Программа художественно-эстетического цикла "Шумовой оркестр" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа
Коррекционная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа художественно-эстетического цикла "Шумовой оркестр" на 2020-2021 учебный год | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ГБОУ школы №432 протокол №1
от 27.08.2020г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ школы №432
Е.А.Александрова
Приказ №265-о от 31.08.2020г.
Программа
художественно-эстетического цикла
«Шумовой оркестр»
на 2020-2021 учебный год
Составила педагог-организатор Рыжкова Галина Ивановна
Санкт-Петербург
2020г.
Пояснительная записка
Данная программа написана для детей, обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей.
Цель – обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Основная задача - создание условий для развития музыкальных способностей детей с умеренной умственной отсталостью через коллективную деятельность в музыкальном оркестре.
Задачи программы:
- вызывать интерес к игре на музыкальных инструментах;
- познакомить с многообразием музыкальных инструментов;
- развивать эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку;
- коммуникативные способности;
- формировать музыкально-ритмические движения;
- умение работать в коллективе;
- понимать жесты дирижера
количество занятий в неделю | количество занятий в год | продолжительность занятий |
1 | 34 | 30 мин. |
Методическое обеспечение
1. инструменты детского шумового оркестра:
- шумовые («ритмические») ударные инструменты: маракасы, бубенцы, пандейра (румба), трещотки, кастаньеты, коробочка, ритмические палочки (клавесы), ложки, треугольник, барабан, бубен;
- «мелодические» ударные инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник;
2. дидактические пособия;
3. нотный материал;
4. записи выступлений
Литература
- Алпарова Н.Н., Николаев В.Н., Сусидко И.П. «Осень золотая» (музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников). В 2 ч.-М.: Владос, 2000
- Алпарова Н.Н., Николаев В.Н., Сусидко И.П. «На лугу» (музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников). – М.: Владос, 1999
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Музыка и чудеса». – СПб.: Композитор, 2003
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поем. Комплексные занятия в детском саду. – СПб: Композитор, 2006
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду. – СПб: Композитор, 2003
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 1990.
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
Планируемые результаты
На конец года обучающиеся должны:
- воспринимать звучание различных музыкальных инструментов;
- воспроизводить музыкально-ритмические движения;
- играть на простых детских музыкальных инструментах;
- считывать жесты дирижера
Содержание курса
Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм).
Погремушка как музыкальный шумовой инструмент. Конструктивные особенности, технические возможности. Разнотембровые погремушки. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Игра соло и в оркестре.
Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в оркестре.
Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Трещотка малая. Трещотка большая. Звукообразующий элемент: пластина – пластинчатые. Игра «Волна». Разминка рук без инструмента – игра «Шофер». Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в оркестре.
Приемы игры на колотушке. Освоение основного приема звукоизвлечения (встряхивание и удар деревянного шарика о корпус инструмента). Игра соло и в оркестре.
Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую. Музыкально-дидактические игры «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов игры на трех ложках: основной прием игры. Музыкально-дидактические игры «Тремоло», «Форшлаги».
Освоение основного приема звукоизвлечения. Деревянная рубель. Сколжение деревянным молоточком по рубцеватой поверхности инструмента. Игра соло и в оркестре.
Разучивание русских народных мелодий. Народный фольклор в русских народных инструментах. Ритмическая тренировка игры на русских народных инструментах. Игра соло и в оркестре.
Развлечения и праздники. Участие в праздниках «Осенние мотивы», «Новогодняя сказка», «Масленица».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика | 2 |
2 | Основы музыкальной грамоты | 8 |
3 | Общее музыкальное развитие | 8 |
4 | Музыкально-дидактические игры | 8 |
5 | Подготовка к праздникам | 8 |
Всего | 34 |
Лист коррекции
Календарно-тематическое планирование
№ занятия п/п | Тема занятия | Содержание занятия | |
Осваиваемый инструмент | Музыкально-дидактический материал | ||
Сентябрь-октябрь | |||
1 | Звуки музыкальные и шумовые. Громко - тихо. | «Звучащие жесты» (знакомство с движениями рук дирижера) | Музыкально-дидактические игры «Гром», «Дождь идет». |
2-3 | Звуки: высокие - низкие, долгие - короткие. Ровное движение звуков. | ударно-шумовые: погремушки, маракасы, металлофон | Музыкально-дидактические игры «Зайки скачут на полянке», «Медведь», «Птички». |
4 | Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей. | бубен, трещотка, пандейра, кастаньеты
| Музыкально-дидактические игры «Дождик», «Гроза». |
5-6 | Изменения природы в зависимости от смены времен года. Примеры смены времен года в музыке. | бубенцы, ложки, треугольник | Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» |
7 | Передача звучания осенней музыки с помощью шумовых инструментов. | все освоенные музыкальные инструменты.
| Музыкально-дидактическая игра «Что в домике звучит» |
Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение. | |||
8 | Праздник «Осенние мотивы» | ||
ноябрь-декабрь | |||
9-10 | Знакомство с понятиями «дирижер», «оркестр». | треугольник, маракасы | Музыкально-дидактическая игра «Я - дирижер!», М.Глинка «Полька» |
11-12 | Оркестр народных инструментов. Струнно-щипковая группа (балалайки, гусли, домры). | балалайка, гусли, домбра | Русские народные песни «Во саду ли, в огороде», «Как у наших у ворот» |
13 | Ритмоформулы. | ложки, бубен. |
|
14 | Клавишно-духовые инструменты (баяны, аккордеон, гармонь) духовая группа (гобой, флейта, кларнет) | свистулька, флейта, губная гармошка | Русская народная песня «Во поле береза стояла» |
15 | Ударные инструменты (барабан, бубен, литавры) | барабан, бубен, тарелки и все изученные музыкальные инструменты | Музыкально-дидактическая игра «Сидит ворон на дубу» |
16 | Праздник «Новогодняя сказка» | ||
январь-февраль | |||
17 | Беседа об изученных инструментах. | все изученные музыкальные инструменты |
|
18 | Направление движения мелодии: вверх, вниз, скачкообразное. Пауза. | гармошка детская, детский аккордеон, бубен, ложки.
| Музыкально-дидактическая игра «Три медведя» |
19 | Знакомство с ксилофоном и металлофоном, освоение удара кистью. Сильная и слабая доли. | металлофон, ксилофон |
|
20 | Исполнение музыкального материала с одновременной игрой на инструментах. | металлофон, ксилофон | Музыкально-дидактическая игра «Ходит зайка по саду» |
март | |||
21 | Праздник «Масленица» | ||
22 | Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш). | бубен, пандейра, ложки | П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М.Глинка «Полька» ре минор |
23 | Беседа о средствах выразительности в музыке. Игра мелодии на металлофоне. | маракасы, металлофон | Музыкально-дидактическая игра «Хитрый кот» |
24 | Своевременное вступление, игра в оркестре, одновременное завершение игры. | ложки, гармошка, бубен | Музыкально-дидактическая игра «Воробьиха-барыня» |
апрель-май | |||
25 | Трехдольный ритм. Сильная и слабая доли, игра через паузу. | бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп. | И.Штраус «Вальс». Музыкально-дидактические игры «Зайка», «Эхо». «Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся. |
26-27 | Закрепление трехдольной и двухдольной схемы, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера). | все освоенные музыкальные инструменты | Брамс Й. «Колыбельная»
|
28-29 | Закрепление изученного ранее репертуара. | все освоенные музыкальные инструменты | Музыкально-дидактические игры «Зайки скачут на полянке», «Медведь», «Птички». |
30-31 | Игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера). Закрепление. | все освоенные музыкальные инструменты |
|
32-33 | Совершенствование приобретённых умений игры на музыкальных инструментах. | все освоенные музыкальные инструменты |
|
34 | Совершенствование приобретённых умений игры на музыкальных инструментах. Повторение. | все освоенные музыкальные инструменты | П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М.Глинка «Полька» ре минор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа художественно-эстетического направления для начальной школы.Школьный театр "Три орешка"
данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован...
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...
Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год
Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....
Рабочие программы по внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Ритмическая гимнастика", "Социокультурные истоки", "Я пешеход и пассажир"...
Отчет руководителя школьного кружка художественно-эстетического направления «Театр» за 2020 – 2021 уч. год
ФИО руководителя: Пермякова Светлана ФедоровнаНазвание кружка: «Дружные ребята»Количество детей: 15Количество часов по программе: 102Программа театра «Дружные ребята»...