Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников"
статья на тему

Федулова Лариса Назаровна

Данная статья рассказывает о необходимости развития творческого потенциала младших школьников.  Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В статье приведены пути и методы развития творческого потенциала учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo_2018.rar1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном МО по теме

«Развитие творческого потенциала младших школьников»

                                                                    Подготовила учитель МБОУСОШ №1

Федулова Л.Н.

 «Раз в жизни мы бываем творцами,

 именно в детстве и юношестве».

П. Блонский

    Необходимость развития творческого  потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Что такое потенциал? Слайд 2

В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение: Слайд 3

 Творческий потенциал –   определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в  деятельности и общении.            Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

        «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

        Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Слайд 4 

Развивать творческие способности. Что это значит? Слайд 5

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Развитию  творческих  способностей способствует  современная образовательная  технология  развития творческого потенциала личности, автором которой является  
Ю.Я. Иванов. Структура ее включает в себя следующие основные компоненты.
Слайд 6

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы. Слайд 7,8

Каковы же методы стимулирования творческого потенциала? Слайд 9

Показателями развития творческих способностей являются Слайд 10,11

Пути развития творческих способностей Слайд 12

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки  должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

  • решить задачу по аналогии;
  • решить задачу при частичной подсказке учителя;
  • доказать правильность решения;
  • решить нестандартную задачу;
  • самостоятельно составить творческое задание;
  • выполнить диагностическую (тестовую) работу.

 Кроме этого выполняются   задания,  направленные на развитие творческого  мышления: 

1.Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы.

При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор.

Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть задание “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный

На уроках русского языка и литературы, начиная  с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи,  создают иллюстрации. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.

      Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

3. Постановка “живых картин” к произведению.

4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен.

5.Драматические импровизации .

6.Развернутые драматические представления.

Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие.

Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения. Проектная деятельность не только учит ребенка самостоятельно добывать знания,  развивает навыки исследовательской работы, но и способствует развитию творческих способностей. Проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть индивидуальными, парными, групповыми.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы следующие виды творческой деятельности: Слайд 13
      Результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время считаю работы своих учеников и участие в различных проектах, олимпиадах и конкурсах.

1.Проектные работы «Моя семья в годы ВОв», «Никто не забыт, ничто не забыто»,  «Сочиняем загадки», «Помощь младшим членам семьи», проекты по технологии, исследовательские работы «Красная книга», «Разнообразие животных» и др.

2.Дистанционные олимпиады на сайтах «Рыжий кот», «Продленка», «Инфоурок», «Уникум», «Учи.ру», «Конкурс-старт» и др.

3. Творческие конкурсы на сайте Арт-талант

4.Внеурочная деятельность «Труд и творчество»

5.Школьные конкурсы поделок и рисунков»Дары осени», «Зимняя сказка», «Город мастеров» и др.

6. Участие в муниципальных олимпиадах (призеры, победители)

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Слайд 14

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В условиях ФГОС от традиций учебного познания необходимо перейти к всеобщему образовательному творчеству.

Ориентация школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальной школе.

Творчество – это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества. Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными способами.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.

Наиболее успешно развивается творчество в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детских учреждениях уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их творчество оказывалось на более высоком уровне развития.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель: сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое; объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире; разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.

Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их – дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий.

Работа по развитию творчества должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Творчество в детском возрасте

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

 Л. С. Выгодский

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Способы работы по развитию творческих способностей детей.

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Для развития творческой личности на уроках используются различные приемы для того, чтобы дети могли проявить свои разнообразные способности, развить и удовлетворить их интерес в творческой деятельности.

Интеграция содержания обучения обусловливает создание максимально эффективных условий для развития творческого потенциала.

Следовательно, если учение ориентирует младшего школьника на непрерывный творческий процесс, то учебная деятельность становится процессом его творческой самореализации, саморазвития, где творчество выступает как «усиление себя». В рамках решения поставленных задач педагогическая практика столкнулась с необходимостью разработки новых методов и средств. Одним из таких методологических новшеств явилось создание концепции о возможности развития творческого потенциала в условиях интегрированного обучения. Интегрирую различные предметы.

Предметы «Технология», «Физическая культура» удовлетворяют главную потребность ребенка – потребность в движении. Они важны для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, они способствуют уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической деятельностью, снизить утомляемость в процессе обучения.

Труд как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: органы чувств, мозг, моторика. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку. По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Уроки трудового обучения аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы. Элементы игры часто присутствуют на уроке. Дети любого возраста с удовольствием играют, участвуют в интеллектуальных соревнованиях.

Написание сочинений, изложений творческого характера. Особо хочу уделить внимание написанию сочинений по картине. Из программы этот вид сочинений практически исключен. Что считаю неправильным и работу активно продолжаю. Такая работа дает удивительные результаты. Дети учатся думать, анализировать, высказывать свое мнение.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого обучающегося, достижениям всего коллектива класса. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи. 

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Список используемых источников

1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации

2.Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.

3.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.

4.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....