Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Образовательная область - речевое развитие. Тема:«Ознакомление со звуком».
план-конспект по русскому языку на тему

Беляева Виктория Васильевна

 

Цель: ознакомление детей с твердыми и мягкими согласными звуками.

Задачи:

  1. Познакомить и закрепить знание о мягких и твердых согласных звуках; умение находить звук в начале, середине и в конце слова.
  2. Развивать внимание, кратковременную память, ассоциативное мышление; формировать познавательную активность.
  3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, умение выполнять коллективные и индивидуальные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_obuchenie_gramote_st._gr.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению грамоте в старшей группе

образовательная область Речевое развитие

Тема «Ознакомление со звуком»

Цель: ознакомление детей с твердыми и мягкими согласными звуками.

Задачи:

  1. Познакомить и закрепить знание о мягких и твердых согласных звуках; умение находить звук в начале, середине и в конце слова.
  2. Развивать внимание, кратковременную память, ассоциативное мышление; формировать познавательную активность.
  3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, умение выполнять коллективные и индивидуальные задания.

Словарная работа: твердый звук, мягкий звук.

Демонстрационный материал:  мяч, картинки с изображениями лимона, ложки, вишни, волка, пирамиды, пожарного, раскраски, карандаши.

Структура

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационное начало – игра «Скажи как я»

- Здравствуйте, дорогие ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! С хорошим настроением мы начинаем занятие. Сначала мы поиграем с вами в игру «Скажи как я».

Воспитатель встает в  середину круга с мячом.

- Игра заключается в том, что водящий бросает мяч кому-либо из вас, называя слово, интонационно выделяя согласный звук (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм и т.д.), а вы должны повторить слово так, как его произнес водящий, перебрасывая мяч назад.

Дети встают в круг

Основная часть

Показ картинок

Выделение голосом звуков

Индивидуальные и хоровые ответы детей

Выделение голосом звуков

Хоровое повторение

Индивидуальные и хоровые ответы детей

Индивидуальные и хоровые ответы детей

Если дети затрудняются, воспитатель помогает с ответом.

Самостоятельная  работа

Проверка правильности выполнения задания

Игра «Назови слово»

Если дети затрудняются, можно предложить

рассмотреть изображения с данными словами.

За каждое правильно подобранное слово дети получают фишку или мелкую игрушку. В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель.

- А сейчас, ребята, садитесь за столы. Посмотрите, на картинку, что на ней изображено?

- Все верно, это лимон. А какой первый звук мы слышим в слове «лимон»?

- Какой первый звук мы слышим в слове «ложка»?

- Как вы думаете, можно назвать звуки «л», «л,» братьями?

- А какой брат, по-вашему, может быть старшим, какой младшим?

- Правильно, потому что «л» - это твердый звук, «л,» - мягкий звук.

- Давайте повторим хором: твердый звук, мягкий звук.

- Иди, Денис, сними картинки с доски.

- Посмотрите на следующую картинку. Какой звук мы слышим в слове «вишня»?

- Какой звук в слове «волк»

- Какой из двух братцев старший, а какой младший?

- Молодцы! Иди, Никита, убери картинки с доски.

- Ребята, обратите внимание, что нарисовано на картинке. Скажите это слово так, чтобы четко был слышен первый звук.

- Итак, какой звук мы слышим в начале слова «пирамидка»?

- Ребята, посмотрите на другую картинку, что на ней изображено? Скажите, четко выделяя голосом первый звук.

- Какой звук мы слышим в начале слова «пожарный»?

- Скажите, какой звук будет старшим братцем, а какой младшим?

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали.

Вот так, вот так дружно дерево качали.

А потом они ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так  они из речки воду пили.

А потом они плясали, руки выше поднимали.

Вот так, вот так руки выше поднимали.

- Ребята, на ваших столах раскраска, на которой изображены медвежонок, котенок, козленок.

Раскрасьте  те изображения, которые начинаются на один звук.

- Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на звук «п».

- Молодцы! А теперь назовите слова, в которых звук «п» находится в середине.

- Верно! А сейчас назовите слова, в которых звук «п» находится в конце.

- Лимон

- Звук «л,».

- Звук «л».

- Да, можно.

- Звук «л» - старший брат, а «л,» - младший.

- Твердый звук

- Мягкий звук

- Звук «в,».

- Звук «в».

- Звук «в» - старший братец, а звук «в,» - младший.

- Пирамидка.

- Звук «п,».

- Пожарный.

- Звук «п».

- Звук «п» - старший братец, а звук «п,» - младший.

Руки на поясе, повороты головой вправо-влево

Руки вверх, в стороны, качать туловищем вправо-влево

Руки на поясе, наклоны туловищем вперед

Руки вверх, поскоки

Дети раскрашивают рисунки с изображением котенка и козленка.

- Пароход

- Пудель

- Подушка и т.п.

- Шапка

- Сапоги и т.п.

- Клоп

- Укроп и т.п.

Заключительная часть

Рефлексия

- О чем мы говорили?

- Чем сегодня мы занимались?

- Что нового вы узнали?

- Понравилось ли вам занятие? Что было легким, а что давалось с трудом?

- О мягких и твердых звуках

- Называли звуки

- Узнали, что такое мягкий звук, твердый звук.

- Понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.

quot;Анализ слов из пяти звуков"обучение детей звуковому анализу слов....