Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.
статья по физкультуре

Кушнаренко Леонид Сергеевич

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соревновательный метод физического воспитания для учеников начальной школы

        Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

        Ученики приходят в школу с разным уровнем подготовленности, базой и мотивацией. Задача учителя раскрыть возможности учеников и привить им интерес к двигательной активности и здоровому образу жизни в целом. В начальной школе приоритетным является игровой метод, который характеризуется наличием «сюжетной» организации, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры).

        Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания)

        Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

         Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:

  1. обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения – наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
  2. развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта – анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий

        Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

        Основными плюсами этого метода можно считать то, что ученик может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, тем самым повышая свои возможности, работая на пределе своих возможностей. Исходя из этого, формируются черты спортивного характера, которые будут важны не только в спорте, но и в будущих начинаниях.

        Если говорить о командной работе, то в этом случае формируется ответственность и повышение чувства коллективизма, ведь никто не хочет подвести свою команду.  Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

        Несмотря на явные плюсы соревновательного метода, есть и минусы. Во первых , учитель ограничен в возможности дозировать нагрузку, что важно для детей с ОВЗ  и разных медицинских групп. Во вторых, ухудшается управление соревнующимися, поэтому обязательным условием является физическая и психическая подготовленность занимающихся .

        Соревновательный метод используется для решения многих педагогических задач: совершенствование умений и навыков, воспитание физических и моральных навыков. Однако, стоит понимать ,что для достижения главной цели – победы, учащиеся могут использовать не совсем спортивное поведение и не всегда справляться со своими негативными эмоциями в случае поражения. Также, стоит пресекать проявления отрицательных черт характера как тщеславие и эгоизм, особенно, в командной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры.

Регулятивные ууд. Формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной ...

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры.

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры. Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здо...

методическая разработка РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ И БЫСТРОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия – быструю утомляемость, снижение работоспособности, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода забол...

Методические рекомендации. Статья "Развитие творческого потенциала на уроках физической культуры"

Развитие  творческого потенциала на уроках физической культурой в начальных классах. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охот...

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...

Методические рекомендации по формированию психических процессов на уроках физической культуры через внимание.

Коррекционная работа по формированию внимания на уроках физической культуры....