Методические рекомендации к уроку математики в классах со сложной структурой дефекта
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Абдрахманова Алия Джакаевна

         Математика для детей с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Обучение математики тесно связано с развитием речи мышления- сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся; так, в начальный период обучения происходит знакомство с определенной математической терминологией и лексикой (плюс, минус, сколько будет, сколько осталось и т.д.) и с неспециальной, но необходимой для изучения математики лексикой (задача, пример, больше, меньше, одинаково, неодинаково). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку математики

в классах со сложной структурой дефекта

         Математика для детей с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Обучение математики тесно связано с развитием речи мышления- сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся; так, в начальный период обучения происходит знакомство с определенной математической терминологией и лексикой (плюс, минус, сколько будет, сколько осталось и т.д.) и с неспециальной, но необходимой для изучения математики лексикой (задача, пример, больше, меньше, одинаково, неодинаково).

     Изучение математики начинается с формирования элементарного понятия количества и числа, арифметического действия и образования натуральных чисел.

     Большое внимание уделяется также обучению нумерации. В доступной форме учащиеся знакомятся с образованием натуральных  чисел.

     Успешное решение задач учащимися возможно при понимании заключенной в ней предметной ситуации, при умении разобраться в структуре условия, правильном выделении существенных компонентов, при умении видеть логическую связь. Для этого рекомендуется продолжать в течении всех лет школьного обучения начатую в 1 классе работу над наглядными задачами: разбирать условие, выделяя в нем само условие и вопрос, находя в нем величины, необходимые для решения, и объясняя их значение. Эту работу можно проводить устно. Разбор математического смысла задачи возможен лишь при условии понимания текста задачи.

Конспект урока по математике для 2 класса

(класс со сложной структурой дефекта)

Тема урока:  «Решение примеров и задач в пределах 6»

(урок закрепление)

Цель урока: Учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 6; решать задачи.

Задачи:        

  1. Закрепить умение называть числа в порядке их следования при счёте в прямом и обратном порядке в пределах 6;.
  2. Упражнять в навыках счёта;
  3. Развивать умение ориентироваться в геометрических фигурах.
  4. Развивать интеллектуальные качества детей: математическая речь, математическая терминология.
  5. Развивать воображение, мышления, памяти на материале урока.
  6. Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимопомощь, контроль.
  7. Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание.
  8. Создать эмоциональный и психологический климат в классе.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), учебник, таблички, экран.

Этап

Речь учителя и ученика

Примечания

Организация начала урока

+ Здравствуйте.

- Здравствуйте.

+ Сядь, Ваня.

- Я сел.

+ Сядь, Миша.

- Я сел.

+ Сядь, Костя.

- Я сел.

+ Какой сейчас урок, Миша?

- Сейчас урок математики.

+ Правильно, молодец. Который сейчас урок, Ваня?

- Сейчас второй урок.

+ Молодец.

За экраном.

Основная часть

  1. Устный счёт

  1. Работа с карточками

  1. Состав числа

  1. Работа с счётными палочками

  1. Работа с карточками

  1. Физминутка

  1. Решение примеров

  1. Решение задач

+ Будем считать. Посчитай от 1 до 6, Ваня..

 - 1,2,3,4,5,6

+ Посчитай от 6 до 1.

- 6,5,4,3,2,1.

+ Посчитай от 1 до 6, Ваня.

+ Посчитай от 6 до 1.

+ Посчитай от 1 до 6, Костя.

+ Посчитай, от 6 до 1.

+ Посчитай от 3 до 6, Миша.

+ Посчитай от 6 до 2, Ваня.

+ Я раздам вам карточки, нужно посчитать. Кто это, Миша?

- Бабочки.

+ Сколько бабочек?

- 5 бабочек.

+ Покажи, где цветы, Костя.

- Цветы вот здесь.

+ Сколько цветов?

- 6 цветов.

+ Что это, Ваня?

- Это ёлки.

+ Сколько ёлок?

- Две ёлки.

+ Правильно. Молодцы.

+ Повторим состав числа.

6 – это 5 и 1

6 – это 4 и 2

6 – это 3 и 3

+ Возьмите счётные палочки. Сложи квадрат, Миша.

- Я сложил.

+ Сложи треугольник, Костя.

- Я сложил.

+ Сложи, прямоугольник, Ваня.

- Я сложил.

+ Молодцы.  

+ Я раздам вам карточки. Возьмите красный карандаш. Раскрасьте круги.

- Я раскрасил.

+ Сколько кругов?

- Пять кругов.

+ Возьмите зелёный карандаш. Раскрасьте квадраты.

- Я раскрасил.

+ Сколько квадратов?

- 4

+ Молодцы.

+ Давайте немного отдохнём. Встаньте.

Повторяйте за мной.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь домой пошёл.

Поскакал и заинька.

Сядьте.

+ Я раздам вам карточки. Посмотрите, нужно собрать картинку. Но чтобы её собрать, нужно решить примеры. Решите примеры и узнаете кто на картинке.

- Я решил. У меня зайка.

- Я тоже решил. У меня медведь.

+ Молодцы. Давайте вспомним, какой у медведя дом?

- Большой.

+ А у зайки?

- Маленький.

+ Правильно. Молодцы.

+ Я раздам карточки.

+ Будем решать задачу.

+ Читай, Миша.

- У Вовы 3 кошки и 2 собаки. Сколько всего животных у Вовы.

+ Костя, кто на картинке?

- Кошки.

+ Сколько кошек на картинке?

- Три.

+ Кто ещё есть на картинке?

- Собаки.

+ Сколько собак, Ваня?

- Две собаки.

+ Запишем условие задачи.

+ Сколько кошек, я забыла?

- Три кошки.

+ А собак сколько?

- Две.

+ Что нужно узнать, Миша?

- Сколько всего животных?

+ Запишите условие задачи в тетрадь.

- Я написал.

+ Решите задачу и запишите ответ.

- Я решил задачу.

+ Сколько животных у Вовы?

- У Вовы 5 животных.

+ Правильно, молодцы.

За экраном.

Заключительная часть

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

  1. Выставление оценок

+Вам понравился урок?

+Было трудно или легко?

Задание на карточках.

Вы очень хорошо занимались. Молодцы!

Послушайте ваши оценки.

Урок окончен. Можете отдыхать.

За экраном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по социально – бытовой ориентировке для учащихся 1 – 2 классов со сложной структурой дефекта «Одежда»

Тема урока: «Одежда для девочек. Одежда для мальчиков»,Цель: обучение учащихся запоминанию и различению названий одежды для девочек и мальчиков.Вид урока: комбинированныйЗадачи:1.Образовательно – позн...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Урок математики в 3 классе "Число 0 при сложении чисел в пределах 5" (класс со сложной структурой дефекта).

Целью данного урока является обучение учащихся  сложению чисел в пределах 5, когда компонентом сложения является число 0. На уроке применяются разноуровневые задания  с учётом возможнос...

Дидактические игры по математике для обучающихся со сложной структурой дефекта «Дроби в мире профессий»

В презентации представлены варианты заданий, используемых при изучении дробей....

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....

План-конспект урока по предмету «Устная речь» в 3 классе со сложной структурой дефекта по теме «Виды одежды»

План-конспект урока по предмету «Устная речь» в 3 классе со сложной структурой дефекта по теме «Виды одежды» и презентация...

План-конспект урока по предмету «Рисование, лепка, ручной труд» в классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»

План-конспект урока по предмету  «Рисование, лепка, ручной труд»  в  классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»...