Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_chtenie.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ ГУОН Челябинской области от 01.07.2004г№02-678 «Об утверждении областного базисного плана для общеобразовательных учреждений Челябинской области».
- Методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009. №103 (3431).
- Учебный план МОУ «Новомирская СОШ» на 2010/2011.
Цели: продолжить обучению детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности; пробуждать интерес у детей к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, развивать образное мышление учащихся, творческое и воссоздающее воображение;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, обогащать чувственной опыт ребенка его реальные представления об окружающем мире и природе;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Программа чётко ориентирована на формирование навыка чтения целыми словами вслух и постепенного введения чтения про себя.
Обоснование выбора учебно-методических комплексов для реализации Рабочей программы.
Выбор учебников для начального образования взят в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010 – 2011 год. В этих пособиях учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. В учебнике классические и современные произведения разных жанров помогут привить интерес и любовь к художественной книге, расширить кругозор, развивать самостоятельное творческое мышление. Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам, дидактические материалы, книги для учащихся, сборники.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом.
Количество часов по программе 136 (4 раза в неделю). Неотъемлемой частью литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится 1 раз в неделю.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
При реализации НРК используются пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области и другие издания, включающий краеведческий материал. Учебный материал знакомит учащихся начальных классов Челябинской области с особенностями неповторимой уральской природы. Региональные учебные пособия используются на уроках с федеральными учебниками начальной школы. Количество часов регионального компонента: 14 часов. Пособия, используемые на уроках литературного чтения: Хрестоматия по литературе родного края (1-4 кл.) Горская А.Б., Капитонова Н.А., Челябинск. Взгляд, 2006г.
Межпредметные связи, преемственность.
Литературное чтение тесно связано с предметом «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» (информатика).
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснования их использования.
В ходе освоения содержания начального образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт. Используются следующие формы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная. Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, частично-поисковый. Технологии: игровые, технология уровней дифференциации, информационные, личностно-ориентированное развивающее обучение, система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная.
Учебно – методический комплекс по литературному чтению
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Программа: «Школа России» 1ч «Просвещение» - 2007г., 1 ч. Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь (1-2) 2 класс, 2008-2009г. | С.В. Кутявина и др. поурочные планы по литературному чтению 2 класс М. «Вако» -2006г. |
1 класс обучение граммоте
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Литературное чтение
Требования к обучающимся в первом классе.
- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения 25 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
- понимать содержание прочитанного;
- уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
- находить заглавие текста, называть автора произведения;
- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
- помнить имена 3-4 авторов и названий их произведений;
- знать наизусть не менее 5 стихотворений.
Литературное чтение 2 класс
Требования к обучающимся во втором классе.
- сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами;
- темп чтения незнакомого текста 45-50 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка);
- пересказ небольшого по объему текста с опорой на картинный план или вопросы;
- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ ГУОН Челябинской области от 01.07.2004г№02-678 «Об утверждении областного базисного плана для общеобразовательных учреждений Челябинской области».
- Методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009. №103 (3431).
- Учебный план МОУ «Новомирская СОШ» на 2010/2011.
Цели: совершенствование навыков чтения и грамотного письма, развитие звуковой культуры, расширение лингвистических представлений.
Задачи:
-оптимально организовать изучение программного материала;
- сохранить интерес у учащихся к предмету;
- обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по русскому языку;
- формировать творческое воображение.
Обоснование выбора учебно-методических комплексов для реализации Рабочей программы.
Выбор учебников для начального образования взят в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010 – 2011 год. В этих пособиях учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Большое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения и грамотного письма. Задания, включенные в учебник и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление учащихся, расширяют их лингвистические представления, формируют творческое воображение. Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам, дидактические материалы, книги для учащихся, сборники.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом.
Количество часов по программе 207 (9 раза в неделю). Подготовительный период 36ч., букварный (основной) период 144ч., послебукварный период 27 ч. Неотъемлемой частью обучения грамоте является внеклассное чтение, которое проводится 1 раз в неделю.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
При реализации НРК используются пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области и другие издания, включающий краеведческий материал. Учебный материал знакомит учащихся начальных классов Челябинской области с особенностями неповторимой уральской природы. Региональные учебные пособия используются на уроках с федеральными учебниками начальной школы. Количество часов регионального компонента: 21 час. Пособия, используемые на уроках литературного чтения: Хрестоматия по литературе родного края (1-4 кл.) Горская А.Б., Капитонова Н.А., Челябинск. Взгляд, 2006г.
Межпредметные связи, преемственность.
Обучение грамоте тесно связано с предметом «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» (информатика), «Математика».
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснования их использования.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.
В ходе освоения содержания начального образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт. Используются следующие формы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная. Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, частично-поисковый. Технологии: игровые, технология уровней дифференциации, информационные, личностно-ориентированное развивающее обучение, система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс
Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общ...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению УМК "Перспектива"
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013 уч.год...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...
пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1 класс
пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России"...
пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 2 класс
пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"...
пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 4 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...