Статья "Развитие творческого потенциала и природных способностей на внеурочных занятиях программы «Я и мир»
статья (3 класс) на тему

Урлапова Ольга Ивановна

«Вы хотите, чтобы ваши дети были  способными  и  талантливыми?        

  Тогда помогите им сделать  первые шаги по ступенькам творчества!             

Но не опаздывайте и, помогая, думайте сами.

Нет тайны рождения, есть тайна развития!»         

  Б.П.Никитин  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урлапова О.И.,

                                                        почетный работник общего образования РФ,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной  категории.

Развитие творческого потенциала и природных способностей на внеурочных занятиях программы  «Я  и мир»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были  способными  и  талантливыми?          

Тогда помогите им сделать  первые шаги по ступенькам творчества!            

Но не опаздывайте и, помогая, думайте сами.
Нет тайны рождения, есть тайна развития!»          

  Б.П.Никитин  

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком бога. Может быть в этом и есть доля истины, т.к. известно, что Пушкины и Моцарты  рождаются редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

Я думаю со мной согласятся коллеги, что проект есть всякое действие совершаемого от   всего сердца и с определённой целью.

Я, уверенна, что творческий проект – это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося, т.к. работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.

Особенность творческих проектов состоит в том, что они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата, требует большой подготовительной работы. Принятие решения зарождается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

 Реализуя программу внеурочных занятий «Я и мир», нашими ребятами были выполнены следующие творческие проекты:

1.Россия - Родина моя. 

2. Нам этот мир завещано беречь.

3.Традиции празднования праздника Светлой Пасхи у русского народа.

4. Да, нелегко быть джентльменом в день 8 Марта…

5.Солнечный поэт детства –Э.Д. Гольцман.        

6. Традиционные праздники коренных жителей Кемеровской области

Приложение 1.

Я бы хотела представить опыт работы над творческим проектом «Возрождение традиций и обычаев русского народа».

                «Ничто не скрепляет народ, как традиции.

   Именно на них опирается  культуросообразность.

   Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

    и тем выше его национальная гордость и    человеческое достоинство».

                                                                              Г.Н. Волков

 Наша цель – через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы они помнили культуру и знали прошлое нашей страны.

 Ценность данного проекта в том, что он вылился в проект, реализуемый на параллель.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».            

 Л. С. Выготский

В ходе подготовки проекта каждый класс работал над своим мини проектом:

  • Обряды и традиции в повседневной жизни русского народа.  Русская изба. Быт русского народа.
  • Народные традиции – исток национальной культуры. Русские народные музыкальные инструменты
  • Народные традиции – исток национальной культуры. История русского народного костюма.
  • Обряды и традиции русского народа. Русская народная тряпичная кукла.

Таким образом, реализуя проект, ребята погружаются в старину:

  • познакомились с истоками народной культуры, с традициями народа, его жизнью, бытом, с народными обычаями и праздниками;
  • изучали устное  народное творчество, песенное творчество;
  • узнали о многообразии старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов;
  • играли в русские народные игры;
  • учились моделировать одежду, которую носили наши предки;
  • изготавливали игрушки и обереги;
  • рассматривали быт русского народа, одежду, которую носили наши предки.

Приложение 2.

Проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Он основан на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого.

Работая над проектами, каждый учащийся находил область применения своих знаний и умений, полученных ранее, реализовывал свои способности (петь, танцевать, инсценировать, рисовать, творить и т.д.), проявляя  инициативу.

Итоги реализации проекта:

  • Диагностика
  • Народные праздники
  • Знание народных традиций и обрядов
  • Знание истории народного костюма
  • Умение водить хороводы, обыгрывать их, танцевать русские пляски, играть в народные игры, петь народные песни, частушки                                                                            
  • Бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества

Результатом кропотливой работы всех уч-ся 3 –х классов стал красочный музыкальный детский праздник «Деревенские посиделки «На Кузьму- Демьяна», с которым выступали на муниципальном фольклорном конкурсе «Кузьминки». Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали день святых бессеребреников  Козьмы и Дамиана – «Кузьминки», которые мы сейчас и представим.

Приложение 3.             

Приобщая детей к традиционной народной культуре, мы закладываем необходимую основу для формирования нравственных качеств, то есть национальной культуры. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.

Картинка 131 из 68165

Берегите Россию.

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию

Без нее нам не жить.

Берегите ее

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию

Нет России другой!

Такие совместные фольклорные праздники воспитывают  у детей чувства добрые, любовь к истокам своего народа, учат общению и уважительному отношению друг к другу.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Внеурочное занятие программа "Здоровячок" по теме "Светофор здорового питания" 2 класс

Технологическая карта занятия "Светофор здорового питания" с маршрутными листами....

Программа по выявлению способностей Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек

Программа Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек...

Развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной направленности.

В статью вошёл обзор Рабочих программ разработанных для учащихся коррекционной школы 8-го вида. И рассматривается развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной нап...

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....

Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привыч...