Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Соснина Марина Петровна

Рабочая программа  по курсу информатика  для учащихся 3-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·        с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

·        рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения;

·        с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе  издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы», утвержденной Министерством образования и науки.

·        с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу «Информатика»

Рабочая программа  по курсу информатика  для учащихся 3-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе  издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы», утвержденной Министерством образования и науки.
  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Цели и задачи образовательного процесса, осуществляемого в МБОУ СОШ №30, подразделяются  на общие задачи и задачи каждого уровня образования.

Общие задачи образовательного процесса состоят в следующем:

  • Обеспечение усвоения учащимися как обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требования государственного образовательного стандарта, так и образовательных программ углубленного изучения, а также программ, составляющих профили обучения в школе.
  • Формирование у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;
  • Обеспечение преемственности образовательных программ.
  • Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
  • Воспитание у школьников гражданственности, законопослушания, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству;
  • Сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся.

Модель выпускника начальной школы:

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Цель реализации ООП НОО:

сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.

              Задачи:

           Научить обучающихся пользоваться:

          - приемами осознанного запоминания, контрольно-оценочной деятельности,        

           логического мышления, - умением работать с информацией, планировать  

           деятельность, сотрудничать с другими людьми,

          -приемами и способами двигательной, трудовой, эстетической деятельности,

          -приемами познавательной деятельности,

          - простейшими навыками самоконтроля учебных действий,

          -культурой поведения и речи,

          -основами личной гигиены и здорового образа жизни

Основные принципы построения курса «Информатика»

Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает  средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. В курсе «Информатика в играх и задачах» для начальной школы  основное внимание сконцентрировано  на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Основные цели программы:

●  формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как  элементов реальной действительности;

●  знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

●  приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

●  формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;

●  формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

●  формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;

●  формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.

Задачи программы:

● развивить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать  с информацией, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;  

● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;

● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий  для решения учебных и практических задач.

Структура общеобразовательного компонента информатики

      В материале выделяются следующие рубрики:
• описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
• описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
• описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
• применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
     Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если–то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

    В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.  Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.

                          Основные составляющие  учебного-воспитательного процесса

          Программа по предмету «Информатика в играх и задачах» предусматривает проведение, интегрированных уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков, защиты проектов, урок с применением презентации

Большое значение имеют организационные формы обучения.

Фронтальная форма. Это традиционная форма, которая не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Групповая форма. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, особенно при осваивании новых программных средств или работы по реализации проектов. Групповые формы обучения также применимы и в ролевых играх.

Парная форма обучения. Парная форма обучения понимается как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”.

      В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.  Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.

Ожидаемые образовательные  результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;

- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;

- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

                Развитие ключевых компетентностей на уроках информатики

        В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.

Компетентность

               Действия       обучающихся

Коммуникативная

 компетентность

- умение строить монологическое высказывание;

- владение умением корректно вести учебный диалог;

-владение способами совместной деятельности в группе,

приемами действий в ситуациях общения

Учебно – познавательная

 компетентность

- ставить цель, уметь пояснить цель;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать причины явления;

- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

 - организовать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности

Информационная компетентность

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

(тема учебного занятия

при отсутствии

тем. блока)

Кол-во часов

Исполь-

зование ИКТ

Исполь-

зование проектной деятель-

ности

Исполь-

зование исследова-

тельской деятель-

ности

1

Алгоритмы
Последовательность действий.

Последовательность состояний в природе.

Выполнение последовательности действий.

Составление линейных планов действий.

 Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов.

Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

9

   2

1

2

Группы (классы) объектов
Выделение признаков предметов, узнавание

предметов по заданным признакам.

Сравнение двух или более предметов.

Разбиение предметов на группы по заданным

признакам.

Составные части предметов.

7

2

3

Логические рассуждения
Истинность и ложность высказывания.

 Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах, подсчет

 вариантов.

Высказывания и множества.

Вложенные множества.

Построение отрицания высказываний.

11

2

1

4

Модели в информатике

7

2

И т о г о:

34

24 %

2,9 %

2,9 %

                                 

Основное содержание учебно-тематического плана

Тематический блок,  темы

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Организация практической деятельности обучающихся

Формы контроля

Алгоритмы
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий.

Поиск ошибок в последовательности действий.

Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

9

Урок с применением презентации;

урок с дидактической игрой.

Защита проектов.

Изготовить рисунки-тесты на тему: «Множество предметов»

 Практические занятия

Контрольная работа

Группы (классы) объектов
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам.

Сравнение двух или более предметов.

Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Составные части предметов.

7

Урок с применением презентации; интегрированный урок

Изготовить рисунки-тесты на тему: «Признаки предметов»

 Практические занятия

Контрольная работа

Логические рассуждения
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.

Высказывания и множества.

Вложенные множества.

Построение отрицания высказываний.

11

Урок с применением презентации;

урок с дидактической игрой.

Урок -исследование

Изготовить рисунки-тесты на тему: «Истинно-ложно»

 Практические занятия

Контрольная работа

Модели в информатике

7

Изготовить рисунки-тесты на тему: «Модели простые и сложные»

Контрольная работа



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование   по информатике

урока

Наименование тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные понятия и термины

По плану

По факту

1

Алгоритм (Делай – раз, делай - два).

1

6.09

День здоровья.

13.09

Алгоритм.

2

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров).

Рисуем схемы.

1

13.09

Блок – схема, построчная запись.

3

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров).

Рисуем схемы.

1

20.09

Линейные и ветвящиеся алгоритмы.

4

Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет»)

1

27.09

Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы.

5

Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз).

1

4.10

Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы.

6

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

11.10

Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы.

7

Контрольная работа № 1 по теме: «Алгоритм»

1

18.10

8

Повторение и закрепление пройденного.

Работа над ошибками.

1

25.10

Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы.

II  четверть

9

Состав и действия объекта.

1

15.11

Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы.

Объект, состав, действие.

10

Группа объектов. Общее название.

1

22.11

Общие названия и отдельные объекты.

11

Общие свойства объектов группы.

1

29.11

Общие свойства.

12

Особенные свойства объектов подгруппы.

1

6.12

Подгруппа.

13

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов

1

13.12

Отличительные признаки объектов

14

 Контрольная  работа  № 2 по теме:

1

20.12

Объекты, общие названия. Разные названия одного объекта, отличительные признаки, имена объектов.

15

Повторение и закрепление пройденного.

Работа над ошибками.

1

27.12

Объекты, общие названия. Разные названия одного объекта, отличительные признаки, имена объектов.

III  четверть

16

Множество

1

17.01

Множества.

17

Множество. Число элементов множества.

1

24.01

Подмножества.

18

Подмножество.

1

31.01

Пересечение множеств.

19

Элементы, не принадлежащие к множеству. Пересечение множеств.

1

7.02

Пересечение, объединение множеств.

20

Пересечение и объединение множеств.

1

14.02

Высказывание, предложение. Отрицания, истинность.

21

Истинность высказывания. Отрицания. Истинность высказывания со словом «не».

1

21.02

Истинность.

22

Истинность высказывания со словами «и», «или».

1

28.02

Графы и их табличное описание.

23

Граф. Вершины и рёбра

1

7.03

Пути в графах.

24

Контрольная работа № 3 по теме: «Множество»

1

14.03

Графы и их табличное описание. Пути в графах. Высказывание, предложение. Отрицания, истинность

25

Граф с направленными рёбрами.

Работа над ошибками,

1

21.03

Графы и их табличное описание. Пути в графах. Высказывание, предложение. Отрицания, истинность

IV четверть

26

Аналогия.

1

4.04

Понятие Истина и Ложь

27

Закономерность.

1

11.04

Понятие - отрицание

28

Аналогичная закономерность.

1

18.04

Понятие - выбор

29

Контрольная работа № 4 по теме: «Аналогия и закономерность»

1

25.04

 Понятие комбинаторика

30

Выигрышная ситуация

Повторение и закрепление пройденного.

Работа над ошибками.

1

16.05

Понятие комбинаторика

31

Повторение и закрепление пройденного.

1

23.05

32

Повторение.

1

33

Повторение.

1

34

Повторение.

1

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

  Итого    

Контрольных работ

1

1

1

1

4

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект:

  1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1,2.-

М.: Баласс, 2013г.

Литература для обучающихся:

  1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1,2.-

М.: Баласс, 2013г.

Литература для учителя:

  1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.
  2. Горячев, А. В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013.

Адреса сайтов:

https://1september.ru

http://vgf.ru

www.proshkolu.ru

www.openclass.ru

www.saripkro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....