Методические рекомендации коррекционно-оздоровительной направленности для 1 – 4 классов общеобразовательной школы "Учимся быть здоровыми"
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Завозина Татьяна Владимировна

Методические рекомендации имеют своей целью: Формирование здорового образа жизни младших школьников; Снижение нервно-психического напряжения в УВП, Оздоровление всего организма в целом.

Основные задачи: Вызвать у учащихся начальных классов интерес к «педагогике здоровья»; Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; Обучать школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам саморегуляции; Добиваться того, чтобы каждый ученик, чувствовал себя уверенным членом коллектива, был активным, общительным, самостоятельным; Воспитывать у детей ответственность за сохранность своего здоровья.

Содержание методических рекомендаций представлено в виде динамических физкультминуток, проводимых в середине каждого урока по 2-3 минуты учителем начальной школы. В данные рекомендации включены физические и дыхательные упражнения:

  1. укрепляющие ОДА;

  2. повышающие работоспособность;

  3. снижающее психофизическое напряжение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа с. Голуметь, Черемховского района, Иркутской области, РФ.

СОГЛАСОВАНО:        УТВЕРЖДАЮ:

«20» сентября 2020г.                                                             «22» сентября 2020 г.

Руководитель:                                                                 директор МКОУ СОШ

учитель Физвоспитания                                                с. Голуметь Завозин А. Л.

Завозина Т. В.        _____________________

        

(Методические рекомендации коррекционно-оздоровительной

направленности для 1 – 4 классов общеобразовательной школы)

                                            Завозина Татьяна Владимировна,

                учитель физической культуры высшей

                                                                     квалификационной категории

                                                                     МКОУ СОШ с. Голуметь.

2020 год – 2024 год

        

Пояснительная записка

        Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно и физически. Раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

         Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе, число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий, нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30 -40%. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика здоровья». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и школьного младшего возраста. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам:

  • Здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для бодрости, самомассаж);
  • В процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляции, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • Массовых оздоровительных мероприятии (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья);
  • Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий);
  • В родительском лектории;
  • В работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения);

Методические рекомендации имеют своей целью:

  • Формирование здорового образа жизни младших школьников;
  • Снижение нервно-психического напряжения в УВП
  • Оздоровление всего организма в целом

Основные задачи:

  • Вызвать у учащихся начальных классов интерес к «педагогике здоровья»;
  • Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • Обучать школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам саморегуляции;
  • Добиваться того, чтобы каждый ученик, чувствовал себя уверенным членом коллектива, был активным, общительным, самостоятельным;
  • Воспитывать у детей ответственность за сохранность своего здоровья.

Содержание методических рекомендаций представлено в виде динамических физкультминуток, проводимых в середине каждого урока по 2-3 минуты учителем начальной школы. В данные рекомендации включены физические и дыхательные упражнения:

  1. укрепляющие ОДА;
  2. повышающие работоспособность;
  3. снижающее психофизическое напряжение.

В ходе занятий учащиеся должны:

Выполнять:

- корригирующие упражнения для осанки и стопы;

- здоровьесберегающие упражнения.

Уметь – показывать изученные упражнения.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

- применять антистрессовые упражнения;

- проводить обучение близких и знакомых сохранять своё здоровье.

Способы спортивной деятельности:

- осуществлять соревновательную и игровую деятельность в знаниях и правильном применении изученных упражнений.

Правила поведения при выполнении упражнений:

- соблюдать методику выполнения упражнений, безопасность и гигиенические нормы;

- помогать друг другу и учителю во время выполнения;

- быть честным, дисциплинированным и активным во время выполнения задания.

Ежедневный комплекс перед началом занятий.

Сентябрь

1 Учебная неделя

  • Дети встают возле парт и выполняют упражнения под музыку или под счёт
  1. сгибают ноги в коленях;
  2. поднимаются на носки и опускаются;
  3. То же, но одновременно вращают кистями рук, подключая вращение локтей, плеч на каждые 1-4 счёта каждое движение. 2 – 3 мин.
  • Дыхание одной ноздрёй, другая закрыта, поменять по 5 раз
  • И. п. – кисти рук перед собой, рисуем правой рукой круг по часовой стрелке, следим за средним пальцем глазами, затем рисуем пальцем левой рукой; затем одновременно правой и левой – вправо и влево; 8-ой или знак бесконечности.
  • Упражнение для глаз – 6 раз крепко зажмуриться, затем 12 раз мягко поморгать.
  • В конце зарядки можно пройти друг за другом по часовой и против часовой стрелки между рядами.
  • Упражнение «Круглая палочка» - взять ручку или карандаш двумя пальцами, большим и указательным, постепенно передавая на средний, безымянный, мизинец и обратно правой, затем левой рукой. Когда научатся передавать пальцами обеих рук.
  • Игра «Кулак-ребро-ладонь» на парте, сначала правой, затем левой, затем двумя руками, ускоряя темп.
  • Упражнение «Парящий планер». Стоя, перекрестить голени, колени держать свободно. Добиться состояния равновесия, наклониться вперёд, стараясь тянуться к полу. Опускать руки при выдохе и поднимать при вдохе. Сделать 3 раза, затем поменять ноги.
  • Упражнения для глаз. Посмотреть на лампочки (люстры) на потолке. Перевести взгляд с одной на другую и т. д., пока не посмотрят на все. Опустить глаза вниз, закрыть. С закрытыми глазами вращать глазами по кругу вправо, затем влево, вверх, вниз. (Ежедневно).

2 учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Рисуем носом» - представим, что на кончике носа есть кисточка. Рисуем кисточкой раму на потолке. В рамке ребёнок пишет своё имя, фамилию, отчество, рисует дом, цветы, бабочку. Это упражнение Бейтса способствует восстановлению зрения.
  • И. п. – стоя в проходе, выполнить лёгкую ритмическую гимнастику под музыку:

- наклоны головы вправо, влево, вниз, вверх;

- руки на пояс, полуприсед с отведением ног поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево;

- повороты туловища вправо, влево;

- присед, руки вниз, встать, руки вверх. 2-3 мин.

  • Игра «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук (развивает межполушарное взаимодействие).
  • Синхронное письмо 2-мя руками по воздуху. Записывание словарных слов.
  • Упражнение «Каляки-маляки». Нарисовать любые линии, как рука захочет. Увидеть в получившихся маляках цветы, животных, другие предметы (развивает образно-ассоциативное мышление).

3 учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Профилактика плоскостопия, сидя за партой, стопы параллельно. Поднять пятки, опустить – 8-12 раз.
  • Поднять носки, затем пятки, затем перекат с пятки на носок – 8-10 раз.
  • Выпрямить одну ногу, затем другую, поставить одну ногу, затем другую.
  • Вытянуть ноги вперёд, круговые движения стопами вправо, затем влево, вниз, вперёд.

            И. п. – то же самое, натянуть носки до боли, расслабить.

  • «Алфавитная путаница» - положить буквы вразброс, по команде каждую букву поставить вряд на место, кто быстрей.
  • Вспомнить правила правильной осанки и зафиксировать. Подойти к стене, прижать затылок, ягодицы, лопатки, пятки к стене, зафиксировать осанку, отойти от стены. 3-4 р
  • Рисуем своё настроение – какое оно.
  • Упражнения для глаз, посмотреть на люстры, расположенные на потолке.

Октябрь.

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Повторить упражнение №1 1-ой учебной недели за сентябрь.
  • «Две фасолины». Двумя руками одновременно рисуем фасолины на бумаге или по воздуху. В одну сторону или в разные.
  • Игра «Запомни движение» - развитие моторно-слуховой памяти. Учитель показывает детям движения, состоящее из 3-4 действий. Дети должны повторить эти движения в том порядке, в каком показал учитель, а затем в обратном порядке.
  • Синхронное письмо двумя руками одновременно по воздуху (записывание словарных слов).

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Лёгкая ритмическая гимнастика, как в сентябре, можно добавить 2-3 других упражнения.
  • Зеркальное письмо. Написать слово так, чтобы его можно было правильно прочитать в зеркале (школа, вода, ясли).
  • Физические упражнения, сидя за партой – 5-6 раз каждое. (Движения головой, руками, наклоны, повороты).
  • «Рисуем носом» - упражнения за сентябрь.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Дыхательные упражнения:
  1. Ключичное дыхание – положить ладони на ключички и на вдох ключички вверх, на выдох – вниз. 3-5 раз.
  2. Рёберное дыхание – положить ладони на рёбра, вдох – рёбра расширяются, выдох – рёбра сужаются. 3-5 раз.
  3. Дыхание животом – живот надуть, как мяч круглый, медленно сдуть. 3-5 раз.
  • «Зевание и потягивание» - попробовать громко зевнуть, снимая напряжение, потянуться так, чтобы захрустели косточки. 2-3 раза.
  • «Зеркальное письмо» - написание алфавита сначало правой, левой, затем сразу двумя руками.
  • Упражнение «Сова» - сжать правой рукой левое плечо. Голова опущена свободно вниз – 1. голову повернуть влево – 2 и посмотреть как можно дальше назад-вверх через плечо – 3 глубокий вдох – задержка дыхания. И. п. – выдох; 4 – повторить, держа левой рукой правое плечо. 4-6 раз.
  • Нейрофизиологические упражнения – стоя около парты, выполнить «крестик» ногами – руки полочкой, правым коленом достать левую кисть и наоборот. 8-10 раз.

4 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнения на формирование правильной осанки и походки: встать в проход, подняться на носки, руки вверх, напрячь все мышцы, сделать тело «железным», расслабиться. 3-5 раз.
  • Руки на пояс, отвести локти назад, соединить лопатки вместе – держать 3 сек., расслабиться.
  • Руки на пояс, поворот туловища вправо и влево с отведением руки как можно дальше назад; поднимание и опускание плеч вверх, вниз, круговое движение плечами. 9-10 раз. Пройти между проходами с правильной осанкой вправо и влево.
  • Игра «Две фасолины»
  • Игра «Замри» - развитие самоконтроля и произвольных движений. Можно под музыку. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать, через 30 сек музыка возобновляется, а дети продолжают двигаться, затем новое прерывание музыки, дети маршируют и лишь замирают на звуковой сигнал «Стой!».
  • Упражнение «Сова» - 3 неделя октября.

Ноябрь

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений.

  • «Колечко» - поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальца рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, последовательно – указательный, средний, безымянный и т. д. Выполнить в прямом и обратном порядке, одной рукой и обеими. 1 мин.
  • антистрессовое упражнение – «Надувная кукла» - постоянно надуваем своё тело, начиная с пальцев рук, предплечья, плечи, грудь, голова, с пальцев ног – голень, бедро, таз, живот – руки поднимаются, ноги раздвигаются, живот и грудь большие. Постепенно сдуть себя. 2-3 раза.
  • Упражнение «Сова» 3 раза вправо, 3 влево.
  • «Зевание и потягивание». 2-3 раза
  • «Две фасолины».- 1 мин.

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
  • Игра в паре, стоя лицом друг к другу «Волшебный мешочек» - в паре один ребёнок держит мешочек, в нём различные предметы невидимые – второй пытается тактильными ощущениями определить, что там такое, затем меняются.
  • Гимнастика для глаз – фокусирование взгляда на одном предмете в течение 1 мин. Фиксация взгляда на кончике носа в течение 1 мин. Затем частое моргание 10-12 раз.
  • «Ритмичные хлопки» - стоя в проходе, выполнить хлопки за учителем, наигрывая или напевая какую-нибудь музыку, включая полу приседы, отведения одной ноги в сторону, вперёд, назад, менять ноги. 2-3 мин.
  • Фиксация осанки, стоя в проходе, продвижение между рядами (отметить лучшую осанку) 2-3 раза.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнение «Лезгинка» - развитие умственной работоспособности. Левую руку поставить на локоть вертикально вверх, сложить пальцы в кулак, кулак повернуть пальцами к себе, большой палец отставить влево. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. после этого одновременно сменить положение правой и левой руки. 6-8 раз.
  • Упражнение на укрепление мышц стопы, стоя в проходе или сидя за партой. 1.Поднимание на носки и опускание – 8-10 раз. 2. Перекаты с пятки на носок. 8-10 раз. 3. Полу присед спина прямая, выпрямиться. 6-8 раз. 4. Ноги скрестно, подняться на носки, встать на внешнюю стопу. 8-10 раз. 5. Топтание на носках, затем на пятках. 10 раз.
  • «Зеркальное письмо» - алфавит, рисовать обеими руками, стоя у парты. 10-12 букв., постепенно прибавляя по 1 букве.
  • «Рисуем глазами» - рисуем цифры глазами от 1 до 10.

Декабрь

1. Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Круглая палочка» - массаж ладоней, зажать ручку между прямых ладоней, «высевать огонь», быстро вращая ручку ладонями. Затем перевернуть и вращать ручку тыльной стороной ладони. 1-2 мин.
  • Дыхательная гимнастика – стоя, плывём способом «брасс», вдох – руки у груди, выдох – развести руки в стороны. От 30 до 1 мин.
  • «Рисуем глазами». 1,5 мин.
  • Игра «Часики» - голова вправо, язык влево и наоборот. 6 – 8 раз.
  • Физкультминутка с малым мячом, обязательное правило – мяч не уронить, каждое упражнение выполнить 6-8 раз.
  1. Мяч в ладонях внизу, мяч вверх, на носки, вниз, опуститься на всю ступню.
  2. Мяч в правой руке, руки в стороны, подняться на носки, и вверху переложить мяч в левую руку, опускаясь, руки в стороны.
  3. Катание мяча в ладонях – колобок» и на тыльной стороне – массаж.
  4. Сильно нажать на мяч пальцами, затем расслабить.
  5. Спина прямая, мяч в правой руке. Под правым коленом переложить мяч в правую руку, выпрямиться, затем под левым коленом. 6-8 раз.

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Лёгкие ритмические упражнения под музыку:
  1. Голова вверх, вниз; поворот направо, налево;
  2. Полу присед, правая рука на поясе, левая в сторону, выпрямиться, затем правую в сторону;
  3. Руки на пояс, наклон вправо, влево, назад;
  4. Скрестно достать правым локтём левое колено и наоборот;
  5. Поднимание и опускание плеч вместе и поочерёдно;
  6. Поднимание и опускание на носки. 3-5 мин.
  • «Круглая палочка» - вращение ручки в ладонях; постукивание ручкой тыльную сторону ладони. 2 мин.
  • Дыхательное упражнение – очистительное дыхание «чух-чух-чух» - вдохнуть воздух и резкими, короткими звуками выдыхать «чух» пока весь воздух не выдохнешь. 1-2 мин.
  • Упражнение на коррекцию осанки стоя:
  1. Сформировать правильную осанку, стоять 15 сек, расслабиться;
  2. Отвести плечи назад, соединить лопатки, живот втянуть, держать 15 сек., расслабиться;
  3. Напрячь мышцы всего тела, как «железо», расслабиться, 6-8 раз;
  4. Спина прямая, полу присед, выпрямиться
  5. Руки перед грудью полочкой, правый локоть вверх, левый вниз и наоборот, спина прямая;
  • «Две фасолины» - рисовать одновременно правой, левой рукой. 1-2 мин.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Две фасолины» - рисовать двумя руками сразу на парте или в воздухе – 30 сек.;
  • Дыхательная гимнастика – «Бегущая собачка» - дыхание ртом, язык наружу от 30 сек. до 1 мин.;
  • Координационные упражнения – руки на пояс, поочерёдно подниманием руки к плечам, вверх и поочерёдно вниз. 1-2 мин.;
  • «Кулак-ребро-ладонь» - 1 мин.;
  • «Рисуем глазами» - 1-2 мин.

4 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнение «Колечко» - поочерёдно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинцем и в обратном порядке. 1 мин.;
  • Игра «Возьми и передай» - развитие воображения. Дети стоят друг за другом и что-нибудь передают, например «горячий утюг». 3-5 мин; «Аня, передай Наташе горячий утюг (Наташа боится обжечься, показывает какой он горячий), или тяжёлый предмет – гирю, штангу и т. д.;
  • Словесное упражнение – любое слово в рифму – окошко-лукошко-ножка и т. д. 3-5 м.;
  • Массаж головы – запустить пальцы в волосы, выполнять круговые движения пальцами по всей голове, пощипывать, подержать лобно-затылочную часть своими ладонями, приговаривая: «Ты моя хорошая головушка, ты моя умная головушка, никогда не боли, память в себе сохрани». 3-5 мин.;
  • Разрешить детям «порычать», как тигр, лев, медведь (дыхательное упражнение). 1-2 мин.

Январь

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Фиточай – заварить утром;
  • Массаж – поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и лёгкое разминание 8-ой. 1 мин.;
  • Массаж рук – начинать с ногтевых фалангов пальцев и выше. Каждый локтевой фаланг разминаем круговыми движениями, затем скользящим движением, слегка надавливая, массируем палец и ладони. «Моем руки» - «намыливаем», поглаживаем тыльные стороны ладони, продвигая движение выше к локтю. Гладим руки до плеча поочерёдно правой, левой, пощипываем, слегка пошлёпываем, снова поглаживаем. Массируем мышцы шеи вверх, вниз, скользя по плечам. 3-5 мин.;
  • Игра «Повтори за мной» - простукать определённый ритм по столу ладонями, ребёнок должен повторить. 1-2 мин.;
  • Стоя повторить перекрёстные движения руками и ногами, руки полочкой. 1-2 мин.

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Фиточай – заварить утром;
  • «Две фасолины». 1-2 минуты (можно на парте, в воздухе);
  • Встать в проходе парами. Придумать различные движения – упражнения по очереди, выполняя одновременно – зеркально. 3-мин.
  • Нарисовать своё настроение – линией, пятном, точкой, картинкой (кто как хочет). 1-2 м
  • Дыхательные упражнения – ключичное, руки на ключицах, рёберное – руки на рёбрах; животом – надувая его, как мяч и сдувая (каждое по 2-3 раза). 2 мин. Упражнения выполняются медленно и спокойно.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Фиточай;
  • «Рисование носом» - буквы. 1-2 мин.;
  • Стоя между партами выполнить различные упражнения для кистей рук – сгибание, разгибание, круговые движения, синхронное движение ладонями в разных направлениях в сочетании с движениями стоп – поднимание, опускание на носки одновременно и вместе отведение ног вперёд, назад, в стороны, поднимание и опускание коленей. 1-2 мин.;
  • «Каляка-маляка» - нарисовать, не отрывая руки от листа различные линии за 30 сек., затем увидеть в них различные очертания, рисунки – что получилось – пофантазировать. 2-3 мин.;
  • Моделирование из этой же бумаги – сделать какую-нибудь поделку. 2-3 мин.

Февраль.

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Змейка» - комиссур, межполушарных связей. Соединить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать указательным пальцем к учителю. Палец должен двигаться точно и чётко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 1-2 мин.
  • «Глубокое дыхание» - 2-3 мин – регуляция вегетативной нервной системы.
  • Сидя за партой, спина прямая и расслабленная. Положить руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дышать нормально. Отметить в какой момент соединённые средние пальцы начнут расходиться. Усилить это движение, вдыхая более глубоко.
  • Горизонтальная 8-ка.
  • 1. Упереться языком во рту в зубы, стараясь их вытолкнуть наружу. Расслабить язык. Повторить10 раз; 2. Прижимать язык во рту то к правой, то к левой щеке – 10 раз; 3. Удерживая кончик языка за нижними зубами, вытянуть его горкой, расслабить – 10 раз.
  • «Поза горы» 1-2 мин. – развитие концентрации и самосознания. 1. Улучшение осанки. Встать прямо, представить гору. Почувствовать какая она твёрдая и крепкая. Поднять пальцы ног вверх, не отрывая ступни от пола, затем опустить их. Руки можно сложить вместе на уровне груди. 2. Напряги икроножные мышцы, напряги все мышцы ног, расслабиться. 3. Представь себе, что у тебя растёт хвост, он удлиняет твой позвоночник. 4. Оставаясь на месте, медленно выгнуть спину, опуская голову к земле. Дышать ритмично. 5. Глубоко вдохнуть грудью, почувствовать, как она расправляется, когда воздух наполняет лёгкие. 6. Снова напряги ноги, ощути изменения в позвоночнике, шее и голове. Опусти руки вниз и затем медленно приподними их через плечо.

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Нарисовать на доске букву – Х, зафиксировать взгляд на пересечении линий. Стоя, поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене и кистью правой руки дотронуться, затем другую ногу, повторить – по 7 раз. Всё время смотреть на пересечение линий.
  • «Поза дерева» - развитие равновесия, сосредоточённости, совершенствование координации рук и глаз. Встать прямо. Сосредоточиться на любой точке прямо перед собой. Твои руки ветви дерева, очень крепкие и сильные. Поднять руки вверх, сложить ладони вместе, завести за голову так, чтобы между кистями рук оставалось расстояние в 10 см. Представить ощущение поднимания вверх к небу. Сосредоточиться на этом ощущении. Поднять и поставить левую ногу на правое бедро, подержать 30 сек., затем поменять ногу, ощутить, как натянуты мышцы бедра. Медленно опустить ногу вниз и руки по швам. 2-3 мин.
  • «Паровозик» - правую руку положить на левое плечо и сделать 5 вращательных движений правым плечом вперёд и 5 назад. поменять руку и сделать вращательные движения левым плечом.
  • Мгновенная релаксация, когда у тебя стресс или плохое настроение – глубоко вдохни и выдохни, скажи себе – «расслабься». Это можно делать перед контрольной работой, или когда ты начинаешь нервничать. Можно сопровождать выполнение спокойной классической музыкой. 1-3 мин.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Нога - плечо» - комиссуар, межполушарных связей. Согнуть левое колено, отвести вперёд левое плечо, то же, но с другой ноги. Когда упражнение усвоено, можно усложнить. Поднять левое колено, поднять правое плечо и наоборот. 1-2 мин.
  • «Жираф» - закрыть глаза, сделать вдох и расслабиться. Положить подбородок на грудь. Повернуть подбородок и шею вправо, затем влево. Повторить 3 раза. Затем поднять плечи несколько раз и то правое, то левое по очереди. Сесть прямо и удобно, почувствовать как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представь, как удлинилась твоя шея, представь себя с длинной, как у жирафа шеей. 2 мин.
  • «Распознавание музыки» - на доске нарисованы 4 вида с мимикой лица: радости, гнева, грусти, удивления. Звучит музыка, дети распознают какая это музыка и показывают на рисунки.
  • Игра с антонимами: весёлый – грустный; бодрый – усталый; довольный – сердитый; спокойный – взволнованный; смелый – трусливый; медленный – быстрый; праздничная – будничная; тёплая – холодная; радостная – грустная; ясная – мрачная; красивая – некрасивая.
  • «Музыкальные движения» - спокойная музыка – плавные движения; быстрая музыка – быстрые движения, маршевая ходьба. Упражнения выполнять головой, руками, ногами. Выполнять в зависимости от музыки.

4 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Рисование глазами геометрические фигуры по часовой стрелки, затем против. 1-2 мин.
  • Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) – 2 мин. 1. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. 1 минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица, считать при этом до 30.

3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза – 1 мин.

4. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.

5. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

  • «Марионетка» - контролирование своего тела, а затем мыслей. Ты никогда не ощущал себя марионеткой, которую дёргают за верёвочку. Сейчас ты попробуешь одновременно быть марионеткой и тем, кто ею управляет. Встань прямо и замри в позе куклы. Ты стал твёрдым, как Буратино. Напряги плечи, руки, пальцы, представь, что они деревянные. Напряги ноги и колени и пройдись так. Твоё тело деревянное. Напряги лицо и шею, наморщи лоб и сожми челюсти. А теперь голосом кукольника скажи себе: «Расслабься и размякни». Расслабь мускулы. Можно играть вдвоём – один Буратино, другой кукольник. 2-3 мин.
  • Антистрессовое упражнение, стабилизирующее психику, активизирующее творческие способности. 2-3 мин.
  • Стоя, позвоночник держать прямым, глаза закрыть. Пальцы левой руки положить на живот – 5 см ниже пупка, кончиками пальцев правой руки разминать копчик. При этом представить себе в области копчика разрастающийся красный шар. Затем наоборот – левая рука на копчике, правой растирать живот, представляя в области живота разрастающийся оранжевый шар.

Март.

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Тренинг для активизации работы правого и левого полушария и формирование межполушарных связей. Дети сидят на местах. Учитель бросает мяч кому-нибудь из них, называя слово «арбуз». Ребёнок называет свою ассоциацию на это слово, например, сок, мякоть и т. д. и передаёт мяч другому, называя любой фрукт, но на следующую букву алфавита, на букву «Б», например, банан. Другой называет ассоциацию с этим словом, например, еда обезьян и т. д.
  • «Салют солнцу» - полная активизация, растягивание и тонизирование своего тела. По 6-8 раз. 1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сложи руки у сердца. Вдохни, напрягая ноги, затем выдохни.

2. Вдохни и подними руки над головой. Вытяни руки к солнцу. Напряги ягодицы и бёдра, затем выдохни.

  • «Мытьё головы» - массаж головы. 1-2 мин.
  • Рисование обеими руками овощей синхронно и зеркально. 1-2 мин.

2 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Потянулись – сломались» - Руки и всё тело ребёнка устремлено вверх (пятки от пола не отрываются). А теперь кисти как-будто сломались, потом локти, плечи, повисла голова. Сломались в талии, коленках. Присели, всё повисло. 1-2 мин.
  • Движение по кругу между партами под музыку с движениями головы, рук, ног по 2 упражнения, включая ходьбу с пятки на носок. 2-3 мин.
  • Для развития абстрактно-логического мышления. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми – 7 раз. 1 мин массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаза 1 мин.; массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей-20 раз; нижней челюстью делать движения сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.
  • «Круглая палочка» - вращение ручки между ладонями, затем на тыльной стороне ладони – 1-2 мин.

3 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Часики» - наклон головы вправо, язык влево и наоборот – 1-2 мин.
  • Упражнение на развитие творческого наглядно-образного мышления (правое полушарие). Стоя, позвоночник держать прямым, глаза закрыть. Пальцы левой руки положить на живот (5 см. ниже пупка), кончиками пальцев левой руки разминать копчик. При этом представлять себе в области копчика разрастающийся красный шар – 1-2 мин.
  • «Поза воина» - 2 мин. – концентрация энергии и укрепление мышц. встать прямо, вытянувшись, ноги на ширине плеч. Выдвинуть левую ногу перед собой, а правую назад в сторону. Сделать вдох, поднять руки за голову. Медленно наклоняясь к левой ноге сделать выдох. Вдохнуть распрямляясь до основания позвоночника. Сгибая левое колено, пока бедро не будет параллельно полу, выдохнуть. Замри, считая до 20, дыши животом. Мягко выпусти напряжение из спины и плеч, повторяя про себя «Я воин, готовый встретить день мужественно полный сил» - 2 мин.
  • Упражнение для глаз – рисование геометрических фигур сначала вправо, затем влево.

Апрель.

1 Учебная неделя.

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Игра «Четыре стихии» - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора. 2-3 мин. По команде учителя или ведущего дети выполняют определённые движения руками: «Земля» - руки вниз; «Воздух» - руки вверх; «Вода» - руки вперёд; «Огонь» - вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.
  • Упражнения на снятие эмоционального напряжения (по мере необходимости):

1. Дети сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. 6 раз с закрытыми глазами.

2. Вращение в ладонях резинки или ручки.

3. Слегка массируют кончик мизинца и всех кончиков пальцев.

4. Массаж кистей рук. 2-3 мин.

  • Прочитай слова, подбери к ним цвет, чувственный образ:

Утешать -               Гасить -          Делать -            Помогать -          Смеяться -      Спасти –

  • Дыхательные упражнения «Бегущая собачка» - высунуть язык наружу, быстро дышать ртом, затем спокойное дыхание, повторить 1-2 мин.

2 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Игра «Пишущая машинка» - развитие внимания. Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем на доске пишется слово или фраза из 2-х, 3-х букв. По сигналу дети начинают печатать это слово. Первая буква хлопает в ладоши, вторая и т. д.. 2-3 мин.
  • Игра «Кулак, ребро, ладонь» - 1-2 мин.
  • Повторить упражнение «Гора», «Дерево». 2 мин.
  • Дыхательное упражнение «Паровоз» - набрать воздух в лёгкие и постепенно выдохнуть со звуком «чух, чух, чух» - 1- 2 мин.

3 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Нарисовать глазами пружинку справа налево и наоборот. 1-2 мин.
  • Стоя, игра «Надувная кукла» - постепенное надувание с пальцев рук и выше до пояса, дальше с пальцев ног и выше. Затем обратное сдувание. 2 мин.
  • Нарисовать одновременно двумя глазами бабочку. 1 мин.
  • Релаксация – Ребёнок спокойно сидит на стуле неподвижно, замерев. Вдыхает и выдыхает на 4 счёта. Поднять правую руку и напрячь её, затем вторую, расслабить обе. Положить правую руку на левую ногу, покачать ногами вправо, влево. Напрячь, вытягивая пальцы, расслабить и поставить на пол. Напрячь мышцы шеи и лица, выпятить челюсть и наморщить лоб, нос. Открыть рот буквой «О» и покачай головой из стороны в сторону. Расслабить челюсть, закрыть рот, расслабить лицо, сделать мягким. Посидеть расслабившись, включить лёгкую музыку.

4 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Сова» - 1-2 мин.
  • Игра «Запомни последовательность движения». учитель показывает 3-5 упражнений в определённой последовательности. Дети должны повторить их в такой же последовательности. Сначала на верхний плечевой пояс, затем на туловище, затем на ноги – 2-3 мин.
  • Угадай и проговори последнее слово:

1. Принесла нам дождь плакучий эта грозовая ….                                    (туча)

2. Наступает темнота, на столе горит ….                                                   (свеча)

3. Петя чуть не плачет, очень трудная ….                                                  (задача)

4. Я щенка от злющей стужи защищал, щенок от радости ….                 (визжал)

5. Мама зайчатам купила на лапки белые ….                                             (тапки)

  • «Сделай тело железным» - стоя или сидя, напрячь все мышцы, затем расслабить-2 мин.

        Май

1 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнения для моторики пальцев «Ванька – Встанька» - выпрямить ладонь, согнуть 2 и 3 фаланги и зажать ими карандаш. По очереди выпрямить один из пальцев. Упражнение делается одной рукой, затем другой. После освоения двумя руками одновременно. 2 мин.
  • Кинезиологическое упражнения – рисуем обеими руками одновременно «домик». 1мин
  • Дыхательное упражнение – на вдохе задержать дыхание, как можно дольше, затем на выдохе задержать дыхание, как можно дольше (при этом можно засекать по секундной стрелке или по счёту) – 1-2 мин.
  • «Рисуем носом» - рисовать можно всё, что захочется – 2 мин.

2 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • Упражнения для развития внимания (по мере необходимости) – кончики растянутых пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают наоборот пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки. повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз.
  • Стоя в проходе между партами, подняться на носки, опуститься, подключить движения кистями рук, локтями, руками – 2-3 мин.
  • «Лезгинка» - левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, пальцы повёрнуты к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена рук – 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
  • Ритмичный, свободный танец, движения произвольные, музыка задорная, ритмичная. – 2-3 мин.

3 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Ухо-нос» - 1-2 мин.
  • Стоя между партами, скрестное движение руками и ногами. Согнуть левое колено, коснуться правой кистью и наоборот – 1-2 мин. При усвоении упражнения увеличить скорость выполнения.
  • «Две фасолины» - рисовать одновременно правой, левой рукой – 1-2 мин.
  • Дыхательная гимнастика «Бегущая собачка» - дыхание ртом, язык наружу – 1-2 мин. с отдыхом и повторением.

4 Учебная неделя

Ежедневный комплекс упражнений:

  • «Рисование глазами» - кружочки вправо, влево, спиральки слева направо и справа налево; пол – потолок; зажмуривание – расслабление – 1-2 мин.
  • «Сова» - стоя у парты, положить правую руку на левое плечо, повернуть голову влево-назад, носом – вдох, вниз – выдох, то же в другую сторону – 1-2 мин.
  • Учить детей справляться с собственными проблемами в стрессовых ситуациях с помощью Рапа «Не волнуйся», при этом пританцовывая:

Так вот, когда ощутишь ты в ужасе,                         А третьим этапом надо

Что готов уже рвать и метать,                                   Два слова сказать на бегу,

Тебе первым делом нужно                                         Скажи себе – Не волнуйся!

Взять и Перестать!                                                      И оставь их в своём мозгу.

Просто Перестать,                                                       Ну, что же ты – Не волнуйся!

Так вот, взять и перестать                                   Повторяй опять и опять,

А вторым шагом – не ленись,                                     А когда совсем успокоишься,

Не разыгрывай больного,                                            Можешь и перестать.

Два раза глубоко вдохни,                                             Этап 4 –ый последний -

И вот – ты опять как новый.                                       Самый приятный для всех поколений-

Похлопай себя по плечу

И поздравь с концом волнений.

  • «Кулак – ребро – ладонь» - 1-2 мин.

Список используемой литературы.

  1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии – творческий Центр. – М. «Сфера», 2001 г.
  2. Шелдон Левис, Шейла Левис. Ребёнок и стресс «Питер» Санкт-Петербург Москва – Харьков – Минск, 1977 г.
  3. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. «Просвещение, 1990
  4. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. – Ярославль «Академия развития», 1997 г.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления. – Ярославль «Гринго», 1996 г.
  6. Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М. Издательство «Эйдос», 1994 г.
  7. Ковалько В. И. Школа физкультминуток, Москва ВАКО, 2005 г.
  8. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие. М. Айрис Пресс, 2003 г.
  9. Ильин В. П. Психофизиология физического воспитания, - М. Просвещение, 1980 г.
  10. Кирпичёв В. И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М. Владос, 2002 г.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физической культуры.

Учитель Завозина Татьяна Владимировна.

Название предмета

Физическая культура

Тема

ТБ на уроках гимнастики. Разучить упражнения на матах. Повторить кувырок вперёд в группировке. Продолжить обучение кувырку назад. Научить стойке на голове. Проведение п/и.

Класс

5

Тип урока

Комбинированный.

Форма организации

Индивидуальная, групповая, фронтальная, в парах.

Технология

Личностно – ориентированная, здоровье-сберегающая.

Цель урока

Совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений.

Основные термины, понятия

Группировка, перекат, кувырок вперед, назад, стойка, равновесие.

Планируемые результаты.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

научатся:  в доступной форме объяснять технику выполнения кувырков, анализировать и находить ошибки; координировать и контролировать действия;

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении упражнений;

познавательные – овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, формирование представления о технике выполнения кувырка вперед, назад, стойке на лопатках, голове и руках;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих;

регулятивные –  умение технически правильно выполнять двигательные действия (кувырок вперед, назад, стойку на лопатках стойку на голове и руках).

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию; умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения кувырка вперед, назад, стойке на лопатках, стойке на голове и руках.

Место проведения

Спортивный зал

Время урока

40 минут

Наглядность

Презентация с правильным выполнением  акробатических упражнений

Оборудование

Гимнастические маты.

        

  1. Вводная часть.

Цель: обеспечить психологическую и функциональную готовность обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки,  актуализация опорных знаний и умений.

Организационный момент.

Задачи:

1. Начальная организация обучающихся.

2. Создание целевой установки на уроке.

3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности.

4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся.

5. Психологическая настройка на предстоящую деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организует построение, проверяет готовность обучающихся к уроку, проверяет домашнее задание.

Строятся в одну шеренгу. Дежурный класса сдает рапорт о готовности класса к уроку.

Показывают домашнее задание по теме «Мой двигательный режим»

1 мин.

Строевая стойка: пятки вместе, носки врозь, подбородок приподнят, видеть грудь 4 человека.

Коммуникативные УУД: Взаимодействуют во время построения в шеренгу и выполнения команд. Умение слушать, координировать действия.

Регулятивные УУД:

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.

Демонстрация презентации гимнастических упражнений на матах.

Для чего нужна гимнастика?

Какие виды гимнастики вы знаете?

Какие акробатические упражнения вы уже умеете делать?

Какую технику безопасности следует соблюдать при занятиях гимнастикой?

Давайте сформулируем тему и задачи   для урока.

Ответы:

Гимнастика формирует осанку человека, содействуют укреплению здоровья, тренирует силу, развивает гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика спортивная, художественная, акробатика, гигиеническая, ритмическая, оздоровительная  гимнастика.

Перекат, кувырок назад, кувырок вперед, стойку на лопатках, «ласточку»

Формулируют тему и задачи урока.

Повторить все элементы, выполнить соединение элементов в комбинацию и учить выполнять стойку на голове.

4 мин.

Включить в деятельность обучающихся.

Познавательные УУД:

Планировать занятия гимнастикой в режиме дня.

Регулятивные УУД:

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

Разминка.

Задачи:

1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся.

2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.

3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организует выполнение строевых упражнений (команд).

Построение, перестроения в шеренги, в колонны в движении

Выполняют команды поворотов на месте, перестроений из одной шеренги в две и обратно

2 мин.

Команды:

"Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Налево!", "Направо", "Кругом!", "Шагом марш!", «На первый-второй, рассчитайсь!».

Коммуникативные УУД: Взаимодействуют во время перестроения в колонны. Умение слушать, координировать действия.

Регулятивные УУД:

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Выполнять строевые команды, перестроения различными способами, контролировать свои действия согласно инструкции.

Организует повторение правил ТБ.

Организует  выполнение общеразвивающих упражнений в движении.

Организует выполнение упражнений на матах.

Повторение правила ТБ на занятиях гимнастикой.

Ходьба по залу с дистанцией два шага на носках, на пятках.

Бег в равномерном темпе с выполнением бега с ускорением вторые номера обгоняют первых и наоборот.

Подготовка матов, упражнения на матах.

8 мин.

Разминка выполняется фронтально  на матах.

Коммуникативные УУД: Взаимодействуют во время  выполнения упражнений в движении.

Познавательные УУД:

Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

  1. Основная часть.

Цель: Повторить кувырок вперёд и назад в группировке, стойку на лопатках, обучение стойке на голове.

Задачи:

1. Совершенствование техники  выполнения акробатических упражнений в группах, в парах.

2. Развитие физических качеств: гибкости, ловкости и координационных способностей.

3. Воспитание внимания, чувства товарищества, коллективизма.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Изучение нового материала. Учитель формулирует задание, осуществляет контроль.

Проводит подготовительные разминочные упражнения на матах.

Проводит подготовительные упражнения.

Объясняет технику правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка вперед, назад, стойка на лопатках.

Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение.

Подготовительные упражнения:

группировка из положения упор присев, перекаты в группировке,

перекат в группировке с опорой рук.

Равновесие на правой (левой), кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках.

10 мин.

Повторить 4-6 раз.

Обратить внимание на положение головы.

Выполнение элементов  со страховкой

Познавательные УУД:

Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; понимать и воспринимать на слух словесные указания учителя и «тренера» в группах.

Регулятивные УУД:

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Выполнять акробатические упражнения, контролировать свои действия согласно инструкции.

Личностные УУД: принимать и соблюдать учебную задачу, ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе, быть тактичным и уважительным в работе группы

Коммуникативные УУД:

Формировать умение слушать и понимать других, умение работать в паре и группе.

 .

Первичное осмысление и закрепление.

Организует круговую тренировку.

Назначение «тренера» в каждой группе

Контролирующая функция.

Работа в группах:

1 группа – стойка на лопатках

2 группа – кувырок вперед

3 группа – кувырок назад

Работа в парах: стойка на голове и руках.

«Тренеры» выполняют задание первыми, затем следят за выполнением задания учащимися своей группы: исправляют ошибки, в конце проговаривают их.

Отрабатывают элементы в группах.

Отрабатывают технику стойки на голове и руках.

10 мин.

Расстояние между полосами матов 2 метра.

Смена заданий по свистку.

  1. Заключительная часть.

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.

2. Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности).

3. Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы.

4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся.

5. Организованное завершение занятия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

ОМУ

УУД

Организует построение обучающихся.

Проводит упражнения на восстановление и расслабление организма.

Просмотр видео для релаксации

Строятся в  две шеренги.

Выполнение упражнений на восстановление дыхания:

1. И.П. - о.с., руки в стороны - вверх.

1-3 - полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз - выдох;

4-5 пауза;

6-8 вдох. вернуться в и.п.

2. И.П. - о.с, руки на пояс.

1-2 - голову вниз, локти вперед - выдох;

3-4 - поднять голову, отвести локти назад - вдох.

Выполнить 3-4 раза.

3. И.П. - о.с, руки вверх.

1 - наклон вправо, выдох;

2 - и.п., вдох;

3-4 - то же влево.

2 мин.

Строго соблюдать методические рекомендации по выполнению упражнений на восстановление дыхания.

Познавательные УУД:

Представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу

Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей. Что удалось на уроке, что не удалось?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом

Обучающиеся анализируют свою работу.

2 мин.

Отметить лучших ребят.

Личностные УУД:

Осваивать начальную форму познавательной и личностной рефлексии

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей

Д/задание.

Проверить осанку у всей

своей семьи.

-Подобрать комплекс упражнений   для развития правильной осанки и зарисовать в тетради.

Организованно покидают спортивный зал.

1 мин.

Обучение перекатам и кувыркам.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Обучение перекатам и кувыркам.

 

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

ГРУППИРОВКИ.

Группировка — положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.— сед с опорой на руки. 1—2 — группировка; 3—4 — и. п. То же,, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.— упор присев. 1—2 — группировка в приседе на носках; 3— 4 — упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о,  с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.— лежа на спине, руки вверху. 1—2 — группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3—4 — и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1—2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4—8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

ПЕРЕКАТЫ В ГРУППИРОВКЕ.

1.перекат назад из седа.  И.п. – сед, руки в стороны.1—2 — перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3—4 — не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.— упор присев. 1—2 — группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3—4 — не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.— упор присев. 1—2 — группируясь, перекат назад, в конце' переката опереться ладонями на пол у плеч; 3—4 — не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.— стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1—2— группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3—4 — перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3— 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

ПОЗА СОГНУВШИСЬ.

Поза согнувшись — положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-— сед, руки в стороны. 1 —2 — наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3—4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3—6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.— о. с,, руки в стороны. 1—2 — наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3—4 — и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3—б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—2 — поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3—4 — и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем — увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

ПЕРЕКАТЫ СОГНУВШИСЬ.

 1. Перекат назад из седа. И. п.— сед, руки в стороны. 1 — наклон вперед, руки вниз; 2—3 — перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 — перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. — сед, руки в стороны. 1 —наклон вперед, руки вперед; 2—3 — перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 — перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.— сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.— стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1—2 — перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3—4 — и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3—6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).

ОРУ со скакалкой.

  1. И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, держать в прямых опущенных руках.

 1 – 2. Натягивая скакалку, поднять руки вверх, прогнуться, отставляя левую  ногу назад  на носок.                        

3– 4.  Вернуться в и. п., натягивая скакалку.

5 -6.  Натягивая скакалку, поднять руки вверх, прогнуться, отставляя правую  ногу назад  на носок.     Повторить  4 – 6 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка  за головой.

1.Поворот туловища вправо, руки вверх.

2.И.п.

3.  то же влево.

4. И.п. Повторить  4 – 6 раз.

3) И. п. –  стойка на коленях, скакалку сложенную вдвое, держать внизу.

1.–  Натягивая скакалку, поднять руки вверх, левую ногу в сторону на носок.

2 – 3. – Пружинящие наклоны влево.

4. –  И. п.

То же в другую сторону.  Повторить  4 –  6 раз.

4) И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо  в прямых опущенных руках        

1 – 3. – Наклоняясь вперед, опустить скакалку до пола,  три пружинящих наклона;  

 4. –  И. п. Повторить  4 – 6 раз.

5)И.п. – основная стойка, сложенная вчетверо скакалка вверху.

1.Присесть, руки вниз, скакалкой коснуться подъёмов ног.

2.И.п.

  1. то же. Повторить  4- 6 раз

6)И.п. – стойка руки на пояс, сложенная вчетверо скакалка на полу перед ногами.

Прыжки на обеих ногах через лежащую скакалку вперёд и назад.

7)Ходьба на месте

          Обучение перекатам и кувыркам

                                                                                                                                            Рисунок - http://fizkultura-na5.ru/catalog-statei/gimnastica.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Если хочешь быть здоровым»

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Если хочешь быть здоровым» ......

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...

Методические рекомендации к проведению учебно-профилактической игры "Волшебники в стране здоровья!"

Название учебной программы: игра «Волшебники в стране здоровья» (профилактика употребления психоактивных веществ учащимися начальной школы).Учебная программа проводится в игровой форме и  н...

Методические рекомендации для учителей, работающих в классе мальчиков.

Несмотря на всю ценность полученных результатов, вопросы, связанные с гендерным подходом в обучении, остаются недостаточно разработанными в плане методических рекомендаций по организации обучени...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся начальных классов к итоговой комплексной работе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВК ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ...

Методические рекомендации к уроку математики в классах со сложной структурой дефекта

       Математика для детей с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Обучение математики тесно связано с развитием реч...

Методические рекомендации для родителей "Конец 3 класса"

Презентация к родительскому собранию....