Логопедическое занятие по теме" Звук [ ш] и буква Ш,ш.
методическая разработка

Сотникова Ирина Минсагировна

Цель Закрепление правильного произношения звука в словах , развитие навыка звукового анализа и синтеза слова, развитие внимания,памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskiogo_zanyatiya_so_zvukom_sh.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по  теме  “Звук [ш], буква “Ш, ш”.

Цель:

Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;

Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум опорным словам;

Развитие внимания, памяти, воображения; Воспитание аккуратности.

I Организационный момент:

II Сообщение темы:

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким – узнаем позднее.

III Основная часть:

Знакомство со звуком.

- Поиграем в игру “Четвертый лишний”

Носки, шкаф, платье, брюки.

Ландыш, рябина, сосна, береза.

Лук, картофель, груша, свекла.

Сапоги, тапочки, валенки, шапка.

- Какой одинаковый звук встретился в словах?

- Символ этого звука – змея ползет и шипит: “шшшшшшш”.

- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите: “шшшшшшшш”

- А сейчас давайте накачаем колесо у своей машины: “ш”, “ш”, “ш”, “ш”…

Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: “шшшшшшшшшш”.

- Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы, язык, когда вы произносите этот звук.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

- Произнесем звук “ш”. Какой он гласный или согласный?

- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Есть ли у него мягкий братик?

- Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Знакомство с буквой:

- Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш. На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

- Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом справа – налево.

Тактильное восприятие:

- На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “шшшшшшшш”.

Воспроизведение слоговых рядов:

- Возьмем зеркало и произнесем за мной:

Ша – шо – шу – ши

Аш – ош – уш – иш

Воспроизведение чистоговорок:

Произнесем чистоговорки:

Ша – ша – ша – мама моет малыша;

Шо – шо – шо – говорим хорошо;

Шу – шу – шу – помогите малышу;

Ши – ши – ши – на поляне малыши;

Аш – аш – аш – дайте карандаш;

Ош – ош – ош – у меня нож.

Уш – уш – уш – теплый душ;

Иш – иш – иш – у меня малыш.

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за столик сесть опять.

Работа над звуковым составом слова:

- На доске картинки со звуком “ш”. Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “ш” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

- Составим схему к слову “шапка”

- Сколько слогов? Почему?

- Какой слог ударный? Какой он по счету?

- Назовите безударный слог? Какой он по счету?

- Произнесите первый слог.

- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

- Какой второй звук первого слога? Характеристика.

- Какой третий звук первого слога? Характеристика.

- Произнесите второй слог.

- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

- Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

- Произнесем еще раз слова.

- А сейчас мы в магазине игрушек. Давайте расселим наши игрушки в домики. В домике с одним окном будут жить игрушки, в названии которых один слог. В домике с двумя окнами будут жить игрушки, в названии которых два слога. А в домике, где три окна – игрушки, в названии которых три слога.

Работа по схеме предложения:

- Перед вами схема предложения. Как вы догадались, что это предложение?

- Сколько слов в этом предложении?

- Составить предложение со словами “шина”, “машина” по схеме.

___________ _______________ _____________ .

- Произнести с восклицательной интонацией, с вопросительной.

Физминутка:

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Машешь всед? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

А грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А молчишь? Вот так!

Работа над рассказом:

- Послушайте рассказ. Запомните слова со звуком “ш”.

Наташа и мишка.

 На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.

- Что подарили Наташе на день рождения?- Что Наташа сшила мишке?

- Что связала бабушка?- С кем вышла Наташа вечером на прогулку?- Кого Наташа встретила во дворе?- Что было у Миши?- Кого предложил Миша покатать на машине?Пересказ по цепочке.

IV Итог:

- Поиграем в игру “Добавь слог”. Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”

Бабу – шка пу - шка

Лягу – шка мы – шка

Поду – шка ко – шка

Кату – шка ми – шка

Неваля – шка гармо – шка

- С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?  Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"

Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Ш"

Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуальной работы.Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Ш], выделение согласного звука в словах, звуковой ...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс    Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять мест...