Конспект НОД. Образовательная область "Речевое развитие". Подготовительный дошкольный и младший школьный возраст.
план-конспект по логопедии

Конспект НОД во взаимодействию учителя-логопеда и педагога -психолога "Путешествие по временам года". Целью занятия является обобщение и закрепление представлений детей о разных цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД36.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.


Тема:  Путешествие по временам года

     Цель:  обобщение и  закрепление представлений детей о разных цветах.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнять, обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
  2. Обогащать словарный запас (прилагательных).
  3. Закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук» и «твердый звук».
  4. Закреплять умение составлять предложения с предлогом под, за.
  5. Совершенствовать умение  согласовывать прилагательные  зеленый, зеленая, зеленое с существительными в роде, числе, падеже.
  6. Закреплять навыки составления рассказа с опорой на наглядно-графический план.
  7. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
  8. Развивать связную речь.

        Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать психические процессы: логическое и творческое мышление, воображение, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
  2. Развивать способность тонко чувствовать цвета.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Стабилизировать психические процессы, снять эмоциональное и телесное  напряжение.
  5. Развивать диалогическую речь.

        Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к участию в     коллективной деятельности.
  2.   Воспитывать интерес к природе, сезонным изменениям.
  3.   Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению.

     Демонстрационный материал: демонстрационное пособие «Часы настроения»; ткани из вуали четырех цветов: белая, желтая, зеленая, оранжевая; конверт; маленькая елочка; прищепки синего, зеленого и красного цветов для звукового анализа; демонстрационный материал для интерактивной доски (картины с изображением зимы, весны, лета, осени; изображение отгадки – солнца; изображение ряда букв); наглядно-графическая схема для составления описательного рассказа об овощах и фруктах.

     Раздаточный материал:  натуральные овощи и фрукты (огурцы, помидоры, груши, яблоки, лимоны, мандарины).

Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время

Процесс

вовлечения

Процесс целепо-лагания

Процесс

осущест-

вления

деятель-

ности

Процесс

рефлексии

Дети встают вместе с логопедом и психологом в круг.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Мы рады, что вновь с вами встретились.

Логопед: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Поздороваемся со всеми? (Дети здороваются).

Игра «Часы настроения»

Психолог:  Ребята, мы предлагаем вам рассказать, какого цвета ваше сегодняшнее настроение. А помогут нам это сделать наши волшебные Часы настроения.  

(Дети рассказывают о своем настроении.)

Ритуал приветствия – игра «Подари улыбку»

     Дети   «передают» друг другу улыбку, условие – смотреть доброжелательно в лицо другому ребенку, тот следующему и т. д.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение-загадку «Четыре художника»:

Четверо художников -

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвертый золотом

Расписал сады…

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

           Е. Трутнева

Психолог:   Ребята, кто же те художники? (Зима, весна, лето, осень – времена года.) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года.

Логопед:  Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей). Какого цвета зима? (Выслушиваются ответы детей).
   Игра «Покрывала феи»

Психолог: Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по зиме. Давайте все вместе накроемся этим белоснежным покрывалом, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Белой  тканью  мы накрылись,

И в зиме мы очутились. 

Путешествие по зиме

Логопед: Ребята, что там лежит под елочкой? (Дети: «Под елочкой лежит конверт») Кому же он адресован? (Детям группы «Гнёздышко».)  Откроем конверт. (Читает послание) «Здравствуйте, ребята, выполните,  пожалуйста,  задание, которое изображено на экране». (Задание: на доске изображен ряд букв: «Д», «З», «О», «П», «И», «П», «О», «М», «Д», «А». Затем логопед предлагает  детям убрать все одинаковые буквы и прочитать получившееся слово «зима».) 

Звуковой анализ слова «зима»

Логопед: Сколько звуков в слове «зима»? (В слове «зима» всего четыре звука). Перечислите звуки, из которых состоит слово, по порядку  (З, И, М, А.)

Давайте воспользуемся цветными прищепками и выложим схему слова «зима». (Дети выкладывают схему слова при помощи цветных прищепок).

Звук [з,] какой? (Звук [з,] - мягкий согласный. Обозначим его зеленой прищепкой).

Звук [и] какой? (Звук [и] - гласный. Обозначим его красной прищепкой).

Звук [м] какой? (Звук [м] - твердый согласный. Обозначим его синей прищепкой).

Звук [а] какой? (Звук [а] - гласный. Обозначим его красной прищепкой). Молодцы!

Психолог: Продолжим наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года следует за зимой? (За зимой следует весна). 

Логопед: В какие краски природа одевается весной? (Ответы детей.) 

Психолог: Отправимся в путешествие по весне? Накроемся  желтым покрывалом и почувствуем  весеннее настроение. Ребята, произнесем волшебные слова:

Желтой тканью мы накрылись,

И в весне мы очутились

Путешествие по весне

Логопед: Послушайте загадку: «В синем небе желтый мяч, он и светел, и горяч». (Солнце)

(На экране появляется изображение солнца.)

Психолог: Ребята, предлагаем вам поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»

Солнышко, солнышко,

(Поочередно поднимать руки вверх.)

Золотое донышко!

(Покачивать туловищем, сплести руки над головой.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Развести пальцы в стороны – «солнышко».)

Побежал в саду ручей,

(Сцепить пальцы, выполнять волнообразные движения.)

Прилетело сто грачей,

(Руки соединить – «птичка».)

И сугробы тают, тают,

(Выполнять поглаживающие движения в воздухе вверх-вниз.)

И цветочки вырастают!

(Ладошки развести в стороны – «цветок»)

Психолог:    А сейчас, давайте присядем на весеннюю полянку и отдохнем.

 (Дети садятся на ковер).

Релаксация «Солнечный зайчик»

(Включается аудиозапись «Мелодия души».)

Психолог:  От яркого весеннего солнца появились проталинки. Лучики солнца отражаются в лужицах. Пусть каждый представит, что в  глазки ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щеках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь, откроем глазки, и продолжим наше путешествие.

Логопед: Ребята, какое время года следует за весной? (За весной следует лето).

( На экране появляется летний пейзаж)

Какого цвета лето? (Ответы детей) Хотите туда попасть? Давайте накроемся зеленым покрывалом и произнесем волшебные слова:

Зеленой тканью мы накрылись

 И  в  лете очутились.

Путешествие по лету

Игра «Каждый знает, что зеленым бывает …»

     (Дети передают друг другу зеленую кляксу  и называют предметы зеленого цвета.)

Психолог:  Ребята, напомните нам, пожалуйста, в каких временах года мы уже побывали?  (Ответы детей.)

Какое время года нам еще осталось посетить? (Нам осталось посетить осень)

Какого цвета осень? (Выслушиваются ответы детей.)

Накрываемся нашим оранжевым волшебным покрывалом и произносим волшебные слова:

Оранжевой тканью мы накрылись

И в осени очутились.

Логопед:  Ребята, есть такая пословица: Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. Почему об осени  в пословице сказано, что она сытна? (Ответы детей)

Психолог: Осень прислала вам гостинцы из своего осеннего сада.

Логопед: Отгадайте, что у нас лежит в мешке.

Игра «Узнай по описанию»

     (Психолог проходит с мешком вдоль ряда детей, предлагая опустить руку в мешок и определить на ощупь, какой это овощ или фрукт.)

Психолог:  Закройте глаза. Возьмите кусочек с тарелки и попробуйте.

     Дети сидят с закрытыми глазами, а педагог  кладет в рот  каждому ребенку дольку фрукта или овоща.  Дети называют, что они съели, какое на вкус.

     Аналогично предлагается определить фрукт по запаху.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах по наглядно-графическому плану.

Логопед:  Мы попробовали дары осени. Нам пора возвращаться в детский сад, а для этого произнесем волшебные слова:

     В детский садик чтоб  попасть,

     Всем сначала надо встать,

     Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

     Тихо сесть, глаза закрыть,

     Обо всем на миг забыть,

     Дружно всем сказать слова:

     «Здравствуй, группа и игра!»

Психолог:   Вот мы и вернулись в группу. Вам понравилось наше путешествие?

Логопед:  Что вам больше всего запомнилось?

Психолог: На память о нашем разноцветном путешествии мы бы хотели подарить вам небольшие сувениры.

2 мин.

3 мин.

.

23 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сайты для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сайты для развития  детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего  школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...