Рабочие программы по внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год
рабочая программа (4 класс)

Рабочие программы по внеурочной деятельности:

"Ритмическая гимнастика", "Социокультурные истоки", "Я пешеход и пассажир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   

        Рабочая программа для 4-х классов  разработана на основе:        

- основной образовательной программой начального общего образования (основного общего)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

- -локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

1.Содержание курса внеурочной деятельности

Всестороннее развитие человека имеет своё начало в младшем школьном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Одной из форм работы по физическому воспитанию младших школьников является занятие ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика - это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика, широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учётом возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятный эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.

Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы по ритмической гимнастике для детей младшего школьного возраста. Данная учебная программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. Формами проведения занятий являются: учебно-тренировочная, игровая, сюжетная, контрольно-учётная.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
  • увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность.

Формой подведения итогов реализации программы являются:

  • Выступление на спортивных праздниках в школе.
  • Выступление перед родителями на собраниях.
  • Участие в школьном конкурсе ритмической гимнастики.

Содержание учебного предмета «Ритмическая гимнастика»

Данная программа включает в себя три основных раздела.
В первый раздел включены упражнения, при помощи которых дети овладевают приемами движения - пружинным, маховым , плавным, ходьбой и различными видами бега, дающими им возможность разогреть и подготовить мышцы к дальнейшей работе на уроке.
Второй основной раздел урока включает в себя упражнения ритмической гимнастики из исходного положения стоя, сидя, лёжа.
Танцевально-игровые импровизации третьего раздела урока помогают развивать и углублять творческие способности детей, учат создавать музыкально-двигательные образы.

Тематическое планирование, в 4 классе

  № занятия

  дата

                   Тема урока

Кол-во

 часов

план

факт

1

Введение. Что такое ритмика.

1

2

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

1

3

Основные танцевальные правила.

1

4

Приветствие. Постановка корпуса.        

1

5

Начать приучать учащихся к танцевальной технологии.

1

6

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).        

1

7

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

1

8

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.        

1

9

Развить музыкальный слух.

1

10

Развить музыкальный слух.

1

11

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.        

1

12

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

1

13

Основные танцевальные точки, шаги.

1

14

Диагональ, середина.        Обучить основным танцевальным точкам в зале.

1

15

Понятие о рабочей и опорной ноге.        

1

16

Показать высоту шага и научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.

1

17

Простейшие танцевальные элементы.Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.        

1

18

Рассмотреть и разучить простейшие танцевальные элементы.

1

19

Ритмическая схема. Ритмическая игра.        

1

20

Научить составлять небольшие танцевальные комбинации.

1

21

Упражнения для развития плавности и мягкости движений.

1

22

Упражнения для развития плавности и мягкости движений.

1

23

Разучивание танцевальных шагов.

1

24

Упражнения для развития плавности и мягкости движений.

1

25

Упражнения для развития плавности и мягкости движений.

1

26

Пластичная гимнастика.

1

27

Развить пластичность и мягкость движений под музыку.

1

28

Шаг с приседанием, приставной, с притопом.

1

29

Научить основным танцевальным шагам.

1

30

Научить основным танцевальным шагам.

1

31

Танцевальный бег (ход на полу пальцах).Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

32

Научить выполнять различные упражнения на полупальцах.

1

33

Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве.        

1

34

Разучить различные комбинации с тройным шагом.

1

        Итого 34 часов.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- авторской программы «Истоки» 1-4 кл.,  И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук;

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

Прогнозируемые результаты

         В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.

В результате изучения данного курсаобучающиесяполучат возможность   формирования

Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметныхрезультатов: Регулятивные УУД:Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.Учиться работать по предложенному учителем плану.Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Читать и пересказывать текст.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы

1 раздел

Традиции образа

2 раздел

Традиции слова

3 раздел

Традиции дела

4 раздел

Традиции праздника

Первые образы

Священные слова

Труд

Гулять всем миром

Священные образы

Сердечные слова

Служение

Радоваться всей

Светлые образы

Честные слова

Творчество

Радоваться всей семьей

Традиции праведного дела

Помнить всем

   Отечеством

Молиться всей

   Церковью

Потрудитьсядушой

«ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Родные Образы

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА.  Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА.Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА.В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Учебный план

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Родные Образы. (Традиции Образа)

10

12

22

Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность

2.

Умелые дела. (Традиции дела)

9

3.

Заветные слова

 (Традиции слова)

7

4.

Традиции праздника

8

Всего:

34

Тематическое планирование 4 класс                                  

В неделю 1 час в год 34 часа

№ п/п

Тема

К-во часов

Дата

Примечание

план

факт

1.

Вводное занятие.

2.

Первые образы.

Отец. Мать.

3.

Родители.

4.

Отечество.

5.

Мир.

6.

Священные образы.Спаситель.

7.

Богородица.Ангел-хранитель.

8.

Светлые образы.Свет и просветителиПраведники и мудрецы.

9.

Образы-знаки.

10.

Священные слова.Заповеди и заветы.Молитва.

11.

Сердечные слова.Родительскоеблагословение.

12.

Родительское благословение.

13.

Сердце сердцу весть подает.

14.

Сердечные слова.

15.

Честные слова.

16.

Правила честного слова.

18.

Труд.Земледельцы.

19.

Ремесленники.

20.

Купцы и предприниматели.

21.

Служение.Воинство.

22.

Священство.

23.

Суд и управление.

24.

Творчество.Искусники.

25.

Книжники.

26.

Обобщающее занятие.«Традиции праведного дела»

27.

Гулять всем миром.

28.

Гулять всем миром.

29.

Радоваться всей семьей.

30.

Радоваться всей семьей.

31.

Помнить всем Отечеством.

32.

Помнить всем Отечеством.

33.

Молиться всей церковью.

34.

Потрудиться душой.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Я пешеход и пассажир» разработана на основе …...

авторской программы «Я – пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» реализуется в 4 классе и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Программа ориентирована на использование авторской программы «Я – пешеход и пассажир» Н.Ф.Виноградовой.

Целью программы

- формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  • обучение школьников ПДД;
  • обеспечение гармоничного, эстетического  и физического воспитания;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций ;
  • привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;
  • формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.    

Содержание программы

В программе выделены следующие разделы:

1.Ориентировка в окружающем мире  10ч

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение).

Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

2.Ты — пешеход 16ч.

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

3.Ты — пассажир 8ч.

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Количество часов

Ориентировка в окружающем мире

10 часа

Ты — пешеход

16 часа

Ты - пассажир

8 час

Итого:                                                                                                                34 часа

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы факультатива «Я – пешеход и пассажир» формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты —  пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные УУД:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • В процессе обучения  дети учатся:
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметные результаты:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Календарно - тематическое планированиев в 4 классе

1 час в неделю 34 часа в год

№ п/п

Название тем занятий

 Количество часов

По плану

Фактически

Примечание

      1

  Будем себя беречь

2

Будем себя беречь

3

Будем себя беречь

4

Транспорт

5

Транспорт

6

Транспорт

7

Транспорт

8

Правила дорожного движения

9

Дорожно-транспортное происшествие

10

Дорожные знаки

11

Дорожные знаки

12

Дорога

13

Движение транспорта

14

Движение транспорта

15

Движение транспорта

16

Как перевозят людей

17

Как перевозят людей

18

Рядом с железной дорогой

19

Населённый пункт

20

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

21

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

22

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

23

Сигналы водителей, светофора и регулировщика

24

Опасный случай

25

Опасный случай

26

Необычные пешеходы и водители

27

Необычные пешеходы и водители

28

Мы изучаем свой рай

29

Мы изучаем свой район

30

Мы изучаем свой район

31

Проверим себя

32

Регулировщик и его сигналы (повторение)

33

Встреча с инспектором дорожной полиции

34

Знатоки правил дорожного движения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС на 2015 - 2016 учебный год для 2 класса

В данной рабочей программе прописаны цели, задачи, уровни развития учащихся, УУД, ожидаемые результаты. Составлен календарный план - сетка на учебный год. Представлена примерная тематика классных часо...

рабочая программа по математике 1 класс 2020-2021 у.г.

рабочая программа по математике 1 класс 2020-2021 у.г....

рабочая программа по технологии 1 класс 2020-2021 у.г.

рабочая программа по технологии 1 класс 2020-2021 у.г....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила  авторская про...