Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Горячева А.В. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Закон РФ «Об образовании», от 10.07.1992, № 3266 – 1, с изменениями

СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям     организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Приказ МО и науки  РФ от 27.12.2011   № 2885 «Об утверждении федерального  перечня    учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях  на 2012-2013 год».

Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.  

Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», за 2012-2013 у.г.

Учебный план муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012-2013 у.г.

Горячев А.В. Программа по информатике для 3 класса.

Целями курса являются:

1) развитие  у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:    

 применение формальной логики при решении задач – построение  выводов  путем  применения  к  известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");    

 алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели,  а также решения широкого класса задач,  для которых ответом является не число или  утверждение,  а описание последовательности действий;

 системный подход – рассмотрение сложных объектов и  явлений  в  виде  набора  более  простых составных частей,  каждая из которых выполняет  свою роль для функционирования объекта в целом;  рассмотрения влияния  изменения  в одной составной части на поведение всей системы;

 объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов,  а не действий,  умение объединять отдельные предметы в группу с  общим  названием,  выделять  общие  признаки  предметов этой группы и  действия,  выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет  по  принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");    

2) расширение  кругозора  в областях знаний,  тесно связанных с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и  некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам,  по отношению к каждому  из  них  предполагается  обучение  решению  простейших типовых задач,  включаемых в контрольный материал,  т.е.  акцент ставится  на  умении  приложения даже самых скромных знаний;    

3) создание  у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач –  "как  решать  задачу,  которую  раньше  не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей,  рассуждения по аналогии,  по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения  и др.).

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

- традиционное обучение;

- развивающее обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- дифференцированное обучение;

- проблемное обучение;

- исследовательская деятельность на уроках информатики как способ развития творческого потенциала личности;

- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;

- интерактивное обучение;

- дидактические игры.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения материала учащиеся должны знать и уметь:    

как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

для чего нужны основные устройства компьютера;

понимать построчную запись алгоритма и запись с помощью блок-схемы;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;

находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

соблюдать закономерность, аналогичную заданной;

формировать и применять выигрышную стратегию;

пользоваться мышью и клавиатурой;

запускать и завершать компьютерные программы.

Структура курса

Раздел (глава, модуль)

Примерное кол-во часов

1

Алгоритмы.

9

2

Объекты.

7

3

Множества. Высказывания. Графы.

10

4

Аналогия. Закономерность.

7

5

Повторение.

1

Итого:

34

.

Учебно-тематическое планирование

3 КЛАСС

№ уро

ка

Тема раздела

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Дата

Корректи-ровка плана

1

Алгоритмы

Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. Алгоритм (Делай – раз, делай – два)

знать:

о наглядной записи алгоритма на схеме;

о вложенности алгоритмов;

об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

уметь:

составлять и выполнять линейные алгоритмы;

составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;

находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Опорные сигналы

 

2

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров)

ПК, карточки

 

3

Алгоритмы с ветвлением (Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»?)

Опорные сигналы

 

4

Цикл в алгоритме (повтори еще раз).

ПК, опорные сигналы

 

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

ПК

 

6

Алгоритмы. Закрепление пройденного материала.

Опорные сигналы

 

7

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.

Презентация.

 

8

Контрольная работа №1 по теме "Алгоритмы".

ПК, карточки

 

9

Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний.

ПК, опорные сигналы

 

10

Объекты

Состав и действия объекта (Из чего состоит? Что

умеет?)

знать:

об общих и единичных именах объектов;

об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков)  с помощью таблиц;

уметь:

описывать свойства (состав и действия) объектов;

выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов;

выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;

       описывать признаки и действия составных частей

ПК, опорные сигналы

 

11

Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?)

ПК, опорные сигналы

 

12

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. (Что еще есть? Что еще умеют?)

ПК, карточки

 

13

Единичное имя объекта (Имя для всех и имя для каждого) Отличительные признаки объектов (Чем отличаются?)

ПК, карточки

 

14

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление пройденного материала.

ПК, опорные сигналы

 

15

Контрольная работа №2 по теме "Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов".

ПК, схемы

 

16

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

Схемы.

 

17








Множест-ва. Графы. Высказывания.

Множество. Число элементов множества (Остров для множества). Подмножество (На острове – страна, в стране – город)

 знать:

о множестве, элементах множества;

о подмножестве, пересечении, объединении множеств;

об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»;

о графах, в том числе о графах с направленными ребрами.

уметь:

определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству;

определять число элементов множества;

определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств;

определять характер отношений между двумя заданными множествами;

определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»;

изображать отношения между объектами с помощью графов, в том числе с помощью ориентированного графа.

Опорные сигналы.

 

18

Логические операции. Пересечение множеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

ПК, карточки

 

19

Логические операции. Пересечение и объединение множеств. (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

Опорные сигналы

 

20

Истинность высказывания. Отрицание. («ДА» или «НЕТ»)

Опорные сигналы

 

21

Истинность составного высказывания со словами.

ПК, карточки

 

22

Граф. Построение графов.(Какие точки соединить?)

ПК, карточки

 

23

Граф с направленными ребрами (Когда помогут стрелки?)

ПК, карточки

 

24

Подготовка к контрольной работе. Закрепление материала.

ПК, карточки

 

25

Контрольная работа №3 по теме "Множества", "Высказывания", "Графы и отношения".

ПК, карточки

 

26

Повторение

ПК, карточки

Опорные сигналы

Аналогия и закономерность

27

Аналогия (На что похоже?)

знать:

понятие аналогии и аналогичный;

представление о закономерности расположения объектов в таблице.

уметь:

находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;

находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;

придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками;

формулировать и использовать стратегию выигрыша.

ПК

 

28

Закономерность (По какому правилу?)

ПК, карточки

 

29

Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило)

ПК, карточки

 

30

Аналогия и закономерность. Закрепление материала.

ПК, карточки

 

31

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе

ПК, карточки

 

32

Контрольная работа №4 по теме "Аналогия и закономерность".

ПК, карточки

 

33

Выигрышная стратегия (Кто выигрывает?)

ПК

 

34

Итоговое повторение

ПК, презентация

 

Циклограмма тематического контроля

Раздел

Тема1.

 «Алгоритмы»

Тема2.

«Объекты».

Тема3. «Множества. Высказывания. Графы».

Тема4. «Аналогия. Закономерность».

Содержание тематического контроля

знать: о наглядной записи алгоритма на схеме; о вложенности алгоритмов; об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

уметь: составлять и выполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;

находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

знать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков)  с помощью таблиц;

уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;  описывать признаки и действия составных частей

знать: о множестве, элементах множества; о подмножестве, пересечении, объединении множеств; об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; о графах, в том числе о графах с направленными ребрами.

уметь: определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству; определять число элементов множества; определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»;

изображать отношения между объектами с помощью графов, в том числе с помощью ориентированного графа.

знать: понятие аналогии и аналогичный; представление о закономерности расположения объектов в таблице.

уметь: находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач; находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач; придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками; формулировать и использовать стратегию выигрыша.

Форма контроля

Письменная работа

Письменная работа

Письменная работа

Письменная работа

Информационно-методическое обеспечение:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Горячев А.В.

Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1.

2008г.

Москва: Баласс.

Горячев А.В.

Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2.

2008г.

Москва: Баласс.

Горячев А.В.

Информатика и ИКТ.(Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса.

2008г.

Москва: Баласс.

Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И

Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя

2008

Москва: Баллас.

Электронный диск

«Мир информатики» (часть 1-4)

2007

Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....