Рабочая программа по информатике для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 3 класса к УМК Матвеевой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_rabochaya_programma.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№24 р.п. ЮРТЫ
Рассмотрено на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю»: |
Руководитель МО | зам. дир. по УВР | Директор МОУ СОШ № 24 |
МОУ СОШ № 24 | ||
___________ /Зыкова Т.С./ | ___________ /Сергиенко Н.П./ | ___________ /Ерофеев В.М./ |
Протокол №1 от | Приказ № 52 | |
«30» августа 2011 г | «30» августа 2011 г. | от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 3 класса
Составитель: учитель начальных классов
Пиманова С.Н.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативная база составления рабочей программы.
- Закон «Об образовании» п.2, ст.32
2.Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.(приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011 №19776)
4. Учебный план МОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2011-2012 учебный год
Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать ин формацию можно устно или в виде письменного сообще ния, т. е. в виде описания. Описание может быть в тек стовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Цели обучения информатике:
- Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- Знакомство с основными теоретическими понятиями ин форматики.
- Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
- Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
- Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры.
- Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
- Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности; воспитание бережного отношения к технике.
В третьем классе решаются следующие задачи обучения информатике:
• развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
• формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;
• формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
• развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;
• закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
• развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
• формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Человек и информация | 6 | 5 | 1 |
2 | Действия с информацией» | 8 | 7 | 1 |
3 | Объект и его характеристика | 10 | 9 | 1 |
4 | Информационный объект и компьютер | 10 | 9 | 1 |
Всего | 34 | 30 | 4 |
Человек и информация – 6 ч.
- Человек и информация.
- Источники и приемники информации.
- Искусственные и естественные источники информации.
- Носители информации.
- Что мы знаем о компьютере.
- Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация».
Действия с информацией – 8 ч.
- Немного истории о действиях с информацией.
- Сбор информации.
- Представление информации.
- Кодирование информации.
- Декодирование информации.
- Хранение информации.
- Обработка информации. Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».
Объект и его характеристика – 10 ч.
- Объект.
- Имя объекта.
- Свойства объекта.
- Общие и отличительные свойства.
- Существенные свойства и принятие решения.
- Элементный состав объекта.
- Действия объекта.
- Отношения между объектами.
- Повторение по теме «Объект и его характеристика». Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика».
Информационный объект и компьютер – 10 ч.
- Информационный объект и смысл.
- Документ как информационный объект.
- Электронный документ и файл.
- Текст и текстовый редактор.
- Изображение и графический редак тор.
- Схема и карта.
- Число и программный калькулятор.
- Таблица и электронные таблицы. Подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №4 по теме «Информационный объект и компьютер».
10.Повторение по теме «Информационный объект
График контрольных работ
№ | Дата | Тема |
1 | 11.10.2011 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек и информация» |
2 | 13.12.2011 | Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией». |
3 | 06.03.2012 | Контрольная работа № 3 по теме «Объект и его характеристика». |
4 | 22.05.2010 | Контрольная работа № 4 по теме «Информационный объект и компьютер». |
Календарно- тематическое планирование 3 класс | |||||||
№п/п | Раздел, тема | кол-во часов | Дата проведения | основные понятия | контроль знаний | Д/з | |
|
|
| план | факт |
|
| |
| Первая четверть |
|
|
|
| компьютерный практикум |
|
1 | Человек и информация. Техника безопасности на уроках информации. | 1 | 6 сен | сент | сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер | Правила техники безопасности в компьютерном классе. Распределение обучающихся по рабочим местам. | § 1 Р.Т. § 1, |
2 | Источники и приемники информации | 1 | 13 сен | сент | источник информации, приёмник информации | Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя) | § 2 Р.Т. § 2, |
3 | Искусственные и естественные источники информации | 1 | 20 сен | сент | естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приёмник информации, искусственный приёмник информации | Решение информационных задач (компакт- диск "Информатика-3") § 2,3 (по выбору учителя) | § 3 Р.Т. § 3 |
4 | Носители информации | 1 | 27 сен | сент | носитель информации, источник информации | Компакт- диск "Информатика-3" задания к уроку 4. (по выбору учителя) Рисование в графическом редакторе. Тест по теме "Носители информации" | § 4 Р.Т. § 4 |
5 | Что мы знаем о компьютере | 1 | 04.окт | окт | компьютер, персональный компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память. | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Компьютер и его основные устройства". | § 5 Р.Т. § 5 |
6 | Контрольная работа №1 "Человек и информация" | 1 | 11.окт | окт | сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Клавиатурный тренажёр". |
|
7 | Немного истории о действиях с информацией | 1 | 18.окт | окт | получение информации, передача информации, хранение информации | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс .Информационные процессы". | § 6 Р.Т. § 6 |
8 | Сбор информации | 1 | 25.окт | окт | сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы". | § 7 Р.Т. § 7 |
9. | Представление информации | 1 | 01.ноя | нояб | представление информации, способы представления, формы представления | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Информационные процессы". | § 8 Р.Т. § 8 |
| Вторая четверть. |
|
|
|
|
|
|
10 | Кодирование информации | 1 | 15.ноя | нояб | кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в программе "Мир информатики 3-4 класс. Кодирование". | § 9 Р.Т. § 9 |
11 | Декодирование информации | 1 | 22.ноя | нояб | декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование | Решение информационных задач (по выбору учителя). Тест | § 10 Р.Т. § 10 |
12 | . Хранение информации | 1 | 29.ноя | нояб | хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека | Решение информационных задач (по выбору учителя). | § 11 Р.Т. § 11 |
13 | Обработка информации | 1 | 06.дек | дек | обработка информации, виды информации, программы | Решение информационных задач (по выбору учителя). | § 12 Р.Т. § 12 |
14 | Контрольная работа №2 "Действия с информацией" | 1 | 13.дек | дек | сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка |
|
|
15 | Объект | 1 | 20.дек | дек | объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе: вписать в текст имена пропущенных объектов. | § 13 Р.Т. § 13 |
16 | Имя объекта | 1 | 27.дек | дек | объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов с одинаковым заданным свойством. | § 14 Р.Т. § 14 |
| Третья четверть. |
|
|
|
|
|
|
17 | Свойства объекта | 1 | 17.янв | янв | объект, свойства, совокупность свойств, характеристика | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: изображение двух объектов, отличающихся заданным свойством. | § 15 Р.Т. § 15 |
18 | Общие и отличительные свойства | 1 | 24.янв | янв | общие свойства, отличительные свойства | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану. | § 16 Р.Т. § 16 |
19 | Существенные свойства и принятие решения | 1 | 31.янв | янв | объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану .Тест на проверку усвоенных знаний учащимися. | § 17 Р.Т. § 17 |
20 | Элементный состав объекта | 1 | 7 фев | февр | объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунков из геометрических фигур по плану. | § 18 Р.Т. § 18 |
21 | Действия объекта | 1 | 14 фев | февр | объект, действие объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматическое устройства, программа | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: создание рисунка по плану.Тест по изученному материалу. | § 19 Р.Т. § 19 |
22 | Отношения между объектами | 1 | 21 фев | февр | отношение объектов | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: строение таблиц. | § 20 Р.Т. § 20 |
23 | Повторение, работа со словарем | 1 | 28 фев | февр |
| Решение информационных задач Выполнение контрольной работы №5 из заданий электронного учебника. |
|
24 | Контрольная работа №3 "Объект и его характеристика" | 1 | 6 мар | март |
|
|
|
25 | Информационный объект и смысл | 1 | 13 мар | март | объект, иформационный объект, смысл | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в графическом редакторе: представление объекта рисунком и текстом. | § 21 Р.Т. § 21 |
26 | Документ как информационный объект | 1 | 20 мар | март | документ, электронный документ, документальные данные | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в Worde: совершенствование навыков работы с текстом. Тест по изученному материалу. | § 22 Р.Т. § 22 |
| Четвёртая четверть. |
|
|
|
|
|
|
27 | Электронный документ и файл | 1 | 03.апр | апр | память, внутренняя память, внешняя память, файл, имя файла, папка, окно | Решение информационных задач (по выбору учителя).Работа по поиску файлов по заданию учителя. Создание папки ученика в папке"Мои документы" | § 23 Р.Т. § 23 |
28 | Текст и текстовый редактор | 1 | 10.апр | апр | информационный объект, текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор | Решение информационных задач (по выбору учителя). Работа в текстовом редакторе. Редактирование текста и перемещение по тексту. | § 24 Р.Т. § 24 |
29 | Изображение и графический редактор | 1 | 17.апр | апр | изображение, информационный объект, графический редактор | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание изображений в графическом редакторе. | § 25 Р.Т. § 25 |
30 | Схема и карта | 1 | 24.апр | апр | карта, схема, источник информации, приемник информации, обмен информацией | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание схем в среде графического редактора | § 26 Р.Т. § 26 |
31 | Число и программный калькулятор | 1 | 08.май | май | число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе - дальше, быстрее -медленнее) | Решение информационных задач (по выбору учителя). Программа "Калькулятор". Самостоятельная работа: реши правильно. | § 27 Р.Т. § 27 |
32 | Таблица и электронные таблицы | 1 | 15.май | май | организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронная таблица | Решение информационных задач (по выбору учителя). Создание таблиц в Worde и Excel | § 28 Р.Т. § 28 |
33 | Контрольная работа №4 "Информационный объект и компьютер" | 2 | 22.май | май | информационный объект (текстовый, графический), способ организации данных (таблица, схема), память (внутренняя, внешняя), электронный документ, файл |
|
|
34- 35 | Резерв | 1 | 29.май | май |
|
|
|
Требования к уровню подготовки по окончании третьего класса
В результате изучения данного курса информатики в третьем классе школьники должны:
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с ин формацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
- что информационные объекты служат для описа ния других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
- основные действия с информацией: сбор, представле ние, кодирование, хранение, обработку и передачу;
- что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
- что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
- что компьютер может работать с разными информационными объектами;
- что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
- что данные - это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
- что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
- что файл — это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши.
Учебно-методический комплект для третьего класса
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для 3 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое пособие для учителя. 3 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)
Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....