Рабочая программа Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи (ГКП)
рабочая программа на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы дошкольного образования Вераксы Н.Е. и др. «От рождения до школы», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Вераксы Н.Е. «От рождения до школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 7 протокол от 29.08.2017г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 7 ___________ / И.Г. Кайдан приказ от 31.08.2017 г. № 70/6 | |
Рабочая программа
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи |
наименование учебного предмета, курса
ГКП |
(класс(ы))
Срок реализации программы Ф.И.О. учителя | 2017 – 2018 учебный год Боголепова Ирина Александровна |
Должность | учитель начальных классов |
Квалификационная категория | высшая |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной программы дошкольного образования Вераксы Н.Е. и др. «От рождения до школы», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Вераксы Н.Е. «От рождения до школы»:
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Д. Денисова, Ю. Дорожин. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Д. Денисова, Ю. Дорожин. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Д. Денисова, Ю. Дорожин. Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Рабочая тетрадь. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи курса «Речевое развитие»:
Развитие речи:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература:
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Развитие речи» в учебном плане МБОУ СОШ № 7 отводится 2 ч в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша, Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
№ | Тема занятия | Неделя месяца |
Подготовишки | 01.09 | |
Летние истории | 06.09 | |
Звуковая культура речи (проверочное) | 08.09 | |
Лексико-грамматические упражнения №1 | 13.09 | |
Для чего нужны стихи? | 15.09 | |
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари) | 20.09 | |
Работа с сюжетной картиной | 22.09 | |
Беседа о А. Пушкине | 27.09 | |
Лексико-грамматические упражнения №2 | 29.09 | |
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | 04.10 | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте | 06.10 | |
Русские народные сказки | 11.10 | |
Вот такая история! | 13.10 | |
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне» | 18.10 | |
На лесной поляне | 20.10 | |
Небылицы-перевертыши | 25.10 | |
Сегодня так светло кругом! | 27.10 | |
Осенние мотивы | 01.11 | |
Звуковая культура речи. Работа над предложением | 03.11 | |
Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» | 08.11 | |
Лексические игры и упражнения | 10.11 | |
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» | 15.11 | |
Подводный мир | 17.11 | |
Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 22.11 | |
Лексические игры | 24.11 | |
Работа с иллюстрированными изданиями сказок | 29.11 | |
Звуковая культура речи | 01.12 | |
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» | 06.12 | |
Тяпа и Топ сварили компот | 08.12 | |
Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | 13.12 | |
Лексические игры и упражнения | 15.12 | |
Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | 20.12 | |
Звуковая культура речи (проверочное) | 22.12 | |
Лексические игры и упражнения | 17.01 | |
Новогодние встречи | 19.01 | |
Произведения Н. Носова | 24.01 | |
Творческие рассказы детей | 26.01 | |
Здравствуй, гостья-зима! | 31.01 | |
Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 02.02 | |
Лексические игры и упражнения | 07.02 | |
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | 09.02 | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте | 14.02 | |
Работа по сюжетной картине | 16.02 | |
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 21.02 | |
Лексические игры и упражнения | 28.02 | |
Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» | 02.03 | |
Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» | 07.03 | |
Повторение пройденного материала | 09.03 | |
Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | 14.03 | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте | 16.03 | |
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» | 21.03 | |
Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | 23.03 | |
Лексические игры и упражнения | 28.03 | |
Весна идет, весне дорогу! | 30.03 | |
Лохматые и крылатые | 04.04 | |
Чтение былины «Садко» | 06.04 | |
Чтение сказки «Снегурочка» | 11.04 | |
Лексико-грамматические упражнения | 13.04 | |
Сочиняем сказку про Золушку | 18.04 | |
Рассказы по картинкам | 20.04 | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте | 25.04 | |
Пересказ сказки «Лиса и козел» | 27.04 | |
Сказки Г. Х. Андерсена | 02.05 | |
Повторение | 04.05 | |
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» | 11.05 | |
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте | 16.05 | |
Весенние стихи | 18.05 | |
Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май» | 23.05 | |
Лексико-грамматические упражнения | 25.05 | |
Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» | 30.05 | |
Повторение | 30.05 | |
Повторение | 30.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Информационно-коммуникационные средства
- Презентация Превращения слов-волшебные цепочки
- Презентация «Алфавит. Буквы и звуки»
- Мультфильмы «Тетушка Сова учит буквы»
- Печатные пособия
- Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения.
- Портреты писателей и поэтов
- Слоговая таблица
- Технические средства обучения (ТСО)
- Компьютер
- Проектор
- Мультимедийная доска
- Интернет – ресурсы
- http:// www.veltip.ru
- http://plotnikova.ucoz.ru/index/trenazhery/0-30
- http://krylova.ucoz.ru/index/testy_i_trenazhjory/0-17
- http://www.uchportal.ru/load/288-1-0-47671
- http://tavrobrazovanie.ru/load/nachalnye_klassy/literatura/trenazhjor_po_chteniju_1_klass/8-1-0-5257
- http://galina27.ucoz.ru/index/0-18
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата внесения корректировки | Содержание корректировки | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя руководителя по УВР |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Образовательная область - речевое развитие. Тема:«Ознакомление со звуком».
Цель: ознакомление детей с твердыми и мягкими согласными звуками.Задачи:Познакомить и закрепить знание о мягких и твердых согласных звуках; умение находить звук в начале, середине и в конце слов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"
Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...
Конспект НОД. Образовательная область "Речевое развитие". Подготовительный дошкольный и младший школьный возраст.
Конспект НОД во взаимодействию учителя-логопеда и педагога -психолога "Путешествие по временам года". Целью занятия является обобщение и закрепление представлений детей о разных цветах....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи). Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик»
Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов...