Программа "Дошкольная подготовка"
рабочая программа
Программа "Дошкольная подготовка" создана для работы с будущими первоклассниками. Рассчитана она на целый учебный год и разделена на четыре блока: "Развитие логики", "Развитие речи". "Звуковые дорожки", "Я взрослею".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для работы с будущими первоклассниками | 85.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Дошкольная подготовка»
Авторы-составители:
Алексаникова Анна Михайловна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Вахотина Любовь Леонидовна, заместитель директора по УР
высшей квалификационной категории Майкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Носова Любовь Леонидовна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории Сафронова Наталья Александровна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Седлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории Халитова Эльмира Маратовна, логопед Центра диагностики и
консультирования г. Нижнекамска
Шакурова Ильсияр Ильдусовна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015 год
Содержание программы
- Введение…………………………………………………….. 3
- Развитие логики. Пояснительная записка …………………7
- Тематическое планирование…………………………10
- Развитие речи. Пояснительная записка ……………....……13
- Тематическое планирование…………………...…… 15
- Звуковые дорожки. Пояснительная записка ………...…… 16
- Тематическое планирование…………………...…… 19
- Я взрослею. Пояснительная записка ………………....…… 20
- Тематическое планирование…………………...….....22
- Список литературы…………………………………...…… . 23
- Приложения.
Введение
Незаметно и быстро пролетит время для детей старшего дошкольного возраста, когда они с волнением войдут в стены родной школы. Многие из них с нетерпением ждут, когда прозвенит в их жизни первый школьный звонок, и счастливые первоклашки сядут за парты своего светлого класса. Учитель с доброй улыбкой встретит своих воспитанников и отправится вместе с ними в длинное, неизведанное, но очень увлекательное путешествие по океану знаний. С не меньшим волнением и тревогой находятся родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы другие, и учебники незнакомые! Как сделать так, чтобы каждый школьный день ребенка наполнялся новыми радостными открытиями знаний и общением одноклассников? Как сделать так, чтобы ребёнок с желанием бежал в школу? Для этого нужно не так и много - помочь ребенку в адаптации к школьной жизни и правильно организовать переход ребёнка из детского сада в школу, который является переломным моментом в его жизни. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и учителей. Родителей так же, как и детей, надо готовить к школе. На родительском собрании познакомить с программами, по которым обучают детей в школе, с новыми учебниками, рассказать об особенностях обучения, чтобы родители имели возможность поразмыслить, взвесить возможности ребёнка, выбрать систему, по которой предстоит обучаться их малышу. Поэтому в школе организован родительский всеобуч. Главная задача, которая стоит перед родителями, создавать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности - учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы. Ни в коем случае не следует превращать школу и учителя в пугало. Дошкольник должен иметь правильное представление о школе. Ребёнка следует более подробно и правильно знакомить с предстоящей ролью ученика. Важно объяснять ему, что в школе нужно не столько гулять, играть (как было в детском саду), сколько, много и серьёзно трудиться. Учитель - добрый и строгий человек. Добрый для тех, кто прилежен, послушен, трудолюбив. Строгий - для ленивых, недисциплинированных. Но он очень любит всех своих учеников.
Такая положительная позиция ребёнка должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать у ребёнка положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами и сделать само учение радостным событием и интересным занятием. Создать такую радостную и совершенно реальную личную позицию у маленького будущего школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно: если человек чего - то хочет, к чему - то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей дошкольной подготовки является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.
Именно поэтому с октября по апрель мы реализуем программу социально-педагогической направленности «Дошкольная подготовка».
Цель программы - мягко подготовить ребенка к началу обучения, заинтересовать его в получении знаний, дать возможность постепенно войти в новую жизнь. Таким образом, ожидаемым результатом программы является сокращение периода адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.
Программа «Дошкольная подготовка» реализует принцип
преемственности, решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, создает условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, формирования
интеллектуальных и коммуникативных навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Поэтому в основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Задачи программы:
- формирование заинтересованности в обучении, достижении поставленных целей;
- обучение самостоятельной работе, планированию и контролю своих поступков;
- развитие образного и логического мышления, обосновывая свои решения в правильной словесной форме;
- обучение умению анализировать, сопоставлять, сравнивать, модулировать ситуацию, делать выводы и принимать решения;
- развитие грамматически правильной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса, развитие памяти и внимания;
- развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
Готовя малыша к школе, родители иногда вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети считают на пальцах, неверно держат ручку, неправильно называют звуки. Переучивать таких детей очень трудно. Необходимо до школы вырабатывать у детей ряд простых и сложных привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, правильно попросить что - либо с использованием «волшебного» слова «пожалуйста»; воспитывать ответственность при выполнении любого дела, внимательное отношение к людям, привычку сдерживать свои
порывы, привычку к дисциплинированному поведению. Но также следует предостеречь взрослых от ошибки, которую они совершают: не стремитесь раньше времени втискивать в ребёнка школьную премудрость. Главное для ребёнка быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь - эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скучными для ребёнка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры - занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное в игре - похвалить малыша за успехи, находить его достижения и воздерживаться от порицаний за его ошибки. Поэтому все занятия с будущими первоклассниками строятся в игровой форме. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а именно: в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления. В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно в сюжетно - ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем. Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения. Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общегоинтеллектуального развития ребенка, затрудняет вооружен "отточенными'’ инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Для развития мелкой моторики рук разработаны тетради на печатной основе, которые включают разнообразные виды заданий, выполняемые на занятиях.
Программа социально-педагогической направленности «Дошкольная подготовка» рассчитана для детей 6-7 лет и включает в себя 4 курса.
Учебный план программы «Дошкольная подготовка»:
№ п/п | Наименование курса | Кол-во часов | Ведет занятие |
1 | Развитие логики | 20 | Учитель начальных классов |
2 | Развитие речи | 20 | Учитель начальных классов |
3 | Звуковые дорожки | 10 | Логопед |
4 | Я взрослею | 10 | Психолог |
Итого: | 60 |
Программа реализуется по субботам, не связанным с праздничными днями, каждая из которых включает в себя проведение 3-х занятий: «Развитие речи», «Развитие логики» и поочередно «Звуковые дорожки» или «Я взрослею». Длительность каждого занятия составляет 30 минут. Кроме этого, во время занятия проводятся 2 физкультминутки, а между занятиями - динамические паузы длительностью в 10 минут. Занятия проводят учителя начальных классов, логопед, психолог.
Для определения динамики развития детей и эффективности реализации программы «Дошкольная подготовка» разработаны диагностические материалы для детей, а также анкетирование для родителей.
В программе представлены объяснительная записка, предметное содержание каждого курса. Для педагогов, реализующих данную программу, ценным являются поурочное планирование каждого занятия и диагностические материалы для работы. При составлении программы авторы опирались не только на свой педагогический опыт, но и опыт российских коллег (см. список использованных источников).
Развитие логики
Пояснительная записка
Важнейшими общими целями при подготовке к обучению математике является создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка. Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, что чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями: устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством; давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика - это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений. К тому же воспитание интереса дошкольников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач - шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, загадок и т.п.
Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.
Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, раскладывает предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах им разъясняется смысл таких «логических» слов, как: «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь) и т.д.
Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше
понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображения, речи, расширяется словарный запас.
Цель курса: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка.
Задачи:
- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- давать точный ответ на поставленный вопрос;
- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Компетенции, формирующиеся при изучении данного курса:
- учебно-познавательные - умение наблюдать, «слушать» и «слышать»,
смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умение следовать инструкции, умение умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать,
классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
- информационные - простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;
- социально-трудовые - первичные навыки самообслуживания, умение получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения
- общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками.
Планируемые результаты - ребенок к концу курса научится:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
- называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- пересчитывать элементы данного конечного множества;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра.
Предметное содержание
•Количество и счет
- Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1.
- Деление целого на части, сравнение и уравнение множеств по числу. Упорядочивание групп предметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности.
•Геометрические фигуры
- Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами - кругом, квадратом, прямоугольником, овалом, треугольником, трапецией, ромбом.
- Ознакомление с объемными фигурами - шаром, кубом, параллелепипедом, цилиндром.
- Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрических фигур (отрезок, точка).
- Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
Свойства предметов
- Сравнение, классификации по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.
- Ориентирование во времени
- Ориентировка в частях суток, днях, недели, временах года, выделение их последовательности и использование слов: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро.
- Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год.
- Ориентирование в пространстве
- Выделение пространственных отношений: направо - налево, назад - вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе.
- Ориентирование на плоскости листа бумаги в клетку
- Выделение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками).
•Задачи на логическое мышление
- Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания.
- Самостоятельное создание различных символов и знаков. Выполнение действий по знаковым обозначениям.
•Задачи на сложение и вычитание в пределах 10
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели | Кол- во часов |
1 | Пре-тест. | Выявить сформированность учебнопознавательных умений. | 1 |
2 | Знакомство с понятием столько же. Графический диктант, ориентировка в пространстве на листе бумаги. |
| 1 |
3 | Счет в прямом и обратном порядке. Знакомство с понятиями «больше», «меньше». Сравнение количества предметов( больше, меньше). Знакомство со знаками >, < | 1.Создать условия для усвоения прямого и обратного счета в пределах 10,сравнивания чисел. Познакомиться с понятиями больше, меньше и знаками сравнения чисел. 2.Развивать математическую речь, логическое мышление, умение ориентироваться в тетради в клеточку, внимание, память. 3.Воспитывать стремление к знаниям. | 1 |
4 | Сложение как объединение групп предметов. Вычитание как удаление из группы предметов ее части. Знак плюс. Графический диктант. | 1.Сформировать представление о сложении. 2.Познакомить с математическими знаками плюс и минус. 3.Познакомить с понятиями выше, ниже. 4.Развивать мелкую моторику, логическое мышление. | 1 |
- Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.
5 | Вычитание как удаление из группы предметов ее части. Знак минус. Пространственные отношения: слева, справа. | 1.Сформировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком минус. 3.Закрепить пространственные отношения: слева, справа. 4. Закрепить смысл сложения | 1 |
6 | Пространственная ориентировка. Знакомство с понятиями перед, за, между, рядом, посередине, на, над, под. | 1.Учить определять расположение предметов в пространстве. 2.Повторить смысл сложения и вычитания. 3.Развивать мышление, внимание, речь. | 1 |
7 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Числа 1 и 2. Логические закономерности. | 1.Познакомить с числами 1 и 2. 2.Развивать навык счёта и умения ориентироваться на листе бумаги. | 1 |
8 | Знакомство с геометрическими фигурами. Веселые стихи и загадки. Поиск закономерностей. |
| 1 |
9 | Числа 1,2,3,4.Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Пространственная ориентировка. | 1.Познакомить со свойствами геометрических предметов. 2.Познакомить с числом 3,4. | 1 |
10 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1до 4. Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Части и целое. | 1.Числа 1, 2, 3, 4 и цифры 1, 2, 3, 4. 2.Познакомить со свойствами геометрических предметов, развивать умение выражать в речи признаки сходства и различия фигур. | 1 |
11 | Тема: Числа 1.2,3,4,5. Логические закономерности. Части и целое. |
| 1 |
12 | Число 6. Счет в прямом и обратном порядке. Работа по числовому отрезку. |
| 1 |
13 | Число 7. Временные представления. Дни недели. | 1. Закрепить названия дней недели. 2. Познакомить с числом и цифрой 7, ее частями. 3. Развивать навыки счёта и умения ориентироваться на листе бумаги. | 1 |
14 | Числа 1,2,3,4,5,6.7.8. Счет в прямом и обратном порядке. Временные представления: месяцы, год. |
| 1 |
15 | Числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Счет в прямом и обратном порядке. Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц. |
| 1 |
16 | Число 0. Работа с таблицей. Строка, столбец. |
| 1 |
17-18 | Решение нестандартных задач на смекалку. Развитие памяти. Развитие умения работать в паре, группе. |
| 1 |
19 | Урок-праздник «С математикой - в космический полёт» | Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
| 1 |
20 | Пост-тест. | Выявить сформированность учебнопознавательных умений. | 1 |
Развитие речи
Пояснительная записка
Подготовка к обучению грамоте
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество - не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания детей.
Цель курса: создание благоприятных условий для речевого и
коммуникативного развития ребёнка.
Предметное содержание
- Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
- Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
- Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
- Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
- Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
Программа предполагает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
- Овладение звуковым синтезом слов.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
- Правильное произношение всех звуков родного языка.
- Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
- Уточнение, обогащение, активизация словаря.
- Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
- Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
- Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
- Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
- Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
- Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Пре - тест. | 1 |
2 | Понятие об устной и письменной речи. Мир звуков и букв. | 1 |
3 | Членение речи на предложения. | 1 |
4-5 | Предмет и слово. | 2 |
6 | Звуковой анализ состава слогов и слов. Слог и ударение. | 1 |
7 | Деление слова на слоги, ударение. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. | 1 |
8 | Деление на слоги. Слоговой анализ слов. | 1 |
9 | Гласные и согласные звуки. | 1 |
10 | Подбор слов на заданное количество слогов. | 1 |
11 | Выделение в словах первого и последнего слогов. | 1 |
12 | Подбор слов на заданный слог. | 1 |
13 | Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок. | 1 |
14 | Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов. | 1 |
15 | Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова. | 1 |
16 | Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь. | 1 |
17 | Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов. | 1 |
18-19 | Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок. | 2 |
20. | Пост - тест. | 1 |
Тематическое планирование
Звуковые дорожки
Развитие фонематического слуха и фонематической речи
Пояснительная записка
Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Более тщательное изучение звуковой стороны речи младших школьников показывает несформированность у многих из них всей совокупности ее элементов: звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова,
восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушение письма и чтения основываются на совокупности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушением письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.
На основе психологического изучения речи детей было установлено важнейшее значение фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороной речи. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Система обучения дошкольников по курсу, включает три основные направления:
- освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;
- освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);
- развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
В процессе развивающих занятий решаются следующие задачи:
- развитие слуховой памяти и слухового внимания;
- развитие у детей фонетической системы языка, т.е. уточнение и закрепление произношения сохранных звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух;
- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции, составлять слог из звуков и слово из слогов (синтез);
- уточнение, обогащение, активизация словаря;
- развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов;
- раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц;
- пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя или самостоятельно);
- составление по картине или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;
развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов или при пересказе текста;
- развитие психических процессов;
- на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми элементов грамоты.
Этапы развивающего обучения:
- Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза (знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста; определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу; знакомство со слогом, слоговой структурой, деление слова на слоги; последовательному выделению всех звуков в слове по порядку).
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
а) развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении):
- придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;
- придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения;
-составление графических схем предложения;
- определение места слов в предложении;
б) уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
в) уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Всегда нужно стремится пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр.
Поэтому основными направлениями развития дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственных и временных представлений. | Определение схемы собственного тела, направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, графическое обозначение объектов. Ориентировка на листе бумаги, на столе. Уточнение понятий об основных единицах времени; определение временной последовательности. Игры на развитие памяти, внимания, логического мышления. | 2 |
2. | Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Речевые и неречевые звуки, образование звуков, строение и функции речевого аппарата, звуки и буквы. Звуковой состав слов. Артикуляция гласных звуков, выделение гласных в слогах, словах. Определить: последовательность и количество звуков в слове, количество слогов в слове. | 2 |
3. | Грамматическое оформление предложений. | Учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде и числе; упражнять в согласовании прилагательного с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении и распространении предложений. | 2 |
4. | Речь. Предложение. Слово. | Роль речи, слова в жизни человека. Деление текста на предложения; составление предложений по картинкам. Распространение предложений. Учить понимать интонационную законченность предложения. Составление схемы предложения. Определение количества и порядка слов в предложении. | 2 |
5. | Развитие связной речи. | Установление логики, точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины). | 2 |
Тематическое планирование
Я взрослею
Психологическая адаптация дошкольников
Пояснительная записка
Поступление в школу - очень ответственный момент в жизни каждого ребенка. Психологи отмечают, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на новом этапе жизни.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь
контролировать свое поведение, выполнять требования учителя, взаимодействовать со сверстниками. Немаловажно, чтобы у ребенка было хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями, навыками. Необходимо не только определить уровень готовности к обучению до поступления в школу, но и правильно и своевременно подготовить ребенка к этому процессу. Важным является также изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. Для этого на первом и последнем занятиях проводится тестирование. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Данный курс разработан для психологического сопровождения детей 6-7 лет в школьных группах «будущих первоклассников» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Основная идея реализации курса состоит в том, что в течение учебного года психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы в виде урока - игры, которые проводятся психологом с будущими первоклассниками.
Цели курса:
- подготовка ребенка к началу школьного обучения, создание условий для естественного психологического развития;
- обеспечение возможности единого старта первоклассников;
- развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению в школе;
- становление устойчивого познавательного интереса детей для их дальнейшего успешного обучения
Задачи курса:
- Развитие психических и познавательных процессов.
- Развитие интеллектуальной сферы.
- Развитие эмоционально- волевой сферы.
- Развитие личностной сферы.
- Формирование школьной мотивации.
Формы работы:
- Групповые занятия; время проведения - 30 минут.
- Индивидуальная работа (диагностика)
Возрастные особенности детей.
Ведущая потребность - общение.
Ведущая деятельность - сюжетно- ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение, паясничанье).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого.
- Ведущее мышление - наглядно- образное.
Так как основным видом деятельности у детей остается игра, психолог свои занятия проводит в доступной, интересной игровой форме, среди которых присутствуют игры, расширяющие словарный запас и кругозор ребенка, игры на развитие мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, игры, развивающие мелкую и крупную моторику. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства. Без этих навыков ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе. Все занятия психолог начинает с выявления эмоционального состояния ребенка в игре «Барометр настроения», учит детей объяснять причину своего настроения, использует элементы психогимнастики для снятия психофизического напряжения.
Программа подготовительного курса предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Пре-тест. | 1 |
2 | Легко дружить - легко общаться. «Цветок дружбы». «Игровая поляна». «Остров дружбы».
| 1 |
3 | Школьные правила. Формирование позиции «Я ученик». "Дети, в школу собирайтесь!" | 1 |
4-5 | Развитие внимания, памяти и мышления. «Если мы внимательны, то память у нас замечательная». «Тренируем память». "В стране веселых человечков". | 2 |
6 | «Почемучка». Развитие представлений об окружающем мире. «Хорошо или плохо?» «История пуговиц». | 1 |
7 | Развитие двигательной сферы. «Быстрее! Выше! Сильнее! Дружнее!» | 1 |
8-9 | Развитие навыков саморегуляции. «Учиться – весело и интересно!» «Правила школьной жизни». | 2 |
10 | Пост-тест. | 1 |
Тематическое планирование
Список литературы
- Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. Психологические технологии. М.: Чистые пруды, 2008.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
- Бильгильдеева Т. Здравствуй, цветочный город, М. Чистые пруды, 2006
- Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
- Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) - Волгоград: Учитель, 2008.
- Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей,- Издательство ACT, 1999.
- Куражева Н.Ю., Бараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками, Санкт-Петербург, Речь, 2004.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно- практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
- Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет,М. АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Тропинка к своему Я; Программа психологического здоровья у младших школьников. М.; Генезис, 2001.
- Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьнозначимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Широкова Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум для детского психолога,- Ростов н/Д. Феникс, 2005.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: Просвещение, 2006.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб,; «Валери СПД»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Подготовка дошкольников к школе в контексте подготовки к ФГОС
Материал для развития произвольного внимания, зрительной памяти, активации глагольного словаря....
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.
Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....
Междисциплинарное взаимодействие в рамках подготовки проекта "Подготовка и празднование Нового Года".
Статья Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом «Подготовка и проведение праздника Нового года» представляет собой опыт взаимодействия педа...
Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».
В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...