Рабочая программа по информатике в 3 классе
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Бородулина Любовь Николаевна

Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.
К
основным целям общего начального образования относятся:
• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
• требуют обязательного наличия компьютеров;
• предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3–4 классах;
• уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
• не требуют обязательного наличия компьютеров;
• проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента;
• проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителям

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся 3-х классов школы должны понимать:

-что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

-что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

-что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

-что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

-что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

-что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

что данные — это закодированная информация;

что тексты и изображения — это информационные объекты;

что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;

как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;

называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

в компетентности решения проблем:

видение заданной учителем проблемной ситуации как новой, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия;

определение последовательности этапов решения задачи;

корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;

определение ресурсов, необходимых для выполнения известной деятельности;

выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;

сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;

оценивание продукта своей деятельности;

видение сильных и слабых сторон своей деятельности.

в информационной компетентности:

формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

выделение из предоставленной информации той, которая необходима для решения поставленной задачи; умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;

понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме рисунка, таблицы, диаграммы;

перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;

воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.

В коммуникативной компетентности:

онимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;

умение формулировать собственное мнение в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;

умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.

Календарно-тематическое планирование

1 полугодие-16ч. 1 четверть-9ч

№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Использование ИКТ, проектная деятельность учащихся

Примечание

план

факт

Введение

1

Алгоритм

1

2

Схема алгоритма

1

3

Алгоритм с ветвлением

1

4

Цикл в алгоритме

1

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

1

6

Алгоритмы. Закрепление пройденного материала. (урок путешествие)

1

7

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.

1

8

Алгоритмы. Контрольная работа

1

9

Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний

1

2 четверть- 7ч.

10

Состав и действия объекта

1

11

Группа объектов. Общее название

1

12

Общее свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса

1

13

Собственное имя объекта. Отличные признаки объектов

1

14

Общее и отличные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление пройденного материала. (Урок-викторина)

1

15

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Подготовка к контрольной работе

1

16

Общее и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа.

1

2 полугодие-18ч. 3 четверть-11ч.

17

Множество. Число элементов множества

1

18

Логические операции, Пересечение множеств

1

19

Логические операции, Пересечение множеств

1

20

Истинность высказывания. Отрицание

1

21

Истинность составного высказывания

1

22

Граф. Построение графов

1

23

Ориентированный граф

1

24

«Просто я работаю волшебником». Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы. Закрепление материала.

1

25

Подготовка к контрольной работе

1

26

Контрольная работа

1

27

Обобщение и систематизация знаний по темам «Множества», «Высказывания», «Графы и отношения»

1

4 четверть-7ч.

28

Аналогия

1

29

Закономерность

1

30

Аналогия и закономерность. Закрепление материала. (Путешествие в джунгли)

1

31

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе.

1

32

Аналогия и закономерность. Контрольная работа.

1

33

Выигрышная стратегия

1

34

Выигрышная стратегия

1

Литература

Информатика 1,2 ,3 класс. Методическая книга по учебнику А. В. Горяева, К.И. Горной, Н.И. Суворовой. Информатика.

Материалы к урокам. Внеклассные мероприятия (Пышная);

Увлекательная информатика. Логические задачи, кроссворды, ребусы, игры (Владимирова)

Информатика в играх и задачах 3 класс. Учебник в 2 частях.

Изд.2-е, испр- М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)

Авторы: Горяев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И

Содержание программы.

I четверть – алгоритмы-9ч

алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;


II четверть – объекты-7ч

системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);


III четверть – логические рассуждения-11ч

создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


IV четверть – применение моделей для решения задач-7ч

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач. обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....