РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования(программа 6. 4))
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Жизнедеятельность человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) (одобрена решением от 22.12.2015г. Протокол №4/15).
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа 6.4 | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В. | «Утверждена» приказ директора школы от 31.08.2017 г. № 622 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Жизнедеятельность человека»
для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
(Уровень начального общего образования)
(вариант 6.4)
Составитель: учитель
начальных классов Бересна Л.В.
г.Югорск
2018г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Жизнедеятельность человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) (одобрена решением от 22.12.2015г. Протокол №4/15).
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения - формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа разработана на основе:Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития; на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса.
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета “Жизнедеятельность человека” отводится 1 класс дополнительный: 1 час в неделю (33 часа в год с учётом дополнительных каникул)
Сроки реализации программы:2018- 2019 учебный год.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др.
Специфика работы по программе заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе и т.д.) Ребенок знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа представлена следующими разделами:
- «Представления о себе»,
- «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
- представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание,
сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,
полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения
в семье.
Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим,
спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к
общению и взаимодействию с ними.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
- Представления о собственном теле.
- Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
- Отнесение себя к определенному полу.
- Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
- Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Представления о мире, созданном руками человека
- Интерес к объектам, изготовленным руками человека.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей.
- Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
- Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной
роли.
- Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.
Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и
время (учебное и свободное).
- Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
- Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
- Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
- Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.
Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
- Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от
взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.
- Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
- Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
- Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др
Формирование представления о России.
- Представление о государственной символике.
- Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
- Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и
сообщать о них взрослым.
- Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать
их с занятиями.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами:
«Представления о себе»,
«Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание,
сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,
полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения
в семье.
Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим,
спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к
общению и взаимодействию с ними.
Содержание предмета:
Представления о себе:
Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика или девочки, юноши или девушки).
Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего
здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о
возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе.
Семья:
Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Формирование представлений о себе,
осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного
опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Соотнесение себя к определенному
полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя,
фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное
отношение к своим возрастным изменениям. Представления о мире, созданном руками человека. Интерес к объектам, изготовленным
руками человека. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель
и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.
Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. Освоение навыков
учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила
поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и
формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка. Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх,
мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). Умение находить друзей на основе
личностных симпатий.
Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение
взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать свободное время с
учетом своих интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Интерес к праздничным
мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной
деятельности.
Тематическое планирование 1 дополнительный класс
№ | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
1 | Предварительная контрольная беседа. Представления и знания ребёнка о себе. | |||
2 | Я – мальчик. Моё имя, фамилия. | |||
3 | Мой возраст. Мой день и месяц рождения. | |||
4 | Чем я люблю заниматься в свободное время. | |||
5 | Лицо человека. Названия, назначения частей лица. | |||
6 | Части тела человека. Названия, назначения частей тела. | |||
7 | Кожа человека. Её функции. Гигиена кожи. | |||
8 | Мой адрес. Моё самочувствие. | |||
9 | «Как смогу о себе расскажу». Названия, назначения частей тела. Закрепление. | |||
10 | Гигиена тела. Различение вентилей, смешивание воды. | |||
11 | Мытьё с мылом, ополаскивание и вытирание рук. | |||
12 | Умывание лица. Мытьё шеи. | |||
13 | Подстригание ногтей. | |||
14 | Чистка зубов. Значение. Правила. | |||
15 | Мытьё, вытирание и чистка ушей. | |||
16 | Расчёсывание волос. | |||
17 | Беседа по закреплению темы «Гигиена тела» | |||
18 | Обращение с одеждой, обувью. Одежда по сезонам. Виды верхней зимней одежды. | |||
19 | Одежда по сезонам. Весна/осень. | |||
20 | Летняя одежда. | |||
21 | Специальная одежда. | |||
22 | Последовательность раздевания/одевания на прогулку. | |||
23 | Обувь по сезонам. | |||
24 | Детали застёжек, завязок одежды, обуви. | |||
25 | Закрепление темы: «Обращение с одеждой, обувью» | |||
26 | Приём пищи: питьё напитка из кружки; питьё через соломинку. | |||
27 | Завтрак. Еда руками. Обед. Еда ложкой первых блюд. | |||
28 | Второе блюдо. Еда вилкой. Использование салфетки. | |||
29 | Закрепление знаний темы: «Приём пищи» | |||
30 | Пользование туалетом | |||
31 | Профессии взрослых членов семьи. | |||
32 | Что любит дома делать каждый член семьи? | |||
33 | Повторение. Моя семья и я. | |||
Итог | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Ми...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Логопедические занятия» для обучающихся 1,2,3,4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы будут полезны логопедам и дефектологам....
Рабочая программа учебного предмета Мир природы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...