Рабочая программа по информатике для 2 класса
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 2 класса составлена на основе авторской программы Е. П. Бененсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

Согласовано                                                                   «Утверждаю»                                                               на метод. объединении                                                  директор МКОУ «Ишимская ООШ»  

______________2012 г.                                                          __________________________2012г.                          Руководитель  методического                                                                                                   объединения ______________

__________________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 2 КЛАССА

        

(Традиционная система обучения «Школа России»; Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

                                                                                     

Учитель информатики

Некрасова Анна Михайловна                                                                                                

Ишим

2012

Содержание:

Пояснительная записка …………………………………………………………………………3

Содержание курса………………..………………………………………………………………9

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………….. 11

Список литературы ……………………………………………………………………………...23


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 класс» рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Используемый УМК:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Цель и задачи курса

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  1. учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  2. формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  3. дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  4. дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Основные содержательные линии курса:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Информационная картина мира.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2-м классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.

Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию

(устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  1. со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
  2. поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  3. обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Компьютер — универсальная машина по обработке информации.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

  1. фундаментальные знания о компьютере,
  2. практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  1. представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  2. название и назначение основных устройств компьютера;
  3. представление о двоичном кодировании информации;
  4. представление о программном управлении компьютером;
  5. представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.

Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.

Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го класса включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Алгоритмы и исполнители.

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  1. планирование деятельности человека;
  2. управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:

  1. рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
  2. перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
  3. исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:

  1. правила поведения в компьютерном классе (2-й класс);

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой,  ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

        - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

        - синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

        - построение логической цепи рассуждений.

        По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание курса».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Обучающиеся должны иметь представление:

• о понятии «информация»;

• о многообразии источников информации;

• о том, как человек воспринимает информацию;

• о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

• о назначении основных устройств компьютера;

• о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;

• об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;

• об истинных и ложных высказываниях;

• о двоичном кодировании текстовой информации и чёрно-белых изображений.

        Обучающиеся научатся:

• исполнять правила поведения в компьютерном классе;

• называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).

• приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации;

• запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);

• выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);

• пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);

• с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;

• составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2-й класс (34 ч)

Информационная картина мира (9 ч).

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.

Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 ч).

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Программа — алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы на компьютере

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования) осуществляется при изучении всех разделов курса (время на нее учтено во всех разделах курса).

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (17ч).

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

1 четверть (8ч)

Раздел 1. Информационная картина мира (9 ч)

1

Информация, источники информации.

Выяснить, происхождение слова «информатика»

Формирование представлений об учебнике. Знакомство с понятием «информация», с её источниками.

Мотивация к обучению.

п – анализ коротких литературных текстов и графических объектов, поиск и выделение необходимой информации;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Познакомиться с понятиями «информатика», «информация», источники информации. Самостоятельная работа с источниками информации.

2

Работа с информацией.

Выяснить какие действия можно выполнять с информацией

Формирование представлений о действиях с информацией.

Знакомство с правилами работы за компьютером.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

п – умение строить логическую цепь рассуждений;

п – умение использовать таблицы.



Целенаправленная работа с информацией.

Ознакомление с правилами работы за компьютером.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

3

Отбор полезной информации.

Выяснить, какие органы чувств помогают получать информацию.

Обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов.

Знакомство с понятиями полезная и лишняя информация.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

п – умение строить логическую цепь рассуждений;

п – умение использовать таблицы;

р- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Сопоставлять источники информации и органы чувств.

Выделять полезную информацию.

Формирование навыка работы на ПК.

4

Шифры перестановки и замены.

Познакомить с некоторыми приёмами шифрования.

Знакомство с понятиями «информационный шум», «шифр», «кодовая таблица».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п - знаково-символические действия;

п – умение использовать таблицы, проверять по таблице;

р- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 

Различать и выделять источники информационного шума.

Формирование представления о некоторых приёмах шифрования.

5

Двоичное кодирование текстовой информации.

Познакомить (показать) двоичное кодирование слов.

Знакомство с понятием «двоичное кодирование информации».

Мотивация к обучению.

п- знаково-символические действия;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Ознакомление с принципом двоичного кодирования слов.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

6

Обработка информации человеком.

Обсудить особенности обработки информации человеком.

Познакомить с принципом двоичного кодирования ч/б рисунков.

Формирование представления о двоичном кодировании ч/б рисунков.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п- знаково-символические действия;

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

Ознакомление с принципом двоичного кодирования ч/б рисунков. Формирование навыка работы на ПК.

7

Обработка информации компьютером (чёрный ящик).

Обсудить особенности обработки информации человеком и компьютером.

Знакомство с понятием «чёрный ящик».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

к - умение работать в паре;

р - умение слушать собеседника.

Разгадывание и придумывание правил обработки данных чёрным ящиком. Формирование навыка работы на ПК.

8

Ещё раз о том, что такое информация.

Обобщить и повторить материал первой четверти.

Формирование представления об особенности обработки информации компьютером.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем;

п - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Описывать компьютер как универсальную машину для работы с информацией. Формирование навыка работы на ПК.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

2 четверть (8ч)

9

Действия с информацией (повторение).

Повторить материал первой четверти.

Познакомить с принципом кодирования цветных рисунков.

Формирование представления о двоичном кодировании цветных рисунков.

Мотивация к обучению.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

п - знаково-символические действия.

Ознакомление с принципом двоичного кодирования цветных рисунков.

Раздел 2. Устройство компьютера (7 ч).

10

Системная плата. Процессор.

Познакомить с модульным принципом построения компьютера, назначением системной платы и процессора.

Знакомство с назначением устройств компьютера: системная плата, процессор; понятием «истинное высказывание».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

к – умение работать в паре;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Познакомиться с модульным принципом построения компьютера; названием и назначением отдельных устройств компьютера.

Формирование навыка работы на ПК.

11

Оперативная память.

Познакомить с назначением и принципом работы оперативной памяти.

Формирование умения определять истинность высказываний. Знакомство с оперативной памятью.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера. Определение последовательности действий.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

12

Устройства ввода информации.

Познакомить с названиями и назначением устройств ввода информации: клавиатуры, сканера, мыши.

Формирование представления о назначении устройств компьютера: клавиатура, сканер, мышь.

Знакомство с понятием «ложное высказывание».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

п - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к - умение работать в паре.

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера.

Формирование навыка работы на ПК.

13

Устройства вывода информации.

Познакомить с названиями и назначением устройств вывода информации: монитора и принтера.

Формирование представления о назначении устройств компьютера: монитор, принтер.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п - умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

п – умение строить логическую цепь рассуждений;

к - умение работать в паре.

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера.

Формирование навыка работы на ПК.

14

Внешняя память.

Познакомить с устройствами внешней памяти, устройствами чтения и записи информации на диск.

Знакомство с понятием внешняя память, диск, дисковод. Начать формирование понятия «адрес клетки».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – выполнение задания с использованием рисунков и схем; п – анализ коротких литературных текстов, поиск и выделение необходимой информации.

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера.

Формирование навыка работы на ПК.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

15

Обобщение материала по теме «Устройство компьютера».

Обобщить знания об устройстве компьютера.

Продолжить формирование понятия «адрес клетки».

Учить определять истинность высказываний.

Мотивация к обучению.

п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Сопоставлять устройства компьютера и описание их действий.

Учиться определять истинность высказываний.

16

Твои успехи. Дополнитель-ные задания

Проверка усвоения материала первого полугодия.

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

3 четверть (10ч)

Раздел 3. Алгоритмы и исполнители (17 ч).

17

Первое знакомство с алгоритма-

ми и исполни-телями.

Выяснить, кто такой Энтик и почему его называют исполнителем алгоритмов.

Знакомство с понятиями: «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «СКИ алгоритма».

Учить определять истинность высказываний.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Познакомиться с понятиями «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «СКИ алгоритма».

Определение последовательности действий.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

      Дата

личностные

УУД

предметные

18

Составление и выполнение алгоритмов.

Выяснить, как составить алгоритм для Энтика.

Учить выполнять готовые алгоритмы.

Продолжить знакомство с понятием «алгоритм».

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.

19

Последова-тельность действий и результат выполнения алгоритма.

Обсудить важность порядка действий в алгоритме. Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Знакомство с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ информации;

к - умение работать в паре.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы;

Формирование навыка работы на ПК.

20

Составление и выполнение алгоритмов.

Обсудить разницу между действиями человека и исполнителя алгоритмов (робота). Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы. Повторить название некоторых устройств компьютера.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ информации; п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

21

Исполнитель алгоритмов Мышка – художник.

Выяснить, кто такая Мышка – художник и почему её называют формальным исполнителем алгоритмов.

Знакомство с понятием «адрес клетки». Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ информации;

к - умение работать в паре.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.

Формирование навыка работы на ПК.

22

Адрес клетки.

Убедиться, что адреса клеток в алгоритмах Мышки – художника можно записывать в любом порядке.

Формирование навыка определения адреса клетки и поиска клетки по её адресу. Напомнить назначение некоторых устройств компьютера.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ объектов с целью выделения признаков;

к - умение работать в паре.

Учиться определять адрес клетки и находить клетку по заданному адресу.

Формирование навыка работы на ПК.

23

Энтик и Мышка на одном поле.

Обсудить разницу между действиями исполнителей алгоритмов Энтика и Мышки. Учить составлять и выполнять алгоритмы.

Совершенствовать навык поиска клетки по адресу. Напомнить название некоторых устройств компьютера

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Учиться определять адрес клетки и находить клетку по заданному адресу.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

     Дата

личностные

УУД

предметные

24

Выполнение и составление алгоритмов.

Выяснить, для чего нужна пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Формирование умения выполнять алгоритмы. Учить записывать результаты выполнения каждого шага алгоритма. Пропедевтика нестрогих неравенств.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ информации.

Учиться создавать алгоритмы планирования учебной деятельности.

25

Составление алгоритмов.

Обсудить особенности выполнения различных алгоритмов.

Формирование умения составлять алгоритмы. Повторить понятие «истинное высказывание». Пропедевтика нестрогих неравенств.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ информации. к - умение работать в паре.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Формирование навыка работы на ПК.

26

Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.

Выяснить, где можно брать информацию для составления алгоритма (рисунок, текст)

Учить использовать для составления алгоритмов разнообразную информацию, в т.ч. графическую.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п - выполнение задания на основе рисунков и схем.

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

4 четверть (8ч)

27

Исполнитель алгоритмов Перемещайка.

Познакомить с новым формальным исполнителем алгоритмов – Перемещайкой и его СКИ.

Учить фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма. Учить восстановлению алгоритма по результатам выполнения его шагов.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

р – уметь слушать и быть внимательным.

Познакомиться с исполнителем алгоритма Перемещайкой и его СКИ. Учиться создавать алгоритмы планирования учебной деятельности.

28

Составление алгоритмов.

Убедиться, что набор и послед-сть команд в алг. для Перемещайки зависят только от нач. и требуемого кон. расположения объекта.

Формирование умения разрабатывать алгоритмы для Перемещайки. Учить видеть истинные и ложные выск-ния в равенствах и неравенствах.

Мотивация к обучению.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

Развивать умение анализировать текстовую информацию и выбирать из текста нужную для создания алгоритма. Учиться разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

29

Алгоритмы Перемещайки

Выяснить, как разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Развивать умение разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Учить видеть истинные и ложные выск-ния в равенствах и неравенствах.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

к - умение работать в паре.

Учиться разрабатывать алгоритмы для Перемещайки. Учиться определять истинность высказываний. Формирование навыка работы на ПК.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

30

Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.

Выяснить, когда команда невыполнима.

Учить определять истинность высказываний, содержащих условие (если). Развивать умение составлять алгоритмы для формальных исполнителей.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;

п – умение строить логическую цепь рассуждений.

 к - умение работать в паре.

Учиться  составлять алгоритмы для формальных исполнителей. Учиться определять истинность высказываний. Формирование навыка работы на ПК.

31

Массовость алгоритмов.

Обсудить свойство массовости алгоритма. Выяснить, какие из выполняемых ранее алгоритмов обладали этим свойством.

Знакомство с понятиями «массовость алгоритма», «компьютерная программа».

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

к - умение работать в паре.

Познакомиться с понятиями массовости алгоритма, компьютерной программы.

Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течении года.

32

Повторение пройденного.

Обобщить знания о составлении и выполнении алгоритмов.

Поиск клеток по их адресам. Разработка алгоритмов для формальных исполнителей. Разработка алгоритмов расшифровки черных ящиков.

Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.

п – умение выполнять действие по заданному алгоритму;

к - умение работать в паре.

Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течении года.



Тема урока

Решаемые проблемы на уроке

Единицы содержания

Планируемые результаты

Дата

личностные

УУД

предметные

33

Дополнитель-ные задания.

Склеить модель компьютера из бумаги.

Развивать умение выполнять алгоритмы. Повторить название некоторых устройств компьютера.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

Раздел 4. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность(1 ч).

34

Этические нормы при работе с информацией.

Твои успехи.

Проверка усвоения материала второго полугодия.

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

п – анализ информации;

п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения

задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

Литература для учителя

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2. Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»  /Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова и др.; Сост. Р.Г. Чуракова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 168 с.

Литература для обучающихся

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....