"Юные физкультурники" 3 класс (на 2 часа в неделю)
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности на 2 часа в неделю. Подойдёт к любому УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_yunye_fizkulturniki_3_klass.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Юные физкультурники»
внеурочная деятельность
3 класс
Составитель: Тербова Е.В.
г. Москва
2018
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанника, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- сформированность умений:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и переживания;
- овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определённому алгоритму;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятиях.
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере спортивно-оздоровительного направления распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации частной жизни и быта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, выявление способностей школьников, помогающих достичь успеха в оздоровительном эффекте, формирование стойкого интереса обучающихся к спорту и физической культуре, освоение обучающимися технологии проведения игр, комплексов упражнений.
Третий уровень результатов — получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию из различных источников, умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В ходе реализация программы обучающиеся должны
знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Обучающиеся узнают:
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Планируемые результаты изучения модуля «Шахматы»
За время обучения дети могут:
- научиться владеть шахматной доской (уметь быстро находить шахматные поля и грамотно их называть);
- изучить все шахматные фигуры с правилами на каждую фигуру;
- научиться решать задачи на мат в 1 ход и записывать свои решения, иметь понятия о шахматной игре, а также повысить уровень шахматной игры.
Обучающиеся будут знать:
- шахматные термины;
- названия шахматных фигур;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
Обучающиеся будут уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- решать шахматные элементарные задачи.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Детям нужна игра в любую пору их жизни. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Модуль по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Особенность в том, что на первом году обучения ребёнок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Каждый раздел программы предусматривает использование различных форм внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- прогулки;
- творческие работы (конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок).
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Методы проведения занятий: метод проблемного изложения материала, рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.
Формы занятий: групповые, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные.
Методы проведения занятий:
Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы проводится следующим образом: устный опрос изученного теоретического материала, проверка конкретных дидактических заданий индивидуально у каждого занимающегося на шахматной доске, тестирование, кроссворды, викторины.
III. Тематическое планирование
3 класс (68 ч)
№ п\п | Наименование раздела, темы |
Введение (1 ч) | |
1 | Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом. |
Физкультура и спорт (2 ч) | |
2 | История физической культуры. Что такое спорт? |
3 | Значение утренней гимнастики. Творческая работа. |
Наш организм и здоровье (4 ч) | |
4 | Правильное питание и здоровый сон. |
5 | Личная гигиена и режим дня. |
6 | Закаливание организма. Прогулка. |
7 | Дыхательная гимнастика. |
Физические упражнения и физические качества (5 ч) | |
8 | Физические упражнения и физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Подсчёт частоты пульса после физического нагрузки и в состоянии покоя. |
9 | Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря. |
10 | Игры с использованием спортивного инвентаря. |
11 | ОРУ на координацию в сочетании с ходьбой и бегом. |
12 | Прыжки через скакалку. Игра «Удочка». |
13 | Во что играть на переменах? Техника безопасности. |
14 | Эстафеты. |
Шахматы (18 ч) | |
15 | «В Стране Шахматных Чудес». История шахмат. |
16 | Волшебная шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. |
17 | Волшебная шахматная доска. Диагональ. Центр шахматной доски. |
18 | Шахматные фигуры. Сравнительная ценность фигур. |
19 | Начальная позиция. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. |
20 | «Ладья – прямолинейная, бесхитростная фигура». |
21 | «Совсем этот слон на слона не похож». Ладья против слона. |
22 | «Могучая фигура». |
23 | Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. |
24 | «Прыг, скок и вбок». |
25 | Конь против ладьи. Конь против слона. Конь против ферзя. |
26 | «Чудесная Пешка». |
27 | Пешка против ладьи. Пешка против слона. |
28 | Пешка против коня. Пешка против ферзя. |
29 | «И Король жаждет боя». |
30 | Шах. Мат. Ничья. Пат. |
31 | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. |
Игры, эстафеты (17 ч) | |
32 | Традиционные русские игры. |
33 | Обрядовая игра «Колядка». |
34 | Игры «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка». |
35 | Игры «У медведя во бору», «Филин и пташки». |
36 | Традиционные северные игры. |
37 | Игры «Охотники и куропатка», «Олени и оленевод». |
38 | Игры «Прыжки», «Бег». |
39 | Игры «Перетяни палку», «Вытолкни за круг». |
40 | Правила поведения при работе с мячом. Эстафеты с мячом. |
41 | Игры «Догони мяч», «Ловишка с мячом». |
42 | Игры «Грузим арбузы», «Прокати мяч». |
43 | Во что играть на переменах? Техника безопасности. |
44 | Игры «Светофор», «Делай как я». |
45 | Игры «Колдунчики», «Ручеёк». |
46 | Игры «Дождь», «Ежики». |
47 | Эстафеты. Техника безопасности во время эстафет. |
48 | Круговые эстафеты. |
Игры на развитие психических процессов (6 ч) | |
49 | Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». |
50 | Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». |
51 | Игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». |
52 | Игры на развитие воображения «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
53 | Игры на развитие мышления и речи «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». |
54 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. «Баба Яга», «Три характера». |
Шахматы (10 ч) | |
55 | Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Центр. |
56 | Шахматные фигуры. Начальная позиция. |
57 | Шах. Мат. Ничья. Пат. Рокировка. |
58 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. |
59 | Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. |
60 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. |
61 | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
62 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. |
63 | Шахматная нотация. Запись начального положения. |
64 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. |
65 | Игровая практика. Решение шахматных задач. |
Итоговое занятие (1 ч) | |
66 | Спортивный праздник. |
Резерв рабочего времени (2 ч) | |
67-68 | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс (4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс(4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)...
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3-м классе ( 4 часа в неделю - 136 часов)
УМК "Школа 2100"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов), Плешаков , Школа России...
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Физическая культура/ 2 класс/ 3 часа в неделю/ 102 часа за год.
Календарно – тематическое планирование по «Физической культуре для учащихся 2 классов. 3 часа в неделю/ 102 часа за год.Календарно -тематическое планирование состоит из...
Календарно – тематическое планирование по «Физической культуре для учащихся 4 классов. 3 часа в неделю/ 102 часа за год.
Календарно – тематическое планирование по «Физической культуре для учащихся 4 классов. 3 часа в неделю/ 102 часа за год.Календарно -тематическое планирование состоит из...
Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)
Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...
- Мне нравится (1)