Рабочая программа по физической культуре. 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Рабочая программа по физической культуре (1 класс) составлена на основе ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.39 КБ |
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Утверждаю Приказ № ______ от «___» __________2018 г. Директор МОУ гимназия №41
_____________Т. В. Яковлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
в 1 классе
(углубленная)
Составитель: Бук Наталья Владимировна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
2018
Рабочая программа углубленная по физической культуре для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31. 12. 2015г. №1576, Основной образовательной программы гимназии на 2018-2019 уч. г., предметной линии учебников системы «Перспектива», в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от31. 03. 2014г. № 253 и изменениями, внесенными в Федеральный перечень приказами Минобрнауки РФ от 08. 06. 2015 г. № 576, от 28.12.2015г. №1529, от 26.01.2016г. №38 , от 21.04.2016 г №459, 18.07.2016 г № 870, 29.12.2016 г № 1677 , 08.06 2017 г № 535 ,20.06.2017 г № 581, от 05.07.2017 № 629.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- уважительное отношение к физической культуре как важной части общей культуры;
- понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
- понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека;
- уважение к достижениям российских спортсменов в истории физической культуры и спорта.
Ученик получит возможность для формирования:
- понимания ценности человеческой жизни;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
- понимания физической культуры и здоровья как факторов успешной учёбы и социализации
- самостоятельности в выполнении личной гигиены;
- понимания личной ответственности за своё поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
- способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
- понимания причин успеха в физической культуре; способности к самооценке;
- саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
- объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
- самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
- координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
- анализировать и оценивать результаты, находить возможности и способы их улучшения (под руководством учителя);
- участвовать в подвижных играх, руководствуясь правилами.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх;
- соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- выделять эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки;
- организовывать подвижные игры во время прогулок.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
- задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
- понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в беседе и рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси, о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;
- высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека, для личного здоровья;
- задавать вопросы уточняющего характера по организации игр;
- координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- различать виды физических упражнений, виды спорта;
- сравнивать, группировать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;
- устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека.
Ученик получит возможность научиться:
- находить нужную информацию, используя словарь учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
- устанавливать и объяснять связь между физической культурой и здоровьем человека, развитием человека;
- сравнивать, классифицировать виды ходьбы и бега, виды спорта;
- соотносить физические упражнения с развитием определённых физических качеств и группировать их.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Ученик научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
- умению организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- навыкам систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость)
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик научится:
- умению организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
Ученик получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Ученик научится:
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом (для снежных регионов России);
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Двигательные умения, навыки и способности:
Ученик научится:
Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись
Легкая атлетика. Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег Зх 10 м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Лыжная подготовка. Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками, и без них, спуск под уклон
в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совуш-ка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу», «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны», «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки», «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», «Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки», «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики», «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»; выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.
Планируемые результаты ГТО
Подготовка к выполнению государственных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) обеспечивается включением в содержание уроков систематических занятий и учетом установленных нормативов, представленных в таблице.
Демонстрировать нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
I Ступень(возрастная группа от 6 до 8 лет)
N п/п | Испытания (тесты) | Нормативы | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | ||
Обязательные испытания (тесты) | |||||||
1. | Челночный бег 3 x 10 м (с) | 10,4 | 10,1 | 9,2 | 10,9 | 10,7 | 9,7 |
или бег на 30 м (с) | 6,9 | 6,7 | 5,9 | 7,2 | 7,0 | 6,2 | |
2. | Смешанное передвижение (1 км) | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 2 | 3 | 4 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине количество раз) | 5 | 6 | 13 | 4 | 5 | 11 | |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | 7 | 9 | 17 | 4 | 5 | 11 | |
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями |
Испытания (тесты) по выбору | |||||||
5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 115 | 120 | 140 | 110 | 115 | 135 |
6. | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 |
7. | Бег на лыжах на 1 км (мин, с) | 8.45 | 8.30 | 8.00 | 9.15 | 9.00 | 8.30 |
Бег на лыжах на 2 км (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |
или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |
8. | Плавание без учета времени (м) | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 |
Количество испытаний (тестов) в возрастной группе | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |
(в ред. Приказа Минспорта России от 16.11.2015 N 1045) | |||||||
Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 |
Особенности организации занятий физической культурой
с учетом распределения обучающихся по медицинским группам
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
часто болеющих (3 и более раз в год);
реконвалесцентов из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый индивидуально медицинским учреждением.
К специальной медицинской группе "А" (оздоровительной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации.
К специальной медицинской группе "Б" (реабилитационной группе) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.
Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой проводится врачом-педиатром образовательного учреждения.
Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.
Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательного учреждения.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в "Листок здоровья" класса.
Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.
Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.
Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;
остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
выраженном нарушении носового дыхания;
выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.
При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей
Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей
Физические упражнения | Потенциально опасное воздействие на организм ребенка |
Кувырки через голову вперед и назад | Избыточное давление на шейный отдел позвоночника: компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления. Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника. |
Упражнение "мостик" | Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления. Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых нарушений. |
Стойка на голове, на руках. Упражнение "березка", "плуг" - из исходного положения (далее - и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального и внутричерепного давления. Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и возникновения грыжи. |
Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад | Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов. Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями. |
Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели) | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед с выпрямленными ногами. Риск смещения межпозвонковых дисков и возникновения грыжи. |
Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения "качалка", "лодочка", "лук". | Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений. |
Висы без опоры, подтягивание на перекладине и др. спортивных снарядах. Лазанье по канату | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Риск травмы плеча, возникновения грыжи, опущения внутренних органов. |
Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти | Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи. |
Многократно повторяющееся в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления. Риск возникновения грыжи и патологической подвижности почек. |
Многократно повторяющийся в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног из и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и внутрибрюшного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи и патологической подвижности почек. |
Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п.лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, смещения межпозвонковых дисков, ущемления спинномозговых нервов, возникновения грыжи. |
Упражнения: - "удержать угол" - "ножницы" | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления. Риск повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи, патологической подвижности почек и сосудистых нарушений (в т.ч. варикозного расширения вен). |
Глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, сед в "полушпагат" | Риск повреждения связок в паховой области. Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника. |
Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции | Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы. Риск возникновения острой сердечной недостаточности, обострения хронических заболеваний. |
Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность | Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления. Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических заболеваний. |
Прыжки через спортивные снаряды (через коня, козла) | Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления. Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи. |
При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья
Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания
Болезни органов и систем организма | Противопоказания | Ограничения |
Органы кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.) | 1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.). 2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.) 3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др. 4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием | 1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.) 2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств. 3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц. 4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок). 5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение |
Органы дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.) | 1-4 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения |
Мочеполовая система (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения 4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием. 5. Переохлаждение тела | 1-4 см. ограничения при болезнях органов кровообращения 5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела. 6. Занятия плаванием |
Органы пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения 4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения 6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед. 7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела |
Нервная система (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения 4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения 6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела. 7. Круговые движения головой, наклоны головы |
Костно-мышечная система (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения | 1-4 см. ограничения при болезнях органов кровообращения 5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела |
Органы зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения 4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела. 5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.) | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения 6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.) |
Эндокринная система (ожирение, сахарный диабет и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения. 4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения. 6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.) |
Осуществляя контроль, необходимо обращать внимание на внешние признаки утомления и степень их выраженности.
Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий
физической культурой
Наблюдаемые признаки | Степень выраженности утомления | |
небольшая | средняя | |
Окраска кожи лица, шеи | небольшое покраснение лица | значительное покраснение лица |
Потливость | незначительная | выраженная потливость лица |
Характер дыхания | несколько учащенное, ровное | резко учащенное |
Характер движений | бодрые, задания выполняются четко | неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей отмечается возбуждение, у других - заторможенность |
Самочувствие | хорошее, жалоб нет | жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий |
Мимика | спокойное выражение лица | напряженное выражение лица |
Внимание | четкое, безошибочное выполнение указаний | рассеянное, задания выполняются неточно |
Условия проведения занятий физической культурой должны соответствовать гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья
Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету "Физическая культура".
Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы "А" проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы "Б" проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).
Содержание учебного предмета
В авторскую программу внесены следующие изменения (*).
Раздел «Знания о физической культуре». Теоретические знания по физической культуре даются учащимся для самостоятельного изучения с целью увеличения часов практической деятельности. Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по физической культуре и спорту, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.
Раздел «Подвижные игры» дополнен блоком «Футбол (мини-футбол)».
Знания о физической культуре
Организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры.
* Что такое физические качества. * Что такое режим дня и как он влияет на жизнь человека. * Что такое частота сердечных сокращений и как ее измерять. * Как оказывать первую помощь при травмах.
Гимнастика с элементами акробатики (33 часа)
Построение в шеренгу и колонну; наклон вперед из положения стоя; подъем туловища за 30 сек на скорость; подтягивания из виса лежа согнувшись; вис на время; кувырок вперед; кувырок вперед с трех шагов и с разбега; мост; стойка на лопатках; стойка на голове; лазание по гимнастической стенке и перелезание с пролета на пролет; вис с завесом одной и двумя ногами на перекладине; прыжки со скакалкой и в скакалку; вращение обруча; прохождение станций круговой тренировки; лазание по канату; разминка с мешочками, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, с гимнастической палкой, на координацию движения, на гибкость, у гимнастической стенки, с малыми мячами, на матах, на матах с мячами, с массажными мячами, с гимнастическими скамейками и на них.
Легкая атлетика (24 часа)
Техника высокого старта; бег на скорость на дистанцию 30 м с высокого старта; челночный бег 3х10 м; беговая разминка; метание на дальность и на точность; прыжок в длину с места и с разбега; метание гимнастической палки ногой; прохождение полосы препятствий; прыжок в высоту с прямого разбега; прыжок в высоту спиной вперед; броски набивного мяча от груди, снизу и из-за головы, бег на 1000 м.
Лыжная подготовка (12 часов)
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них; повороты переступанием на лыжах с палками и без них; торможение падением; прохождениедистанции1,5 км на лыжах; техника обгона; подъем «полуёлочкой», «елочкой», спуск в основной стойке; передвижение на лыжах змейкой, подвижная игра на лыжах «Накаты».
Подвижные игры (30 часов)
«Ловишка», «Салки», «Салки с домиками», «Салки – дай руку», «Салки с резиновыми кружочками»; «Салки с резиновыми кольцами», «Прерванные пятнашки», «Колдунчики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостик», «Командные хвостики», «Флаг на башне», «Бездомный заяц», «Вышибалы», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Кот и мыши», «Осада города», «Ночная охота», «Удочка», «Волшебные елочки», «Белочка защитница», «Горячая линия», «Медведи и пчелы», «Шмель», «Ловишка с мешочком на голове», «Салки на снегу», «Совушка», «Бегуны и прыгуны», «Ловишка с мячом и защитниками», «Охотники и утки», «Охотник и зайцы», «Ловишка на хопах», «Забросай противника мячами», «Точно в цель», «Вышибалы через сетку», «Собачки», «Земля, вода, воздух», «Воробьи-вороны», «Антивышибалы»; ловля и броски мяча различными способами; техника ведения мяча правой и левой рукой; броски в баскетбольное кольцо способами «снизу» и «сверху», эстафеты, броски и ловля мяча через волейбольную сетку.
*Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег «змейкой»; бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: удар с разбега по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы; ведение мяча носком ноги, внутренней и внешней частью подъема стопы. Игра в мини-футбол по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Тематическое планирование
На курс «Физической культуры» отводится по 3 часа в неделю. В 1 классе 99 уроков.
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:
1 класс
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Знания о физической культуре | |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 33 |
3 | Легкая атлетика | 24 |
4 | Лыжная подготовка | 12 |
5 | Подвижные игры *Футбол (мини-футбол) | 30 (в том числе 3ч*) |
Всего | 99 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Легкая атлетика (12 часов) | |||
1. | Инструктаж по технике безопасности. | 03.09 - 07.09 | |
2 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта | ||
3 | Техника челночного бега | ||
4 | Тестирование челночного бега 3х10 м | 10.09 - 14.09 | |
5 | Техника метания мяча на дальность | ||
6 | Тестирование метания мяча на дальность | ||
7 | Техника прыжка в длину с разбега | 17.09 - 21.09 | |
8 | Прыжок в длину с разбега | ||
9 | Прыжок в длину с разбега на результат | ||
10 | Тестирование метания малого мяча на точность | 24.09 - 28.09 | |
11 | Тестирование прыжка в длину с места | ||
12 | Преодоление полосы препятствий | ||
Гимнастика с элементами акробатики (33 часа) | |||
13 | Инструктаж по технике безопасности. Упражнения на координацию движений | 01.10 – 05.10 | |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя | ||
15 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 секунд | ||
16 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | 08.10 – 12.10 | |
17 | Тестирование виса на время | ||
18 | Инструкция по технике безопасности при занятии гимнастикой. Кувырок вперед | ||
19 | Кувырок вперед с трех шагов | 15.10 - 19.10 | |
20 | Кувырок вперед с разбега | ||
21 | Усложненные варианты выполнения кувырка вперед | ||
22 | Стойка на лопатках, мост | 22.10 – 26.10 | |
23 | Круговая тренировка | ||
24 | Стойка на голове | ||
25 | Лазание и перелезание по гимнастической стенке | 06.11 – 12.11 | |
26 | Различные виды перелезаний | ||
27 | Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине | ||
28 | Круговая тренировка | 13.11 – 19.11 | |
29 | Прыжки в скакалку | ||
30 | Прыжки в скакалку в движении | ||
31 | Круговая тренировка | 20.11 – 26.11 | |
32 | Вращение обруча | ||
33 | Варианты вращения обруча | ||
34 | Варианты вращения обруча | 27.11 – 03.12 | |
35 | Лазание по канату | ||
36 | Лазание по канату | ||
37 | Лазание по канату и круговая тренировка | 04.12 – 10.12 | |
38 | Круговая тренировка | ||
39 | Круговая тренировка | ||
40 | Подвижная игра «Белочка защитница» | 11.12 – 17.12 | |
41 | Круговая тренировка | ||
42 | Тестирование виса на время | ||
43 | Тестирование наклона вперед из положения стоя | 18.12 – 24.12 | |
44 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | ||
45 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек | ||
Подвижные игры (3 часа) | |||
46 | Инструкция по технике безопасности на занятиях по подвижным играм | 25.12 – 09.01 | |
47 | Подвижная игра «Кот и мыши» | ||
48 | Ловля и броски малого мяча в парах | ||
Лыжная подготовка (12 часов) | |||
49 | Инструкция по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок | 10.01 – 16.01 | |
50 | Повороты переступанием на лыжах без палок | ||
51 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками | ||
52 | Торможение падением на лыжах с палками | 17.01 – 23.01 | |
53 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах | ||
54 | Повороты переступанием на лыжах с палками и обгон | ||
55 | Подъем «полуелочкой» и спуск под уклон на лыжах | 24.01 – 30.01 | |
56 | Подъем на склон «елочкой» | ||
57 | Передвижение на лыжах змейкой | ||
58 | Подвижная игра на лыжах «Накаты» | 31.01 – 06.02 | |
59 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах | ||
60 | Контрольный урок по лыжной подготовке | ||
Подвижные игры (27 часов) | |||
61 | Повторение правил по технике безопасности. Подвижная игра «Осада города» | 07.02 – 13.02 | |
62 | Броски и ловля мяча в парах | ||
63 | Ведение мяча | ||
64 | Упражнения с мячом | 14.02 – 27.02 | |
65 | Подвижные игры | ||
66 | Броски и ловля мяча в парах | ||
67 | Броски мяча в баскетбольное кольцо способом «снизу» | 28.02 – 06.03 | |
68 | Броски мяча в баскетбольное кольцо способом «сверху» | ||
69 | Ведение мяча и броски в баскетбольное кольцо | ||
70 | Эстафеты с мячом | 07.03 – 13.03 | |
71 | Упражнения и подвижные игры с мячом | ||
72 | Знакомство с мячами-хопами | ||
73 | Подвижная игра «Осада города» | 14.03 – 20.03 | |
74 | Броски и ловля мяча в парах | ||
75 | Ведение мяча | ||
76 | Прыжки на мячах-хопах | 21.03 – 03.04 | |
77 | Подвижные игры | ||
78 | Броски мяча через волейбольную сетку | ||
79 | Броски мяча через волейбольную сетку на точность | 04.04 – 10.04 | |
80 | Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций | ||
81 | Подвижная игра «Вышибалы через сетку» | ||
82 | Контрольный урок по броскам мяча через волейбольную сетку | 11.04 – 17.04 | |
83 | Спортивная игра «Футбол» | ||
84 | Подвижная игра «Хвостики» | ||
85 | Подвижная игра «Воробьи-вороны» | 18.04 – 24.04 | |
86 | Спортивная игра «Футбол» | ||
87 | Спортивная игра «Футбол» | ||
Легкая атлетика (12 часов) | |||
88 | Инструкция по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой. Усложненная полоса препятствий | 25.04 – 01.05 | |
89 | Прыжок в высоту с прямого разбега | ||
90 | Прыжок в высоту с прямого разбега на результат | ||
91 | Прыжок в высоту спиной вперед | 02.05 – 08.05 | |
92 | Контрольный урок по прыжкам в высоту | ||
93 | Броски набивного мяча от груди и «снизу» | ||
94 | Бросок набивного мяча из-за головы на дальность | 09.05 – 15.05 | |
95 | Тестирование прыжка в длину с места | ||
96 | Техника метания на точность (разные предметы) | ||
97 | Тестирование метания малого мяча на точность | 16.05 – 22.05 | |
98 | Беговые упражнения | ||
99 | Защита проектных работ | ||
ИТОГО 99 часов |
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО зам. директора по УВР
протокол №____ ______/С.М.Ксенофонтова/
от ___________ 2018 г.
Руководитель ШМО
___________/Н.В. Бук /
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по физической культуре
Название предмета | Физическая культура |
Класс | 1 |
Уровень обучения | углубленная |
Составители | Бук Наталья Владимировна |
Срок реализации | 1 год |
Нормативно-правовые документы | Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от06.10.2009 г. №373 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. №1576, основной образовательной программы гимназии на 2018-2019г. предметной линии учебников «Перспектива» в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от31.03.2014г. №253 и изменениями, внесенными в Федеральный перечень приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г.№576, от 28.12.2015г.№1529, от 26.01.2016г. №38, 21.04.2016г №459, 18.07.2016г№870, 29.12.2016г. №1677, от 08.06.2017г №535, 20.06.2017г №581, от 05.07.2017 №629. |
Цели и задачи | Цели: - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника - развитие координационные и кондиционных способностей Задачи: - укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия - овладение школой движения - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми - воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов, толерантности. |
Изменения внесенные в программу (с обоснованием) | * Что такое физические качества. * Что такое режим дня и как он влияет на жизнь человека. * Что такое частота сердечных сокращений и как ее измерять. * Как оказывать первую помощь при травмах. *Футбол (мини-футбол). Теоретические знания по физической культуре даются учащимся для самостоятельного изучения с целью увеличения часов практической деятельности. Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по физической культуре и спорту, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели. |
Место предмета в учебном плане | 99 часов (3 часа в неделю) |
Формы контроля | 1. Индивидуальные применяются при оценке знаний в форме устных вопросов:2. Групповые формы оценки проводятся в виде соревнований. |
умк | «Перспектива» Матвеев А.П. Физическая культура Учебник .1 класс. «Просвещение» . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/12/picture-99600.jpg)
Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-216757-1476474777.jpg)
Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-421640-1395950266.jpg)
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-245370-1591103423.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939769-1502988318.jpg)
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-83356-1626393836.jpg)
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...