Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме
Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание аппликаций и коллажей в условиях внеурочной деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями Урала, углубить навыки и знания по специальности, получить новые знания и умения технического характера, позволяет учащемуся развивать практические навыки, помогает выбрать будущую профессию, повышает его культуру. Программа «Мастеришка» дополняет общеобразовательные области «Технология» и «Искусство», так как большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса и как показывает практика, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Занятия в объединении «Мастеришка» расширяют общетехнический и культурный кругозор, углубляют профессиональные знания и навыки учащихся, развивают их самостоятельность.
Выпиливание лобзиком и резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа коррегирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание и резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам. Кроме того, обучение по данной программе направлено на развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий; контролировать ход работы; обучение стандартный приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков; воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Мастеришка" в рамках внеурочной деятельности | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Центрального района г. Челябинска
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Средняя Образовательная Школа №8
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №8
Собчук Т.Е.
______________________
«_____»__________2013г.
Программа художественно-эстетического кружка
с техническим уклоном
«МАСТЕРИШКА»
(начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности)
Для детей 1класса
срок реализации программы 1 год
Гончаренко Зульфия Адиковна
Педагог дополнительного образования высшей категории
Челябинск
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание аппликаций и коллажей. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями Урала, углубить навыки и знания по специальности, получить новые знания и умения технического характера, позволяет учащемуся развивать практические навыки, помогает выбрать будущую профессию, повышает его культуру. Программа «Мастеришка» дополняет общеобразовательные области «Технология» и «Искусство», так как большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса и как показывает практика, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Занятия в объединении «Мастеришка» расширяют общетехнический и культурный кругозор, углубляют профессиональные знания и навыки учащихся, развивают их самостоятельность.
Выпиливание лобзиком и резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа коррегирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание и резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам. Кроме того, обучение по данной программе направлено на развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий; контролировать ход работы; обучение стандартный приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков; воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде
Документация
Данная программа адаптирована к условиям МАОУ СОШ№8 и основывается на уставе, а также на основных документах МАОУ СОШ№8, на базе, которой программа реализуется.
Место факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения. Первый год обучения – по 33 часа занятий. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Программа 1-го года обучения разработана для учащихся 7-8 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Информация по режиму работы объединения можно проследить по табл.№1. Режим работы объединения для групп – 1 раза в неделю по 1 часу. Уровень подготовки учащихся определяется собеседованием.
Распределение учебного времени по годам обучения.
№ п\п | Наполняемость по группам | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год | 12 человек | 1 час (I,II группы) | 1раз | 1час | 33ч. |
1.5. Цель программы – корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности.
Задачи:
Познавательная: углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Урала, привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, формирование у обучающихся целостной картины мира на основе полученных знаний
Развивающая: развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса, формирование нравственных основ личности, потребности личности в непрерывном самосовершенствовании;
Мотивационная: воспитание дружного, творчески сплоченного коллектива
Обучающая: формирование знаний по основам материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов, учит: слушать, устные инструкции учителя, совершать последовательные действия, читать чертежи, по которым изготовляется изделие, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, помогает развитию первых чертежных навыков, учит концентрировать внимание
Эстетическая: воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда, формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
Оздоровительная: обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
укрепление психического и физического здоровья ребенка
Образовательные технологии:
Данная программа использует следующие образовательные технологии
I. По подходу к ребенку:
- личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие ребенка);
- гуманно-личностные технологии (отличаются гуманистической направленностью на поддержку личности, исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение);
- технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества);
- технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия).
II. По преобладающему (доминирующему) методу:
1. Репродуктивные технологии (учащиеся усваивают готовые знания и воспроизводят их): методы репродуктивной группы:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация).
Деятельность педагога: организует и побуждает работу учащихся в целях формирования умений и навыков (объяснение, показ приемов работы, алгоритмизация, инструктаж).
Деятельность учащихся: неоднократное воспроизведение сообщение знаний (решение сходных задач, работа по образцам, упражнение, практическая работа).
2. технологии проблемного обучения (учащиеся добывают субъективно новые знания в процессе творческой деятельности): методы продуктивной группы:
- Проблемное изложение – предполагает усвоение учащимися способа и логики раскрытия вопроса, но без умения применять их самостоятельно.
Деятельность педагога: ставит проблему и разрешает ее в ходе своего изложения.
Деятельность учащихся: воспринимают, запоминают, следят за логикой доказательств, усваивают этапы решения проблемы.
- частично-поисковый (эвристический) – предполагает участие учащихся в поиске, но без самостоятельного планирования ими этапов исследования.
Деятельность педагога: организует участие детей в выполнении отдельных шагов поиска по определенному плану.
Деятельность учащихся: воспринимают задания, решают часть задачи, обосновывают свои действия.
Исследовательский – предполагает творческую, самостоятельную деятельность учащихся по добыванию новых знаний.
Деятельность педагога: направляет и контролирует работу учащихся, проверяет итоги работы и организует их обсуждение.
Деятельность учащихся: самостоятельно добывают новые знания согласно запланированным этапам исследования.
3. Игровые технологии – учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности (педагогические игры, игровые приемы и ситуации).
III. По организационным формам:
1. Индивидуальная технология обучения – предполагает создание индивидуальной образовательной траектории (учитель –> учащийся, учащийся -> средства обучения (книга, компьютер и т.п.).
2. Групповые технологии – предполагают
- фронтальную работу,
- групповую (одно задание на разные группы),
- межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели),
- работу в статичных парах.
3. Технология «консультант» - хорошо подготовленные учащиеся выступают в роли помощника учителя.
4. Технология дифференцированного обучения - предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития, полу; позволяет осуществлять развивающе – дифференцированное обучение с учетом разнообразия состава учащихся.
IV. По категории обучающихся:
1. Массовая технология – рассчитана на усредненного ученика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса « Мастеришка»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
Развитие интереса, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств очень важных в практической деятельности человека;
Воспитание чувства ответственности и справедливости;
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Понимать устройство лобзика;
Организовывать рабочее место.
Использовать рабочую тетрадь при выполнении различных задании конструктивного характера.
Соблюдать правила работы лобзиком.
Анализировать и объяснять возникший брак при выпиливании, соблюдать меры предупреждения брака.
Воспроизводить способы переноса изображения на заготовку, стандартные приемы выпиливания лобзиком;
Изготовлять отверстия в заготовке, виды орнаментов.
Анализировать качество работы и изделий
Универсальные учебные действия
Сравнивать различные приемы выполнения работы, выбирать наиболее удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения технологию изготовления конкретного изделия, поэтапно использовать ее в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы работы и приемы работы с лобзиком для работы с материалом (фанерой),
Анализировать технологический процесс изготовления конкретной детали, действовать в соответствии с технологической картой.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения , использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Основное содержание
Раздел 1. . Введение. План работы объединения «Мастеришка». Техника безопасности при работе в мастерских. Выпиливание лобзиком простых фигур. (16часов)
- Организация рабочего места. (4часа)
Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Устройство лобзика. Организация рабочего места. Использование рабочей тетради. Правила работы лобзиком. Брак при выпиливании (типичные ошибки): меры предупреждения.
- Заготовки для выпиливания. (4часа)
Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.
- Стандартные приёмы выпиливания. (4часа)
Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Способы переноса изображения на заготовку. Стандартные приемы выпиливания лобзиком. Изготовление отверстий в заготовке. Виды орнаментов.
- Геометрический и растительный орнамент. (4часа)
Выпиливание прямых и волнистых линий, приемы выпиливания углов, изготовления отверстий, обработка кромки и лицевой части изделий (геометрических фигур, фрагментов орнамента и цифр).
Раздел 2. Выпиливание сложных изделий. (8часов)
2.1. Виды соединений деталей. (4часа)
Безопасное использование инструментов. Отделка готовых изделий.
2.2. Изготовление игрушек на подставке. (4часа)
Подгонка шипа к гнезду. Обработка кромки и лицевой стороны. Отделка готового изделия.
Раздел 3. Изготовление объёмных композиций. (9часов)
3.1. Выбор сюжета и построение объёмной композиции. (2часа)
Эстетическое восприятие: расположение фигурок, пропорциональность, цветовое исполнение, композиции.
3.2. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. (2часа)
3.3. Самостоятельная работа. (5часов)
Изготовление праздничных сувениров: валентинки, рамочки для зеркала и фотографий.
Примерное планирование
№ п\п | Наименование темы | Общее количество часов | Содержание занятия |
1 | Здравствуйте, я -Мастеришка! | 1ч. | Ознакомление с правилами поведения в мастерских. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. |
2 | Мое первое изделие, подготовка к работе | 1ч | Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Устройство лобзика. Организация рабочего места. |
3 | Выпиливание лобзиком простых фигур | 1ч. | Использование рабочей тетради. Правила работы лобзиком. Брак при выпиливании (типичные ошибки): меры предупреждения. Изготовление дельфина на подставке. |
4 | Роспись древесины. | 1ч. | Правила ТБ, практическая работа в мастерской. Роспись дельфина на подставке |
5 | Заготовки для выпиливания | 1ч | Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП. |
6 | Изготовление подставки под «горячее» | 1ч | Вычерчивание окружностей на фанере при помощи циркуля. Количество окружностей выбирает сам учащийся |
7 | Изготовление подставки под «горячее» | 1ч. | Выпиливание окружностей для подставки. |
8 | Изготовление подставки под «горячее» | 1ч. | Соединение окружностей при помощи лески |
9 | Изготовление фигуры «Волка» с подвижными конечностями | 1ч. | Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. |
10 | Роспись каждой детали «Волка» | 1ч. | Выпиливание острых углов. Способы переноса изображения на заготовку. |
11 | Соединение деталей леской | 1ч | Стандартные приемы выпиливания лобзиком. |
12 | Орнамент - украшение жилища | 1ч. | Изготовление отверстий в заготовке. Виды орнаментов. |
13 | Практическая работа «Геометрический орнамент» | 1ч. | Выпиливание прямых и волнистых линий, приемы выпиливания углов, выполнение орнамента «Змейка», «Зиг заг» |
14 | Практическая работа «Цифры» | 1ч | Выпиливание цифр от 1 до 5 |
15 | Практическая работа «Лепесток» | 1ч. | Выпиливание различных форм листьев на фанере |
16 | Практическая работа «Цветы» | 1ч. | Выпиливание цветка – ромашка, тюльпан. |
17 | Практичесая работа «Домик для крыски» | 1ч | Построение чертежа на фанере, выпиливание деталей |
18 | Практичесая работа «Домик для крыски» | 1ч | Выпиливание деталей домика |
19 | Практичесая работа «Домик для крыски» | 1ч | Соединение деталей домика при помощи клея |
20 | Практичесая работа «Домик для крыски» | 1ч. | Отделка готового домика |
21 | Изготовление игрушек на подставке по выбору «Рыбка», «Цапля», «Жираф», «Павлин», «Тигр» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
22 | Изготовление игрушек на подставке по выбору «Рыбка», «Цапля», «Жираф», «Павлин», «Тигр» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
23 | Изготовление игрушек на подставке по выбору «Рыбка», «Цапля», «Жираф», «Павлин», «Тигр» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
24 | Изготовление игрушек на подставке по выбору «Рыбка», «Цапля», «Жираф», «Павлин», «Тигр» | 1ч. | Соединение деталей, роспись элементов фигур, отделка изделий |
25 | Изготовление игрушек на подставке по выбору «Рыбка», «Цапля», «Жираф», «Павлин», «Тигр» | 1ч. | Покрывание фигурок лаком |
26 | Изготовление пасхального яйца | 1ч. | Перенос чертежа на фанеру |
27 | Изготовление пасхального яйца | 1ч | Соединение деталей, роспись элементов фигур, отделка изделий |
28 | Изготовление пасхального яйца | 1ч | Соединение деталей, роспись элементов фигур, отделка изделий |
29 | Изготовление изделия «Салфетница» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
30 | Изготовление изделия «Салфетница» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
31 | Изготовление изделия «Салфетница» | 1ч. | Выпиливание деталей, соблюдение правил ТБ. |
32 | Изготовление изделия «Салфетница» | 1ч. | |
33 | Изготовление изделия «Салфетница» | 1ч. | Сборка готового изделия, Эстетическое восприятие: расположение фигурок, пропорциональность, цветовое исполнение, композиции |
Итого | 33ч. |
Методическое и дидактическое обеспечение
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово - развивающая работа: экскурсии в музеи, выставки декоративно-прикладного характера, посещение театров и т.д.
Литература для учащихся :
- Вохринцева С.В, Жостовская роспись, г.Екатеринбург издательство «Страна фантазия», 2005г.
- Буриков В.Л., Власов З.Н. Домовая резьба – М., 2005г.
- Бравкин Н.Г. Выпиливание лобзиком из фанеры и полистирола. "Сделай сам", подписная научно-популярная серия, 2000, N 2, с. 147-158.
- Занятия по техническому труду в школьных мастерских. Под редакцией Дубова А.Г. (1-4 классы). М.,2004г.
- Кирюхин А.В. Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 2007г.
- Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 2005г.
- Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М., 2007г.
Дидактическое обеспечение
- Плакаты «Обработка древесины» - 16компл.
- Серия таблиц «Техника безопасности при работе в школьных мастерских» -1серия
Материально-техническое оснащение
- модели – 2шт.;
- контрольно-измерительные и разметочные инструменты – 9шт;
- сверлильный станок – 1шт.
- станок ТД – 1шт.;
- станок заточной – 1шт;
- верстак комбинированный – 16шт.
- ножницы по металлу – 1шт.
- дрель электрическая – 1 шт.
- молоток слесарный – 5шт.
- комплект гаечных ключей – 2комплекта
- комплект плашек для трубной резьбы – 2шт.
- вороток для плашек – 2шт.
- круглогубцы, острогубцы, отвертки пинцет – по 3шт.
- надфили, напильники – 6шт, 18шт.
- клей – 1банка
- материалы для работы (брус, металл, фанера и др.)
- лобзики -10шт.
- пилы – 5шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)
Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты....
«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...
Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью...
Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности
Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...