Конспект НОД. Образовательная область "Речевое развитие". Подготовительный дошкольный и младший школьный возраст.
план-конспект по логопедии
Конспект НОД во взаимодействию учителя-логопеда и педагога -психолога "Путешествие по временам года". Целью занятия является обобщение и закрепление представлений детей о разных цветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Тема: Путешествие по временам года
Цель: обобщение и закрепление представлений детей о разных цветах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнять, обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
- Обогащать словарный запас (прилагательных).
- Закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук» и «твердый звук».
- Закреплять умение составлять предложения с предлогом под, за.
- Совершенствовать умение согласовывать прилагательные зеленый, зеленая, зеленое с существительными в роде, числе, падеже.
- Закреплять навыки составления рассказа с опорой на наглядно-графический план.
- Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать психические процессы: логическое и творческое мышление, воображение, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
- Развивать способность тонко чувствовать цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Стабилизировать психические процессы, снять эмоциональное и телесное напряжение.
- Развивать диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к участию в коллективной деятельности.
- Воспитывать интерес к природе, сезонным изменениям.
- Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению.
Демонстрационный материал: демонстрационное пособие «Часы настроения»; ткани из вуали четырех цветов: белая, желтая, зеленая, оранжевая; конверт; маленькая елочка; прищепки синего, зеленого и красного цветов для звукового анализа; демонстрационный материал для интерактивной доски (картины с изображением зимы, весны, лета, осени; изображение отгадки – солнца; изображение ряда букв); наглядно-графическая схема для составления описательного рассказа об овощах и фруктах.
Раздаточный материал: натуральные овощи и фрукты (огурцы, помидоры, груши, яблоки, лимоны, мандарины).
Содержание деятельности
Этапы | Содержание | Время |
Процесс вовлечения Процесс целепо-лагания Процесс осущест- вления деятель- ности Процесс рефлексии | Дети встают вместе с логопедом и психологом в круг. Психолог: Здравствуйте, ребята. Мы рады, что вновь с вами встретились. Логопед: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Поздороваемся со всеми? (Дети здороваются). Игра «Часы настроения» Психолог: Ребята, мы предлагаем вам рассказать, какого цвета ваше сегодняшнее настроение. А помогут нам это сделать наши волшебные Часы настроения. (Дети рассказывают о своем настроении.) Ритуал приветствия – игра «Подари улыбку» Дети «передают» друг другу улыбку, условие – смотреть доброжелательно в лицо другому ребенку, тот следующему и т. д. Логопед: Ребята, послушайте стихотворение-загадку «Четыре художника»: Четверо художников - Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. На картине третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть. Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. А четвертый золотом Расписал сады… Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! Е. Трутнева Психолог: Ребята, кто же те художники? (Зима, весна, лето, осень – времена года.) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей). Какого цвета зима? (Выслушиваются ответы детей). Психолог: Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по зиме. Давайте все вместе накроемся этим белоснежным покрывалом, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: Белой тканью мы накрылись, И в зиме мы очутились. Путешествие по зиме Логопед: Ребята, что там лежит под елочкой? (Дети: «Под елочкой лежит конверт») Кому же он адресован? (Детям группы «Гнёздышко».) Откроем конверт. (Читает послание) «Здравствуйте, ребята, выполните, пожалуйста, задание, которое изображено на экране». (Задание: на доске изображен ряд букв: «Д», «З», «О», «П», «И», «П», «О», «М», «Д», «А». Затем логопед предлагает детям убрать все одинаковые буквы и прочитать получившееся слово «зима».) Звуковой анализ слова «зима» Логопед: Сколько звуков в слове «зима»? (В слове «зима» всего четыре звука). Перечислите звуки, из которых состоит слово, по порядку (З, И, М, А.) Давайте воспользуемся цветными прищепками и выложим схему слова «зима». (Дети выкладывают схему слова при помощи цветных прищепок). Звук [з,] какой? (Звук [з,] - мягкий согласный. Обозначим его зеленой прищепкой). Звук [и] какой? (Звук [и] - гласный. Обозначим его красной прищепкой). Звук [м] какой? (Звук [м] - твердый согласный. Обозначим его синей прищепкой). Звук [а] какой? (Звук [а] - гласный. Обозначим его красной прищепкой). Молодцы! Психолог: Продолжим наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года следует за зимой? (За зимой следует весна). Логопед: В какие краски природа одевается весной? (Ответы детей.) Психолог: Отправимся в путешествие по весне? Накроемся желтым покрывалом и почувствуем весеннее настроение. Ребята, произнесем волшебные слова: Желтой тканью мы накрылись, И в весне мы очутились Путешествие по весне Логопед: Послушайте загадку: «В синем небе желтый мяч, он и светел, и горяч». (Солнце) (На экране появляется изображение солнца.) Психолог: Ребята, предлагаем вам поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Веснянка» Солнышко, солнышко, (Поочередно поднимать руки вверх.) Золотое донышко! (Покачивать туловищем, сплести руки над головой.) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! (Развести пальцы в стороны – «солнышко».) Побежал в саду ручей, (Сцепить пальцы, выполнять волнообразные движения.) Прилетело сто грачей, (Руки соединить – «птичка».) И сугробы тают, тают, (Выполнять поглаживающие движения в воздухе вверх-вниз.) И цветочки вырастают! (Ладошки развести в стороны – «цветок») Психолог: А сейчас, давайте присядем на весеннюю полянку и отдохнем. (Дети садятся на ковер). Релаксация «Солнечный зайчик» (Включается аудиозапись «Мелодия души».) Психолог: От яркого весеннего солнца появились проталинки. Лучики солнца отражаются в лужицах. Пусть каждый представит, что в глазки ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щеках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь, откроем глазки, и продолжим наше путешествие. Логопед: Ребята, какое время года следует за весной? (За весной следует лето). ( На экране появляется летний пейзаж) Какого цвета лето? (Ответы детей) Хотите туда попасть? Давайте накроемся зеленым покрывалом и произнесем волшебные слова: Зеленой тканью мы накрылись И в лете очутились. Путешествие по лету Игра «Каждый знает, что зеленым бывает …» (Дети передают друг другу зеленую кляксу и называют предметы зеленого цвета.) Психолог: Ребята, напомните нам, пожалуйста, в каких временах года мы уже побывали? (Ответы детей.) Какое время года нам еще осталось посетить? (Нам осталось посетить осень) Какого цвета осень? (Выслушиваются ответы детей.) Накрываемся нашим оранжевым волшебным покрывалом и произносим волшебные слова: Оранжевой тканью мы накрылись И в осени очутились. Логопед: Ребята, есть такая пословица: Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. Почему об осени в пословице сказано, что она сытна? (Ответы детей) Психолог: Осень прислала вам гостинцы из своего осеннего сада. Логопед: Отгадайте, что у нас лежит в мешке. Игра «Узнай по описанию» (Психолог проходит с мешком вдоль ряда детей, предлагая опустить руку в мешок и определить на ощупь, какой это овощ или фрукт.) Психолог: Закройте глаза. Возьмите кусочек с тарелки и попробуйте. Дети сидят с закрытыми глазами, а педагог кладет в рот каждому ребенку дольку фрукта или овоща. Дети называют, что они съели, какое на вкус. Аналогично предлагается определить фрукт по запаху. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах по наглядно-графическому плану. Логопед: Мы попробовали дары осени. Нам пора возвращаться в детский сад, а для этого произнесем волшебные слова: В детский садик чтоб попасть, Всем сначала надо встать, Хлопнуть, топнуть и нагнуться, Тихо сесть, глаза закрыть, Обо всем на миг забыть, Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, группа и игра!» Психолог: Вот мы и вернулись в группу. Вам понравилось наше путешествие? Логопед: Что вам больше всего запомнилось? Психолог: На память о нашем разноцветном путешествии мы бы хотели подарить вам небольшие сувениры. | 2 мин. 3 мин. . 23 мин. 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на автогородке с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Включает правила по ПДД...
Сайты для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Сайты для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В данном учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности
в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...
Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...
Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...