Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями» , рабочей программой по учебному предмету и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями VIII вида 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_russkiy_yazyk.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями» , рабочей программой по учебному предмету и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями VIII вида 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение".
Реализация рабочей программы обеспечивается УМК «Русский язык» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Э. В. Якубовской.
1 класс
Аксенова А.К.. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. - Москва: «Просвещение», 2018.
2 класс
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. - Москва: «Просвещение», 2014.
3 класс
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. - Москва: «Просвещение», 2014.
4 класс
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида. - Москва: «Просвещение», 2014.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть предметной области «Русский язык и чтение». Согласно адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение «Русского языка» отводится:
В 1 классе -99 часов (3 часа в неделю)
Во 2 классе -136 часов (4 часа в неделю)
В 3 классе -136 часов (4 часа в неделю)
В 4 классе -136 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Личностные :
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
-интереса к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 1классе:
Минимальный уровень:
Усвоение рукописного начертания изученных строчных и прописных букв;
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов;
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава;
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Достаточный уровень:
- Различать звуки на слухи в собственном произношении, знать буквы;
- Писать строчные и прописные буквы;
Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Различать звуки на слухи в собственном произношении;
писать строчные и прописные буквы;
Списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;
Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).
Учащийся научится:
добукварный период:
- знать правила поведения учащихся в школе;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета;
- различать звуки окружающей действительности;
- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
букварный период:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Учащийся получит возможность научиться:
добукварный период:
- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
- знать правила поведения учащихся в школе;
- понимать и выполнять правила посадки за партой;
- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
- различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
- делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
- делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
- выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
букварный период:
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
- писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко
слогового проговаривания).
2класс
Личностные:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-осознать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- интереса к языковой и речевой деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень;
- различать звуки и буквы;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Достаточный уровень
- формирование навыка правильного чтения слов, пересказа, составление рассказа по картине или ряду сюжетных картинок;
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;
- работа над художественными произведениями;
- использование физкультурных минуток на уроках;
- использование порядковых числительных в работе.
- различать звуки и буквы;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем ;
- различать предложение, словосочетание, слово;
Учащийся научится:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащийся получит возможность научиться:
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- самостоятельно озаглавливать текст.
3класс
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
- интереса к языковой и речевой деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень
различать сходные по начертанию буквы;
дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложения по картинке;
подбирать по вопросам название предметов и действий;
называть свой домашний адрес.
Достаточный уровень
- различать звуки и буквы;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем ;
- различать предложение, словосочетание, слово;
Учащийся научится:
-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и -шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст -после предварительного анализа;
-составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащийся получит возможность научиться:
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
-писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-самостоятельно озаглавливать текст.
4класс
Личностными результатами изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование следующих умений:
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты
Минимальный уровень
-различение гласных и согласных звуков и букв, ударных и безударных согласных звуков, оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Учащийся научится:
- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его;
Учащийся получит возможность научиться:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Содержание курса
Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И
РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
«Слова-друзья». «Слова-враги».
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Тематическое планирование (русский язык) 1 класс
№ п/п | тема | кол-во часов |
1 | Добукварный период | 24 |
2 | Букварный период | 75 |
Итого | 99 |
Тематическое планирование (русский язык) 2 класс
№ п/п | тема | кол-во часов |
1 | Повторение | 12 |
2 | Звуки и буквы | 65 |
3 | Слово | 40 |
4 | Предложение | 11 |
5 | Повторение | 8 |
Итого | 136 |
Тематическое планирование (русский язык) 3 класс
№ п/п | тема | кол-во часов |
1 | Повторение | 10 |
2 | Звуки и буквы | 19 |
3 | Слово | 57 |
4 | Предложение | 11 |
5 | Повторение | 5 |
Итого | 136 |
Тематическое планирование (русский язык) 4 класс
№ п/п | тема | кол-во часов |
1 | Повторение | 6 |
2 | Звуки и буквы | 45 |
3 | Слово | 44 |
4 | Предложение | 34 |
5 | Повторение | 7 |
Итого | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 6 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 5 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык»на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...