Приобретение опыта использования информационно - коммуникационных технологий, информационных ресурсов общества | ||||
5 нед. апрель | Создание текстового документа | Урок общемето- дической направленности | Сформировать представление о текстовом документе, способах создания текстовых электронных документов | Коммуникативные: делиться имеющимися знаниями и опытом с одноклассниками, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, структурировать текстовые документы | Развитие творческого отношения к выполнению учебных задач, освоение способов применения средств информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности | ||||
1 нед. май | Создание текстового документа | Урок общемето- дической направленности | Сформировать представление о текстовом документе, способах создания текстовых электронных документов | Коммуникативные: делиться имеющимися знаниями и опытом с одноклассниками, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки, корректировать индивидуальные образовательные маршруты. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, структурировать текстовые документы | Развитие творческого отношения к выполнению учебных задач, освоение способов применения средств информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности | ||||
2 нед. май | Создание графического документа | Урок общемето- дической направленности | Сформировать представление о способах создания текстовых документов на компьютере | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять взаимодействие при решении учебных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: освоить навыки создания электронного графического документа | Формирование умения использовать информационно-коммуникационных технологии, сетевые ресурсы для решения различных задач; профессиональное ориентирование, развитие аналитического и алгоритмического мышления | ||||
3 нед. май | Создание графического документа | Урок общемето- дической направленности | Сформировать практические навыки создания электронных графических документов | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, освоить навыки создания графических документов | Формирование умения применять информационно- коммуникационные технологии в учебной и практической Деятельности; развитие аналитического и алгоритмического мышления | ||||
4 нед. май | Обобщение и повторение информации по главе 4 | Урок развивающего контроля | Сформировать практические навыки создания электронных документов | Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; формировать умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность (в частности, при выполнении учебных проектов); развитие системного и аналитического мышления |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методический комплект авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, рекомендованный к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в состав которого входят:
а) методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
б) учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
в) рабочая тетрадь (ФГОС) в 2 частях «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
г) тетрадь для контрольных работ (ФГОС) 2 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
д) ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 2 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2014г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Матвеева Н.В. Книга для чтения "Расширь свой кругозор". БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Для учителя:
- Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
- Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;
- Учебник (ФГОС) «Информатика и ИКТ» 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г;
Технические средства обучения
- 10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows
- интерактивная доска - 1
- ученическая доска - 1
- проектор - 1
- принтер - 1
- звуковые колонки – 2
- сканер - 1
Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru);
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.;
- Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале(http://easyen.ru/);
- Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;
- Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Виды информации, человек и компьютер». | 1 |
2 | Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование информации». | 1 |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Информация и данные». | 1 |
4 | Контрольная работа №4 по теме: «Документ и способы его создания». | 1 |
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. При выполнении письменной контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"
Пояснительная запискапланированиеконтрольные материалы...
Рабочая программа для 1 класса по программе Л.В. Занкова
Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова составлена в соответствии стребованиями ФГОС...