Методическая разработка обучение грамоте и развитие речи "Звуки "Г-К" и "Гь-Кь", буквы Г и К + математика "Числовой отрезок"
методическая разработка (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 10.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: обучение грамоте и развитие речи Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ». Буквы «Г», «К»
математика «Числовой отрезок»
Цели и задачи занятия:
Формировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу.
Обучение грамоте
Способствовать развитию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа,. Закреплять умение использовать цветовые обозначения для характеристики согласных звуков ( на примере пар звуков Г-ГЬ, К-КЬ).
Познакомить с буквами Г,К как письменными знаками согласных звуков. Учить читать слоги.
Математика
Закрепить пространственные представления влево, вправо, формировать представление о числовом отрезке, познакомить со способами сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке
Тренировать умение печатать цифры 1-4
Ход занятия
Мотивационный этап
У нас сегодня песенное начало. Послушайте слова песенки и скажите, из какой они сказки? (из сказки «Колобок»)
Правда ли, что и в начале и в конце этого слова мы слышим одинаковые звуки?
Слушаем орфоэпическое произношение: ка-ла-бок.
Какой звук услышали в начале слова? В конце?
Игра « Угадай мелодию» (по «минусовке» без слов) Споём первый куплет?
Кто герои этой песенки? Ещё раз - хором. Каждый сам, шепотом (Гуси)
Попробуем определить, что за звуки в начале слов..
Ставим опыт: произносим К/ Г – каждый ребенок сам. Есть преграда во рту, в горле? что мешает проходить воздуху? Значит, какой это звук? (согласный)
Поиграем? Услышите звук К в имени сказочного героя хлопните в ладоши.
Карлсон, Кот в сапогах, Коза Дереза, Крошка Енот,
Попугай Кеша, Крокодил Гена
А здесь надо ли делать хлопок? Кто напомнит, какое правило было в игре ( К- это твёрдый, а тут Кь- мягкий, значит не надо)
Мы с вами делаем вывод : К Г Кь Гь- согласные звуки, в горле есть преграда!
Ориентировочный этап
Откроем тетради по обучению грамоте, с.36 внизу.
Что вы видите? Под каждой картинкой квадратик. Нам предлагают закрасить квадрат по первому звуку в слове. Как можно закрасить?
Игра: Подскажи словечко « Красим синим, если согласный ______. Красим зелёным, если согласный_______)
Первый звук в слове КИТ? (Хором) Этот звук согласный _________( мягкий)
Каким цветом закрасим квадрат под картинкой кита? Почему?
Первый звук в слове ГОРОХ? (Вместе хором) Каким цветом закрасим квадрат под картинкой гороха? Почему?
КОТ. Первый звук в слове КОТ? Согласный, твердый? Каким цветом закрасили? Почему?
Последняя картинка: узнали предмет? (Гиря) доделайте самостоятельно.
закрасьте квадрат нужным цветом.
Проверяем. Как закрасили звук Гь в слове ГИРЯ?
Физминутка ( с показом движений)
Скок, скок,скок, скок,
Покатился колобок. ( наклоны туловища вправо-влево)
Раз – поднялся, потянулся, (руки через стороны вверх)
Два – согнулся, разогнулся, ( наклон, руками до пола)
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. (одновременно хлопок- кивок)
На четыре – руки шире. ( руки в стороны, потянулись)
Пять – руками помахать,( встряхнуть плечи и локти)
Шесть – на место тихо сесть.
Исполнительный этап
Тут записаны два слова - это названия наших сегодняшних песенных героев.
Где записано имя этого героя ( картинку): справа или слева? Как догадал/ася?
Вы согласны? Кто думал по-другому? Чего не хватает в записи слова?
Значит, надо нам познакомится и научиться писать эту букву.
-УСИ _ОЛОБО_
На стр.37 в правом верхнем углу найдите портрет буквы по описанию
«Буква Г, совсем другая: она стройная, прямая,
Нос свой держит впереди, чтобы знать куда идти».
В какое слово надо вписать эту букву? ГУСИ
( Показ на доске) Пишем- раз- палочку вниз. Оторвали руку. Поставили в начало. Два- вправо. Красивая буква получилась, Правильная? Читаем слово (по указке ГУ СИ)
А если так написать ( вертикальная и горизонталььная линии одной длины)?
Значит, вниз- палочка длинная, вправо-покороче. ( прописывают в воздухе), обводят по пунктиру в рабочей тетрадке все буквы Г .
Читают столбики слогов (по цепочке), по возможности договаривая до целого слова ( например, га-раж, го-рка, гуси, гюрза-змея, гиря, ге-рой)
-В каких случаях согласная Г произносится как твердо?/мягко?
- Теперь второе слово. Нужно записать букву? (К)- в правом верхнем углу нашли по моей подсказке нужное изображение:
«Про букву К скажу вам смело – на стенку бабочка присела».
.Пишу: И раз - палочка вниз, оторвала руку. И к серединке- два. И вниз-вправо- три! Обратите внимание: Крылышки у бабочки одинакового размера, иначе летать невозможно.
Я- на доске, а вы- руку на локоток, вместе со мной под счёт: И раз И два И три!
-Напишите букву К в слоговой домик слева, в каждое окошечко.
-Прочитаем слоги (по цепочке), по возможности договаривая до целого слова ( например, камень, кот, кулак, кубик, киса, кегли.
-Что заметили?
Сколько слогов с твёрдым Г написано и прочитано?
Сколько слогов с мягким Кь написано и прочитано?
Переменка
-Открываем математические тетради с.36 задание 2
-Нашли рамочки с картинками? Что изображено? (пчелки, мёд, торт, тарелки, конфеты, мороженое, эскимо, палочки.
-Назовите слова с картинок, где встречаются наши сегодняшние звуки «к-кь», или «г-гь».
-Составим рассказ по картинке с конфетами. (Варианты детей: трюфели, шоколадные, вафельные).
Для чего нам оставили место под картинкой? Надо сделать запись из трех знаков
-На столе лежали две конфеты прямоугольной формы и две конфеты круглой формы. Сколько всего конфет лежало на столе? Обведите линией все конфеты. Сколько их?
2 + 2 ( хором ЧЕТЫРЕ)
-Мама купила 4 мороженых , два уже съели. Сколько эскимо осталось? Закройте пальчиком съеденные Сделаем запись под картинкой.
4 - 2 Осталось? (хором ДВА)
- Давайте потренируемся находить части и целое в примерах- вверху страницы задание №2. Нашли?
В записях пропущены знаки действий. Подумаем, где будет знак сложения - плюс?
Как догадались? ( было мало, стало больше). Вписываем и прочитываем записи.
Игра « Подскажи словечко» При сложении частей получили ______ (целое).
Обведите полученное число кружком - это у нас ЦЕЛОЕ. Остальные числа обозначают части- мы их подчеркнём ( любым цветом)
Записываем и прочитываем остальные примеры.
Из целого вычли часть, получили другую_________( часть). Целое - из него берем, вычитаем- кружком обвели. Части подчеркнули.
Мотивационный этап
Наш Колобок катился по ____________ (Рисую на доске отрезки одинаковой длины, но разного цвета).
-Кого Колобок встретил сначала? Отмечаем место встречи с Зайцем
Потом кто повстречался? Отмечаем место встречи с Волком.
Потом ему навстречу попался Медведь. Отмечаем место встречи
Кого последним повстречал Колобок?
Первым встретил ___(Нумерую по очереди по порядку), Потом______. Потом ___ И наконец _____
-Колобок прошел длинный путь (показываю весь отрезок,) Сколько животных он встретил по пути?
Вывод педагога: Весь путь по прямой, составленный из одинаковых отрезков, называется числовым отрезком.
Опытно-практический этап
Игровая деятельность: Конструирование числового отрезка из счетных палочек (от края стола, чтобы наращивание шло только в правую сторону) у каждого по одной).
Положили ровненько свою палочку, внизу на стыке- цифру.
Раздаю заранее заготовленные листочки с нарисованными отрезками.
-Найдите на числовом отрезке число 1
-О чем оно рассказывает? (пройден 1 шаг, отложен 1 отрезок)
-В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? Почему?
-Сколько шагов вправо необходимо сделать, если мы хотим прибавить 1?
-Какое число получили? (Записываю 1+1=2) Далее записываю 2+1=
-Как же по числовому отрезку найти результат сложения +1?
Найдите число, к которому прибавляем1? Сделайте по отрезку один шажок вправо. Смотри ответ.
(Провожу на доске, а дети на листочках дугу со стрелкой от числа 2 к числу 3.)
-Сделайте вывод: как с помощью числового отрезка выполнить сложение?
ВЫВОД: по числовому отрезку прибавить 1, значит надо на отрезке найти число и от него сделать 1 шаг вправо.
-А как же с помощью числового отрезка выполнить вычитание?
Записываю на доске 4-1=
-Находим на числовом отрезке число 4. В какую сторону будем двигаться? Почему?
-Сколько шагов надо сделать, если мы хотим вычесть/убрать один?
-Какое число получим? Предлагаю детям из 3 вычесть/убрать 1
Дети выполняют с комментариями.
ВЫВОД: для того, чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.
Продолжаем работать в математических тетрадях с.35
-Реши, используя числовой отрезок.
Физминутка
Дети выходят в центр, держась за руки, образуют круг.
Правила: когда услышите «прибавить 1», то дети должны сделать шаг вправо и сказать «вправо». Попробовали.
Когда услышите «вычесть 1», то дети должны выполнить шаг влево и сказать «влево».
по моей команде – прибавить 1, вычесть 1, вычесть 1, прибавить 1, прибавить 1, прибавить 1, вычесть 1, прибавить 1, вычесть 1, …
Перспективный этап
С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились? Теперь вы сможете прочитать больше слов с изученными буквами.
Теперь вы сможете по числовому отрезку к любому числу прибавить 1 или вычесть 1?
Какие записи мы сегодня прочитывали? (Слова - гуси, колобок, слоги в домиках, примеры на сложение и вычитание. Записи можно прочитывать.
О чем пришлось догадываться? ( по стишку- узнавать портрет букв, Для чего под картинкой отмечено место ? синим или зелёным покрасить звуковые квадратики? Какие цифры надо вписать под рисунком?)
Какие записи делали сами? (Буквы ГиК, изученные числа и действия с ними, отмечали целое и части).
Какое задание показалось самым простым? А самым сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок -попытка организации урока в рамках данных требов...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....
Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.
Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....