Рабочая программа для дошкольных групп по обучению грамоте
рабочая программа на тему
Рабочая программа для дошкольников по обучению грамоте. Н.С. Жукова "Букварь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukova_bukvar.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по обучению грамоте детей дошкольного возраста для гимназии по учебному пособию «Букварь» Жуковой О.С.
Разработано учителем высшей категории Обуховой Г.П..
Пояснительная записка
Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. Требования к уровню подготовки детей к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки
Тема урока | Количество часов | |
1. | Знакомство с учебником. Речь письменная и устная | 1 |
2. | Звуки речи. | 1 |
3. | Слова, слоги. | 1 |
4. | Гласный звук [а]; буквы А, а | 1 |
5. | Гласный звук [у]; буквы У, у | 1 |
6. | Гласный звук [о], буквы О, о | 1 |
7. | Гласные и согласные звуки. | 1 |
8. | Согласные звуки [м], [м]; буквы М | 2 |
9. | Деление слов на слоги, определение слогов в словах. | 1 |
10. | Учимся соединять буквы. Чтение слогов. | 1 |
11. | Согласные звуки [с], [с];буквы С, с. Учить называть слова с заданным слогом. | 1 |
12. | Закрепление букв А. О, У, М, С. | 1 |
13. | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | 1 |
14. | Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама. | 1 |
15. | Согласные звуки [х], [х]; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. | 2 |
16. | Согласные звуки [р], [р]; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами | 2 |
17. | Согласный звук [ш], всегда твёрдый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трёх слов. | 2 |
18. | Гласный звук [ы]; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слова МИШКА, МЫШКА. | 1 |
19. | Согласные звуки [л], [л]; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 1 |
20. | Согласные звуки [н], [н]; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 2 |
21. | Согласные звуки [к], [к]; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | 2 |
22. | Согласные звуки [т], [т]; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | 1 |
23. | Гласный звук [и]; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И | 1 |
24. | Согласные звуки [п][п]; буквы П, п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста. | 2 |
25. | Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з]; буквы З, з. | 2 |
26. | Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный). | 1 |
27. | Согласный звук [й]; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. | 1 |
28. | Согласные звуки [г], [г]; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 2 |
29. | Согласные звуки [в], [в]; буквы В, в. Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного. | 2 |
30. | Согласные звуки [д], [д]; буквы Д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. | 2 |
31. | Согласные звуки [б], [б] ; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв Б-П. | 2 |
32. | Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Познакомить с правилом написания - ЖИ. | 2 |
33. | Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е . Пересказ прочитанного текста. | 2 |
34. | Буква ь. Буква ь- показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова определенной структуры. | 2 |
35. | Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста. | 2 |
36. | Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю : ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ . | 2 |
37. | Буквы Е, е. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е. Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложение с заданным количеством слов. | 2 |
38. | Мягкий согласный звук [Ч] ;буквы Ч , ч . Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове. | 1 |
39. | Гласный звук [э] ;буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в,на,за и др.) | 1 |
40. | Согласный звук [Ц]; буквы Ц, ц. | 1 |
41. | Согласные звук [Ф];буквы Ф, ф. | 1 |
42. | Согласный звук [щ] ;буквы Щ, щ. | 1 |
43. | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. | 1 |
44. | Алфавит. | 1 |
45. | Повторение и закрепление пройденного | 1 |
46. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 |
ИТОГО | 64 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте...
Рабочая программа для 1 класса по обучению грамоте (УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа для 1 класса по обучению грамоте Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков .УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте в 1 классе по системе Л. В. Занкова
Рабочая программа предназначена для обучения грамоте, развитию речи и литературному чтению на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературного чтения выделено 2 ча...
Рабочие программы для 1 класса по обучению грамоте и русскому языку "Перспектива"
Рабочие программы для 1 класса "Перспектива"...
Рабочая программа 1 класс ПНШ по обучению грамоте
Рабочая программа 1 класс ПНШ по обучению грамоте...
Рабочая программа 1 класс "Планета знаний" - ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по букварю и прописям.
В рабочей программе календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа для дошкольных групп по математике
Рабочая программа для подготовительных групп по математике К.В. Шевелёва...