Рабочая программа по информатике для 1 класса
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А.В. "Информатика в играх и задачах" 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_moya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Компьютерные технологии для начальной школы»
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения. Я считаю, что для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделю основные цели внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства.
В соответствии со сформулированными целями, определю основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:
- организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
- организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
- внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Кроме того внеурочной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:
- целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
- свободе выбора направлений и содержания информационной деятельности;
- реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
- особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- возможности получить допрофессиональную подготовку;
- в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.
Я считаю, что применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и именно этим определяется его актуальность.
Предлагаемая программа проведения занятий рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) с детьми младшего школьного возраста (1- й класс). Эта программа носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с программным средством учебного назначения.
Данная программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Для решения поставленных задач применяются беседы, практические работы, викторины, конкурсы и творческие занятия с элементами логики и дидактических игр, а также используются следующие формы работы с компьютером: демонстрационная – выполняет учитель, а учащиеся наблюдают; самостоятельная – недлительная работа учащихся по усвоению или закреплению материала. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Учебно – тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Ι | Компьютер | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на компьютере и в компьютерном классе | 1 | 1 | - |
2 | Основные компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки | 2 | 1 | 1 |
3 | Устройство ввода – клавиатура. Клавиатурный тренажёр. | 2 | 1 | 1 |
4 | Начальные навыки работы с мышью | 2 | 1 | 1 |
ΙΙ | Информация вокруг нас | |||
5 | Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира) | 2 | 1 | 1 |
6 | Виды информации | 2 | 1 | 1 |
7 | Кодирование информации | 2 | 1 | 1 |
8 | Что можно делать с информацией? Получение, обработка, хранение, передача информации. | 2 | 1 | 1 |
ΙΙΙ | Занимательная информатика | |||
9 | Признаки, описание, действия предметов | 3 | 1 | 2 |
10 | Множество. Способы задания множества. Отношение между множествами | 5 | 2 | 3 |
11 | Пример исполнителя. Алгоритм. | 3 | 1 | 2 |
12 | Элементы логики. Суждение: истинное и ложное | 3 | 1 | 2 |
ΙV | Графика | |||
13 | Графический редактор Paint. | 2 | 1 | 1 |
14 | Панель инструментов и приёмы работы с инструментами, палитра | 2 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 15 | 18 |
Требования к знаниям и умениям:
- знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- понимать понятие компьютера как информационной машины;
- знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
- приводить области применения компьютера;
- работать с манипулятором мышь;
- освоить работу клавиатуры (вводить с клавиатуры русские строчные буквы, цифры, исправлять ошибки ввода);
- знать понятие информации, многообразие ее форм;
- знать носители информации;
- уметь кодировать информацию;
- знать информационные процессы (передача, обработка, хранение информации);
- уметь описывать и сравнивать признаки предметов, описание предметов;
- знать понятие «множество»;
- уметь приводить примеры множеств;
- знать способы задания множества, отношения между множествами;
- знать понятие «алгоритм»;
- уметь работать в графическом редакторе Paint;
- знать панель инструментов рисования;
- уметь работать с палитрой.
Содержание курса
1.Вводное занятие. Техника безопасности на компьютере и в компьютерном классе.
Техника безопасности в компьютерном классе.
2. Основные компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки.
Компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки. Назначение компонентов компьютера.
Практическая работа: нарисовать основные компоненты компьютера.
3. Устройство ввода – клавиатура. Клавиатурный тренажёр.
Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш.
Практическая работа: упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре, клавиатурный тренажёр.
4. Начальные навыки работы с мышью.
Знакомство с устройством манипулятора типа мышь. Назначение левой и правой кнопки мыши.
Практическая работа: приёмы работы с мышью.
5. Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира).
Понятие «информация», многообразие её форм. Значение информации в нашей жизни и вокруг нас.
Практическая работа: систематизировать знания об информации, учиться приводить примеры из окружающего мира.
6. Виды информации.
Знакомство с видами информации.
Практическая работа: систематизировать знания о видах информации, уметь приводить свои примеры, нарисовать схематично все известные виды информации.
7. Кодирование информации.
Кодирование информации. Способы кодирования информации.
Практическая работа: придумать свой способ кодирования информации (например, разными способами закодировать слово «мама», с помощью рисунка, слова, пиктограммы, вылепленной из пластилина фигурки, стихотворения, песни и т.п.)
8. Что можно делать с информацией? Получение, обработка, хранение, передача информации.
Способы получения, обработки, хранения, передачи информации. Знакомство с носителями информации: дискета, диск, USB- носитель.
Практическая работа: придумать свой способ хранения информации и нарисовать его.
9. Признаки, описание, действия предметов.
Знакомство с признаками, описанием, действиями различных предметов.
Практическая работа: учиться описывать предмет по его признакам с закрытыми глазами.
10. Множество. Способы задания множества. Отношение между множествами.
Понятие «множество». Способы задания множеств. Отношение между множествами.
Практическая работа: уметь приводить примеры различных множеств (из окружающей среды), тренироваться в задании множеств.
11. Пример исполнителя. Алгоритм.
Исполнитель. Понятие «алгоритм».
Практическая работа: учиться записывать и выполнять алгоритмы различных задач.
12. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.
Понятие «суждение». Понятие суждение «истинное» и «ложное».
Практическая работа: учиться использовать элементы логики при решении задач.
13. Графический редактор Paint.
Понятие « компьютерная графика». Окно программы и его активация.
Практическая работа: собрать картинку, раскрашивание компьютерных рисунков. Освоение режимов работы графического редактора.
14. Панель инструментов и приёмы работы с инструментами, палитра.
Панель инструментов. Конструирование.
Практическая работа: создание и редактирование рисунков с помощью графического редактора.
Рекомендуемая литература:
- Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
- За страницами учебника информатики, О.Е.Вершинин, Просвещение 1991.
- Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера, 2005
- Самоучитель работы на компьютере. Левин А., Питер, 2004.
- Информатика в понятиях и терминах. Г.А.Бордовский, Просвещение 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)
Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....