Рабочая программа по информатике для 1 класса
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Стафеева Оксана Юрьевна

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А.В. "Информатика в играх и задачах" 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_moya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

ПРОГРАММА

           «Компьютерные технологии для начальной школы»

                                  2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

         Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения. Я считаю, что для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

         На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделю основные цели внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства.

В соответствии со сформулированными целями, определю основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Кроме того внеурочной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:

  • целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
  • свободе выбора направлений и содержания информационной деятельности;
  • реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
  • особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • возможности получить допрофессиональную подготовку;
  • в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.

Я считаю, что применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и именно этим определяется его актуальность.

Предлагаемая программа проведения занятий рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) с детьми младшего школьного возраста (1- й класс). Эта программа носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с программным средством учебного назначения.

Данная программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Для решения поставленных задач применяются беседы, практические работы, викторины, конкурсы и творческие занятия с элементами логики и дидактических игр, а также используются следующие формы работы с компьютером: демонстрационная – выполняет учитель, а учащиеся наблюдают; самостоятельная – недлительная работа учащихся по усвоению или закреплению материала. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Учебно – тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Ι

Компьютер

1

Вводное занятие. Техника безопасности на компьютере и в компьютерном классе

1

1

-

2

Основные компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки

2

1

1

3

Устройство ввода – клавиатура. Клавиатурный тренажёр.

2

1

1

4

Начальные навыки работы с мышью

2

1

1

ΙΙ

Информация вокруг нас

5

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира)

2

1

1

6

Виды информации

2

1

1

7

Кодирование информации

2

1

1

8

Что можно делать с информацией? Получение, обработка, хранение, передача информации.

2

1

1

ΙΙΙ

Занимательная информатика

9

Признаки, описание, действия предметов

3

1

2

10

Множество. Способы задания множества. Отношение между множествами

5

2

3

11

Пример исполнителя. Алгоритм.

3

1

2

12

Элементы логики. Суждение: истинное и ложное

3

1

2

ΙV

Графика

13

Графический редактор Paint.

2

1

1

14

Панель инструментов и приёмы работы с инструментами, палитра

2

1

1

Итого

33

15

18

Требования к знаниям и умениям:

  • знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • понимать понятие компьютера как информационной машины;
  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  • приводить области применения компьютера;
  • работать с манипулятором мышь;
  • освоить работу клавиатуры (вводить с клавиатуры русские строчные буквы, цифры, исправлять ошибки ввода);
  • знать понятие информации, многообразие ее форм;
  • знать носители информации;
  • уметь кодировать информацию;
  • знать информационные процессы (передача, обработка, хранение информации);
  • уметь описывать и сравнивать признаки предметов, описание предметов;
  • знать понятие «множество»;
  • уметь приводить примеры множеств;
  • знать способы задания множества, отношения между множествами;
  • знать понятие «алгоритм»;
  • уметь работать в графическом редакторе Paint;
  • знать панель инструментов рисования;
  • уметь работать с палитрой.

Содержание курса

1.Вводное занятие. Техника безопасности на компьютере и в компьютерном классе.

Техника безопасности в компьютерном классе.

2. Основные компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки.

Компоненты компьютера: системный блок, монитор, мышь, клавиатура, звуковые колонки. Назначение компонентов компьютера.

Практическая работа: нарисовать основные компоненты компьютера.

3. Устройство ввода – клавиатура. Клавиатурный тренажёр.

Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш.

Практическая работа: упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре, клавиатурный тренажёр.

4. Начальные навыки работы с мышью.

Знакомство с устройством манипулятора типа мышь. Назначение левой и правой кнопки мыши.

Практическая работа: приёмы работы с мышью.

5. Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира).

Понятие «информация», многообразие её форм. Значение информации в нашей жизни и вокруг нас.

Практическая работа: систематизировать знания об информации, учиться приводить примеры из окружающего мира.

6. Виды информации.

Знакомство с видами информации.

Практическая работа: систематизировать знания о видах информации, уметь приводить свои примеры, нарисовать схематично все известные виды информации.

7. Кодирование информации.

Кодирование информации. Способы кодирования информации.

Практическая работа: придумать свой способ кодирования информации (например, разными способами закодировать слово «мама», с помощью рисунка, слова, пиктограммы, вылепленной из пластилина фигурки, стихотворения, песни и т.п.)

8. Что можно делать с информацией? Получение, обработка, хранение, передача информации.

 Способы получения, обработки, хранения, передачи информации. Знакомство с носителями информации: дискета, диск, USB- носитель.

Практическая работа: придумать свой способ хранения информации и нарисовать его.

9. Признаки, описание, действия предметов.

Знакомство с признаками, описанием, действиями различных предметов.

Практическая работа: учиться описывать предмет по его признакам с закрытыми глазами.

10. Множество. Способы задания множества. Отношение между множествами.

Понятие «множество». Способы задания множеств. Отношение между множествами.

Практическая работа: уметь приводить примеры различных множеств (из окружающей среды), тренироваться в задании множеств.

11. Пример исполнителя. Алгоритм.

Исполнитель. Понятие  «алгоритм».

Практическая работа: учиться записывать и выполнять алгоритмы различных задач.

12. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.

Понятие «суждение». Понятие суждение «истинное» и «ложное».

Практическая работа: учиться использовать элементы логики при решении задач.

13. Графический редактор Paint.

Понятие « компьютерная графика». Окно программы и его активация.

Практическая работа: собрать картинку, раскрашивание компьютерных рисунков. Освоение режимов работы графического редактора.

14. Панель инструментов и приёмы работы с инструментами, палитра.

Панель инструментов. Конструирование.

Практическая работа: создание и редактирование рисунков с помощью графического редактора.


                           Рекомендуемая литература:

  1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
  2. За страницами учебника информатики, О.Е.Вершинин, Просвещение 1991.
  3.  Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера, 2005
  4. Самоучитель работы на компьютере. Левин А., Питер, 2004.
  5. Информатика в понятиях и терминах. Г.А.Бордовский, Просвещение 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....