Методические рекомендации. Статья "Развитие творческого потенциала на уроках физической культуры"
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Морозова Анна Васильевна

Развитие  творческого потенциала на уроках физической культурой в начальных классах.

 

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет .К.Д.Ушинский.         

В настоящее время появилась огромная необходимость  в активизации интересов школьников, занимающихся на уроках физической культуры, особенно в коррекционной школе. Чтобы овладеть программным материалом, подвести себя к сдаче норм ГТО, необходимо выполнять все упражнения с желанием.

«Для того, чтобы ученик учился хорошо,- писал Л.Н. Толстой, - нужно, чтобы он учился охотно».

 Положительные эмоции тонизируют работу больших полушарий головного мозга, а отрицательные наоборот, угнетают её и, таким образом затрудняют процесс формирования двигательного навыка, создают тяжелую для психики школьников обстановку на занятиях. Интерес у человека к чему либо возникает в том случае, когда отношение к обучению каким либо делом вызывает положительные эмоции.

На занятиях  физической культурой я ориентирую учащихся на индивидуальные нормативы и оцениваю их по динамике  их личных результатов.  Ребенок работает по принципу «Победи самого себя». Похвала, оценка, награда педагога здесь очень важна. Если Ваня сегодня прыгнул на 80 см., а завтра на 3 мм увеличил свой результат,  необходимо это отметить. Вызвать у ребенка положительные эмоции, активизировать его интерес, желание дальше заниматься самостоятельно, дать рекомендации. В каждом классе есть  экран успехов по физической культуре  с результатами тестирования за сентябрь, декабрь и май (самоконтроль). Где видно динамику в работе детей, которые самостоятельно работают. В графе самоконтроль ребята записывают свои результаты сами простым карандашом.  Повысился результат, записывай новый. И ребята видят,  какой их результат был в сентябре и насколько увеличился.

В своей работе встречаю таких ребят, которые очень долго,  даже при систематической,  активной работе не могут получить сдвиг в результатах. Таким детям я уделяю особое внимание. Развитие такого ребенка идет с опорой на сохранные возможности. Предлагаю выполнить такие упражнения, которые им посильны и в которых ребята увидят результат.  Ребят за работу всегда поощряю, словесно одобряю в независимости от результата.  Большое  значение имеют положительные эмоции, ученики должны иметь от занятий удовлетворение. Только тогда ребенок будет заниматься самостоятельно.

На общешкольных спортивных мероприятиях   награждаю  ребят – самого ловкого, смелого, быстрого, находчивого, дисциплинированного, веселого, смекалистого, внимательного и т.д. Идет отметка за активность, за участие в мероприятие, за желание заниматься спортом. Это тоже формирует большой интерес к физической культуре и спорту.

Через интерес ребенок на уроке получает знания.

Очень важно, чтобы ребенок знания, полученные на уроке физической культуры, умел применять  самостоятельно. Полное осознание выполняемых действий происходит тогда, когда школьник может передать свои знания своим товарищам. Часто провожу уроки с самостоятельным анализом выполненных упражнений самими ребятами. Например, урок гимнастики с судьями, на котором учащиеся дают оценку в баллах товарищам  и объясняют, за что они сняли баллы.

Так ребята из года в год пополняют запас знаний и готовятся к самостоятельной жизни.

В наше время важный момент в воспитании здорового человека является здоровый образ жизни. Не увлечься вредными привычками и избавиться от них, если они есть.

На протяжение  всего обучения учитель подводит ребенка к желанию самостоятельно заниматься, к повышению своего развития, к стремлению быть гармонически развитым современным человеком.

С 1го класса ученик может самостоятельно выполнять элементарные упражнения, но под наблюдением учителя.

С3го класса ученик может провести комплекс упражнений с группой товарищей под наблюдением учителя.

На уроках физической культуры особое место отводится беседам. Готовлю их краткими, простыми по изложению, рассчитанными на возраст ребенка. Например:

-«Влияние регулярных физических нагрузок на работу сердца».

-«Влияние дыхательной гимнастики на развитие легких».

-«Действие корригирующей гимнастики на осанку».

-«Наши суставы и их роль при выполнение физических упражнений».

-Что такое упражнения на растягивание»

-«Жизненная емкость лёгких и её роль при выполнение упражнений на выносливость».

-«Значение гимнастики в формировании правильной осанки».

-«Роль плавания в здоровье человека».

-«Сила воли и как её воспитать самому».

 Беседы сопровождаются иллюстрациями, видеороликами, случаями из жизни выдающихся спортсменов, они должны быть красочными, чтобы ребенок запомнил их, и они запали ему в душу. Беседы проводятся и другие в зависимости от темы урока. Довожу до сознания учащихся, какие упражнения развивают ловкость, силу, выносливость, быстроту, какое значение для человека имеют координационные способности, такие как ориентирование в пространстве, быстрота реакции в сложных условиях, хорошее равновесие. Все эти качества можно повысить в условиях целенаправленной тренировки и применения коррекционных упражнений.

Добиваюсь того, чтобы дети выполняли упражнения и элементарные задания по слову. К 4му классу ученики знают простейшую гимнастическую терминологию и могут провести разминку и зарядку сами.

Для активизации умственной деятельности использую «карточки-задания»: выполнить  упражнение и повторить его, соблюдая направление, темп, усилие. Когда ребенок справляется с заданием отлично, усложняю его. Карточки составляю в соответствие с физическими и умственными возможностями учащихся. (см. приложение). Наглядность содействует более глубокому усвоению знаний, выработке прочных навыков. Применение карточек особенно эффективно при групповом методе организации урока и при дифференцированных заданиях, когда ученики работают самостоятельно. В мою картотеку входят - карточки-пособия, контрольные карточки, карточки-задания, карточки с домашними заданиями, подвижными играми, общеразвивающими упражнениями, карточки с комплексами упражнений с предметами  (обруч, мяч, лента, скакалка). Перед работой с карточкой, с ней проводится ознакомление учащихся. Карточка должна быть понятна ребенку и осознана им. Учебные карточки должны повышать активность учащихся, побуждать их к действию. Карточка не должна отвлекать внимание учащегося.

Знание своих возрастных нормативов, внешних признаков утомления, правил проведения самостоятельных  занятий, имея двигательный опыт, дети начинают постепенно приступать к самостоятельным занятиям. Начиная с 4го класса, дети самостоятельно на занятиях измеряют частоту сердечных сокращений в начале урока, в середине и в конце. Сравнивают её, анализируют и наблюдают, за какое время у них восстанавливается пульс.

С 1 класса школьники ведут тетрадь по физической культуре. В первом классе ребенок писать ещё не умеет, но рисовать может. Начинаем  с графического изображения упражнений по физической культуре. Дети знакомятся с элементарными стойками, и изображением их графически. Затем из графических изображений упражнений, они могут составить комплекс упражнений и лучше запоминают его.

 Особое внимание обращаю на дыхание.  Учу детей правильно дышать, выполняя упражнение.

Дети знакомятся со своими данными в  «Паспортах здоровья» наглядно видят свой рост, свою динамику развития.

Физическая культура сложный предмет. При изучении его необходимо иметь обширные знания, пусть даже элементарные. А педагог должен дать нужные знания, используя все принципы обучения. Очень важное значение имеет четкое и последовательная подача материала. Не надо торопиться. Необходимо определить костяк, те элементарные знания, которые следует хранить прочно в памяти и уметь ими пользоваться. Не следует давать сложное задание, пока ребенок в совершенстве не овладел базовым, простым. Это может привести к угасанию интереса. Должна быть выработана система последовательного овладения знаниями, умениями и навыками. Занятия целесообразней давать комбинированные т.е  материал одного из разделов главный , который составляет основную часть урока, а материал другого, а иногда и двух разделов в вводной и в конце занятия.

Для повышения интереса к занятиям, целесообразно давать материал по физической культуре в игровой форме. Например: при изучении  метания мяча. Обращаю постоянно внимание ребят на правильный захват мяча и исправляю. Затем идут задания и различные игры с использованием малого мяча. «Снайперы», «Метко в цель», «Попади в круг». «Школа мяча по Лесгафту» (отрабатывается направление полета мяча), где показывается направление полета мяча. Обязательно показываю иллюстрацию с изображением правильного захвата малого мяча. При частом использовании предметов в выполнение физических упражнений излишняя напряженность в кисти и руке проходит. Начиная с первого класса, необходимо использовать: скакалку, обруч, мяч, ленту. По мере овладения предметом упражнения необходимо усложнять. Очень большой интерес у учащихся вызывают сюжетно ролевые игры. В первом классе  детям сложно усвоить соблюдение дистанции при беге в колонне. Хорошо помогает в этом сюжетно ролевая игра «Светофор». В ней ребята принимают роль машин, которые передвигаются по дороге, где необходимо соблюдать дистанцию.

 Разработки уроков даны отдельными статьями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 20170426_130319.zip2.25 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников"

Развитие творческого потенциала младших школьников...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках математики"

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках математики"...

Статья "Развитие творческого потенциала и природных способностей на внеурочных занятиях программы «Я и мир»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были  способными  и  талантливыми?          Тогда помогите им сделать  первые шаги по ступенькам творчества...

Методические рекомендации "Развитие творческого потенциала на уроках акробатики"

Развитие творческого потенциала детей  на уроке акробатики. Итоговый урок  из системы уроков  акробатики в начальных классах.  (4класс)На уроке используется строго индивидуаль...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников"

Данная статья рассказывает о необходимости развития творческого потенциала младших школьников.  Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащ...

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

Коррекционная работа по формированию внимания на уроках физической культуры....

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание....