Программа ”Я — гражданин”
календарно-тематическое планирование
Программа ”Я — гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социальнозначимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_ya_grazhdanin_1_klass.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к внеурочной деятельности «Я-гражданин» 2 в класс
В современных нормативных документах, в частности Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, сформулирована высшая цель образования высококвалифицированный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою ЛИЧНУЮ, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа ”Я — Гражданин“ составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального 0бщего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа ”Я — гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социальнозначимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации. взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа ”Я — гражданин“ предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина — патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. „Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знании и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского парода, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекагь ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Я — гражданин» разработана па основе авторской программы «Я - гражданин», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» .№8 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Программа имеет духовно — нравственную направленность.
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей l-4-x классов.
Организация работы по программе «Я - гражданин» -1 час в неделю.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности, и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия .
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО
• классный час,
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); Практические занятия ;
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Принципы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация. систематичность, последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия. логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение, знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений , приёмов, действий.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Условия реализации программы
обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
разработка плана реализации программы педагогам — исполнителем, где продуманы режимные моменты;
подбор и подготовка диагностического инструментария;
наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально — технического оснащения мероприятий;
заключение необходимых договоров между школой и другими участниками реализации программы.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится ежегодно.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
• тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Цурковой).
Ценностные установки.
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты освоения программы
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
• Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в повседневных поступках людей.
• Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека гражданина, семьянина. товарища, эстетическим отношением к окружающему мир и самому себе.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1
Знакомьтесь, это я (8 часов)
Формируемые УУД.
Личностные:
- формирование основ идентичности личности;
- развитие Я - концепции и самооценки личности;
- ознакомление с миром профессий;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
- развитие доброжелательности, толерантности;
- формирование моральных норм и самооценки.
Регулятивные:
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- определение основной и второстепенной информации;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- прогнозирование – предвосхищение результата
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);
- выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Возможные формы организации деятельности учащихся | Основные понятия | Дата (план, факт) |
1 | Кто ты? Будем знакомы. Мой портрет. | 1 |
| Фамилия, отчество, портрет. | |
2 | Моя семья. Под крышей дома моего. | 1 |
| Семья. Правила общения. Виды праздников. | |
3 | Моя родословная.Мои родственники по линии мамы, папы. | 1 |
| Родословная. Близкие и дальние родственники.Родовое дерево. | |
4 | Мир в котором я живу. Я и мои друзья. | 1 |
| Внутренний мир. Характер. Интересы. Потребности. Дружба. Друзья. | |
5 | Земля, на которой я живу. | 1 |
| Планета Земля-наш общий дом. | |
6 | Я – гражданин своей Родины. | 1 |
| Родина. Страна. Гражданин. Столица. Президент. Символы страны: герб, флаг, гимн. | |
7 | Моя маленькая Родина. | 1 |
| Маленькая родина. Родной край. | |
8 | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 2
Моя школа (8 часов)
Формируемые УУД.
Личностные:
- развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
- знание основных моральных норм; формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Регулятивные:
- оценка – выделение и осознание обучающемся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии , к волевому усилию.
Познавательные:
- построение логической цепочки рассуждений;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
9 | Букет первоклассника. | 1 |
| ||
10 | Школьная мозаика. Законы школьной жизни. Ты должен это знать. | 1 |
(групповая или парная работа) | Закон. Правила. Коллектив. Права и обязанности. | |
11 | Распорядок дня. | 1 |
| Распорядок дня. Здоровый образ жизни. Здоровье. | |
12 | На зарядку становись. | 1 |
| Здоровый образ жизни. Здоровье. | |
13 | Здоровье – это здорово. | 1 |
| Режим питания. Полезные продукты питания. | |
14 | Будь здоров без докторов. | 1 |
| Потребности организма. Правильное питание. | |
15 | Правила безопасности. | 1 |
| Правила дорожного движения. Личная безопасность. | |
16 | Итоговое занятие по разделу. |
Раздел 3
Мой класс (7 часов)
Формируемые УУД.
Личностные:
- развитие доброжелательности, эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности;
- формирование моральных норм и самооценки;
- выделения нравственного содержания своих поступков;
- формирование единого и целостного образа мира.
Регулятивные:
- - оценка – выделение и осознание обучающемся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- постановка и формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
17 | Мой класс. Традиции моего класса. | 1 |
| Коллектив. Традиции. Девиз. | |
18 | Законы школьной жизни. | 1 |
| Закон. Правила общения. Отношение к людям. | |
19-20 | Как я отношусь к людям. Мои добрые дела. | 2 |
| Добро. Вежливость. Комплименты. Участие. Поступки. | |
21-22 | Мои жизненные принципы. | 2 |
| Жизненные принципы. | |
23 | Итоговое занятие по разделу. | 1 |
Раздел 4
Мои учебные достижения (8 часов)
Формируемые УУД.
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.
Регулятивные:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Планировать свою деятельность;
- умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны;
- готовность к преодолению трудностей;
- формирование оптимистического восприятия мира.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- постановка и формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
- планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, определения функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
24 | Учимся ставить цели. Мои цели. | 1 |
| Цель Планирование. Достижение цели. | |
25 | Моё созвездие успеха. | 1 |
| Успех. Трудолюбие. Достижения. | |
26-30 | Путешествие по предметным страницам. | 5 |
| Знаю отлично. Испытываю трудности. Очень трудно. | |
31 | Итоговое занятие по разделу. | 1 |
Разделы 5-7
Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы. (3 часа)
Формируемые УУД.
Личностные:
- развитие Я концепции и самооценки личности;
- формирование моральной самооценки;
Формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны;
- формирование целеустремлённости и и настойчивости в достижении целей;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
32 | Мои достижения в школе и вне школы. | 1 |
| ||
33 | Участие в проектах. | 1 |
| ||
34 | Пожелания и отзывы. | 1 |
| ||
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Авторская программа "Я - гражданин России"
Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....
Социальный проект-программа "Я - гражданин"
Материал представлен на международный интернет-конкурс "Здравствуйте, дети!"и является социальным проектом - программой воспитательной работы с детьми.Целью проекта являеется:обеспечение и...
Программа "Я - гражданин"
Программа "Я - гражданин" рассчитана на детей 7- 8 лет. За год проводится 34 занятия по направлениям: " Я и я ", "Я и школа"," Я и планета", "Я и семья", "Я и культура"Я и моё Отечество"....
Программа Я- гражданин России
Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...
Программа "Я - гражданин России"
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....