Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу информатика для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения;
· с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы», утвержденной Министерством образования и науки.
· с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к курсу"Информатика" 3 класс | 110.5 КБ |
Календарно-тематическое планирование к курсу "Информатика" 3 класс | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Информатика»
Рабочая программа по курсу информатика для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе издательской авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ,1-4 начальной общеобразовательной школы», утвержденной Министерством образования и науки.
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Цели и задачи образовательного процесса, осуществляемого в МБОУ СОШ №30, подразделяются на общие задачи и задачи каждого уровня образования.
Общие задачи образовательного процесса состоят в следующем:
- Обеспечение усвоения учащимися как обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требования государственного образовательного стандарта, так и образовательных программ углубленного изучения, а также программ, составляющих профили обучения в школе.
- Формирование у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;
- Обеспечение преемственности образовательных программ.
- Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
- Воспитание у школьников гражданственности, законопослушания, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству;
- Сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся.
Модель выпускника начальной школы:
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Цель реализации ООП НОО:
сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.
Задачи:
Научить обучающихся пользоваться:
- приемами осознанного запоминания, контрольно-оценочной деятельности,
логического мышления, - умением работать с информацией, планировать
деятельность, сотрудничать с другими людьми,
-приемами и способами двигательной, трудовой, эстетической деятельности,
-приемами познавательной деятельности,
- простейшими навыками самоконтроля учебных действий,
-культурой поведения и речи,
-основами личной гигиены и здорового образа жизни
Основные принципы построения курса «Информатика»
Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. В курсе «Информатика в играх и задачах» для начальной школы основное внимание сконцентрировано на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Основные цели программы:
● формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
● знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
● приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
● формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
● формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
● формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
● формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.
Задачи программы:
● развивить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;
● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;
● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Структура общеобразовательного компонента информатики
В материале выделяются следующие рубрики:
• описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
• описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
• описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
• применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если–то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока. Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.
Основные составляющие учебного-воспитательного процесса
Программа по предмету «Информатика в играх и задачах» предусматривает проведение, интегрированных уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков, защиты проектов, урок с применением презентации
Большое значение имеют организационные формы обучения.
Фронтальная форма. Это традиционная форма, которая не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Групповая форма. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, особенно при осваивании новых программных средств или работы по реализации проектов. Групповые формы обучения также применимы и в ролевых играх.
Парная форма обучения. Парная форма обучения понимается как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”.
В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока. Изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть – алгоритмы.
II четверть – объекты.
III четверть – логические рассуждения.
IV четверть – применение моделей для решения задач.
Ожидаемые образовательные результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Развитие ключевых компетентностей на уроках информатики
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.
Компетентность | Действия обучающихся |
Коммуникативная компетентность | - умение строить монологическое высказывание; - владение умением корректно вести учебный диалог; -владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения |
Учебно – познавательная компетентность | - ставить цель, уметь пояснить цель; - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отслеживать причины явления; - обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - организовать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности |
Информационная компетентность | владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Исполь- зование ИКТ | Исполь- зование проектной деятель- ности | Исполь- зование исследова- тельской деятель- ности |
1 | Алгоритмы Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | 9 | 2 | 1 | |
2 | Группы (классы) объектов предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. | 7 | 2 | ||
3 | Логические рассуждения Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. | 11 | 2 | 1 | |
4 | Модели в информатике | 7 | 2 | ||
И т о г о: | 34 | 24 % | 2,9 % | 2,9 % |
Основное содержание учебно-тематического плана
Тематический блок, темы | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Организация практической деятельности обучающихся | Формы контроля |
Алгоритмы Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | 9 | Урок с применением презентации; урок с дидактической игрой. Защита проектов. | Изготовить рисунки-тесты на тему: «Множество предметов» Практические занятия | Контрольная работа |
Группы (классы) объектов Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. | 7 | Урок с применением презентации; интегрированный урок | Изготовить рисунки-тесты на тему: «Признаки предметов» Практические занятия | Контрольная работа |
Логические рассуждения Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. | 11 | Урок с применением презентации; урок с дидактической игрой. Урок -исследование | Изготовить рисунки-тесты на тему: «Истинно-ложно» Практические занятия | Контрольная работа |
Модели в информатике | 7 | Изготовить рисунки-тесты на тему: «Модели простые и сложные» | Контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по информатике
№ урока | Наименование тем урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные понятия и термины | |
По плану | По факту | ||||
1 | Алгоритм (Делай – раз, делай - два). | 1 | 6.09 | День здоровья. 13.09 | Алгоритм. |
2 | Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров). Рисуем схемы. | 1 | 13.09 | Блок – схема, построчная запись. | |
3 | Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров). Рисуем схемы. | 1 | 20.09 | Линейные и ветвящиеся алгоритмы. | |
4 | Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет») | 1 | 27.09 | Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы. | |
5 | Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз). | 1 | 4.10 | Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы. | |
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | 11.10 | Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы. | |
7 | Контрольная работа № 1 по теме: «Алгоритм» | 1 | 18.10 | ||
8 | Повторение и закрепление пройденного. Работа над ошибками. | 1 | 25.10 | Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы. | |
II четверть | |||||
9 | Состав и действия объекта. | 1 | 15.11 | Условия ветвления и условия выхода из цикла, алгоритмы. Объект, состав, действие. | |
10 | Группа объектов. Общее название. | 1 | 22.11 | Общие названия и отдельные объекты. | |
11 | Общие свойства объектов группы. | 1 | 29.11 | Общие свойства. | |
12 | Особенные свойства объектов подгруппы. | 1 | 6.12 | Подгруппа. | |
13 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов | 1 | 13.12 | Отличительные признаки объектов | |
14 | Контрольная работа № 2 по теме: | 1 | 20.12 | Объекты, общие названия. Разные названия одного объекта, отличительные признаки, имена объектов. | |
15 | Повторение и закрепление пройденного. Работа над ошибками. | 1 | 27.12 | Объекты, общие названия. Разные названия одного объекта, отличительные признаки, имена объектов. | |
III четверть | |||||
16 | Множество | 1 | 17.01 | Множества. | |
17 | Множество. Число элементов множества. | 1 | 24.01 | Подмножества. | |
18 | Подмножество. | 1 | 31.01 | Пересечение множеств. | |
19 | Элементы, не принадлежащие к множеству. Пересечение множеств. | 1 | 7.02 | Пересечение, объединение множеств. | |
20 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | 14.02 | Высказывание, предложение. Отрицания, истинность. | |
21 | Истинность высказывания. Отрицания. Истинность высказывания со словом «не». | 1 | 21.02 | Истинность. | |
22 | Истинность высказывания со словами «и», «или». | 1 | 28.02 | Графы и их табличное описание. | |
23 | Граф. Вершины и рёбра | 1 | 7.03 | Пути в графах. | |
24 | Контрольная работа № 3 по теме: «Множество» | 1 | 14.03 | Графы и их табличное описание. Пути в графах. Высказывание, предложение. Отрицания, истинность | |
25 | Граф с направленными рёбрами. Работа над ошибками, | 1 | 21.03 | Графы и их табличное описание. Пути в графах. Высказывание, предложение. Отрицания, истинность | |
IV четверть | |||||
26 | Аналогия. | 1 | 4.04 | Понятие Истина и Ложь | |
27 | Закономерность. | 1 | 11.04 | Понятие - отрицание | |
28 | Аналогичная закономерность. | 1 | 18.04 | Понятие - выбор | |
29 | Контрольная работа № 4 по теме: «Аналогия и закономерность» | 1 | 25.04 | Понятие комбинаторика | |
30 | Выигрышная ситуация Повторение и закрепление пройденного. Работа над ошибками. | 1 | 16.05 | Понятие комбинаторика | |
31 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | 23.05 | ||
32 | Повторение. | 1 | |||
33 | Повторение. | 1 | |||
34 | Повторение. | 1 |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого | |
Контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
- Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1,2.-
М.: Баласс, 2013г.
Литература для обучающихся:
- Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1,2.-
М.: Баласс, 2013г.
Литература для учителя:
- Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.
- Горячев, А. В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013.
Адреса сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)
Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....