Методическая разработка
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
№ 11 Звук Р
- Припоминание слов на «Р»: а) в начале слова; б) в середине; в) в конце.
- Слова: рупор, температура, оркестр, размер, тротуар, барометр, трактор, разговор, квартира, храбрый, фарфор, раствор, термометр, конструктор, скороговорка, маршрут, аэродром, литература.
- Составление предложений со словами (см. выше), проговаривание их.
- Счет 1-10 – трактор, скороговорка, конструктор, оркестр, квартира.
- Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы. Он, Она, Они): Проговаривать скороговорки. Конструировать трактор. Маршировать по дороге с оркестром.
- Заучивание скороговорки:
Проворонила ворона воронёнка.
№ 12 Звук Р
- Отгадай слово: .ысь, забо., .ыба, .ак, .уки, ша., .обот, па., .адио, .адуга, .ыбак, ша.ы, теат., масте., .акета, ка.тон, .убашка, со.няк, со.т. .адость, па.к.
- Словосочетания: трудный урок, огромный город, другая сторона, рой комаров, громадный пароход, мокрая трава, острый топор, черная смородина, крутая гора, сорная трава, старое перо, горная тропинка, серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, кружевной узор, морская рыба, ровная дорога, дровяной сарай, царский трон, ровный пробор, пёстрая рубашка, старший брат, черный грач, упругая пружина, открытая фрамуга, срочный груз, барабанная дробь, верный друг, старая дружба, круглое ядро.
- Счет 1-10 – морская рыба, дровяной сарай, верный друг.
№ 13 Звук Р
Перескажи текст.
Ворона и рак.
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.
Хитрый рак хвалит родителей вороны: « Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!» - «У-гу!», - второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их.» - «А-га!» - радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро. (Л. Толстой)
№ 14 Звук Р
Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра!
И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ.
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот разобьёт весь хоровод.
Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:
Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,
Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,
Торт, народ, дорога, друг…
Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».
Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок – красный маленький флажок.
№ 15 Звук Р
Русские народные скороговорки.
Пошёл спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Поменяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
На воротах сорока, на заборе ворона.
На дороге воробей клюёт конопель.
На дворе трава, на траве дрова:
Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Шли три Назара, встали у базара да заговорили
Про Прокопа, про Прокопиху и
Про маленьких Прокопиных Прокопенят.
№ 16 Звук Р
Русские народные скороговорки:
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора.
Не вместит двор дров. Выходи дроворуб Дрон.
Надо дрова выдворить, на дровяной двор выдворить.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры.
До поры остры топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола лес топором рубили,
Лес в дровишки превратили.
Пришел Прокоп – кипит, ушёл Прокоп – кипит укроп,
И при Прокопе – кипит укроп, и без Прокопа – кипит укроп.
№ 17 Звук Р
Скороговорки:
Бились лбами у забора два быка,
Прободали в шумном споре все бока.
Без разбора били – лбы себе разбили.
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры – там на грядках помидоры.
Сорока-белобока садится на забор,
Сорока-белобока заводит разговор.
Шёл баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Ищу себе смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без ропота.
Привёз Дрон во двор дров гору.
№ 18 Звук Р
Учим: Базар.
Повар Макар
Ходил на базар.
Торговец Захар
Продавал самовар.
Торговала Федора
Продавала помидоры.
Огурцы и картошку
Горошек и морковку.
Приготовит на обед
Варвара винегрет.
№ 2 Звук РЬ
- Слова: январь, сухарь, фонарь, дикарь, янтарь, календарь, словарь, пескарь, глухарь, пахарь, пекарь, писарь, токарь, слесарь, снегирь, богатырь, теперь, поверь, корь, Тверь, Игорь, Сибирь, якорь, горько, зорька, серьги.
- Счет 1-10 – богатырь, снегирь, глухарь.
- Шутка «Снегири»:
Снегири-снегирики на дворике у двери.
Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад, то от них услышал:
– Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша.
- Выбрать слова на звук «РЬ» из шутки.
- Родственные слова: снегирь - …. ; глухарь - … .
№ 3 Звук РЬ
- Слова: три, тринадцать, тряпка, трюм, тридцать, трибуна, треска, ястреб, стрела, стрелять, стремя, дрессировать, иллюстрировать, матрешка, дряхлый, дремать, Андрюша, Андрей, крем, кресло, крик, крепкий, крякать, электричество, греть, грелка, гречка, грядка, грязь, гриб, грива, гребень, погремушка.
- Счет 1-10 – матрешка, гриб, гребень, погремушка.
- Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Тараторить скороговорки. Дрессировать зверей в цирке. Дремать в кресле январским вечером.
- Заучивание скороговорки:
Как большой сидит Андрюшка на ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка – погремушка с бубенцом.
5. Выделение и проговаривание слов со звуком «РЬ» из скороговорки.
№ 5 Звук РЬ
- Словосочетание: горькая редька, вареный рис, речная переправа, деревянная рейка, пареная репа, кудрявый парень, утренняя зарядка, редкое решето, нарядные ребята, средний ряд, беспорядок в передней, резной терем, рюкзак туриста, жареные грибы, кривое дерево, неприступная крепость, приветственная речь.
- Счет 1-10 – резной терем, рюкзак туриста.
- Стихотворение Есенина «Береза», беседа по содержанию. Выделение слов со звуком «РЬ»: береза, принакрылась, серебром, горят, заря. Подбор предметов к признаку и проговаривание словосочетаний: серебряный … , серебристый … , серебряная … , серебристая … .
- Родственные слова: береза – березонька, березовый, березовик, подберезовик, березняк.
№ 6 Звук РЬ
Предложения:
Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. Ребята бегут по бревну. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Римма и Игорь рисуют березы. Арина приводит комнату в порядок. Моряк уходит в рейс. Отряд перешел речку по бревну. Боря нарезал редис. Утренняя зарядка сберегает здоровье. На берегу реки деревянная пристань. Порядок бережет время. В ведре варятся подберезовики. С лодырем поведешься – горя наберешься. Во дворе ребята играют в прятки. Марина грибы мариновала. Сережа смотрел книгу о богатырях. Соврешь – не помрешь, а вперед не поверят. Буренка ест репу и брюкву.
№ 9 Звук РЬ
Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки.
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки, под столом ремень и брюки.
На полу – рубаха, Николай – неряха.
Машет варежкой зима – чудо совершается:
Все деревья и дома в шубы наряжаются.
Где была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что видала при дворе?
Видала киску на ковре…
№ 11 Звук РЬ
Птица-синица куда-то стремится, несет телеграмму она.
А в телеграмме маме и папе: «Встречайте сыночка-слона.
Приеду к вам в среду, приеду с рассветом.
Приеду к вам в гости с невестою Светой!»
Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли.
Но однажды буква «А» в гости к рыбкам приплыла.
И сейчас же у реки появились рыбаки.
Рыбкам сразу стало ясно: с буквой «А» дружить опасно.
У реки росла рябина, а в реке росла рябила.
Посредине – глубина, там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь, называется пескарь!
№12 Звук РЬ
Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко, что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж, - если снимок не пришлёшь».
Уже большой Сережа, ему четвертый год,
А мыться сам не может, все время нянек ждет.
Котёнок удивляется:– Какой позор и срам!
Недавно я родился, а умываюсь сам!
Прошу вас, не надо съезжать по перилам:
Вы можете в зубы попасть к крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
№ 13 Звук РЬ
- Выучить, назвать родственные слова:
Грибная пора наступила в лесу. Вылет был и перелет,
Грибы я в корзинке из леса несу. А потом уже прилет.
Вот гриб-боровик, вот другие грибочки Прилетел мой самолет
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке. Сел на севере на лед.
- Разделить текст на предложения, выделить их интонацией:
В реке рыбы, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках дочурки нарядная кукла, на столе лежат очки, коньки готовят к зиме, тетрадки всегда содержатся в порядке.
№ 14 Звук РЬ
Русские народные скороговорки.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Березка коренистинькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершине – высококудреватенькая.
Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича,
Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по три тетерева.
№ 7 Звуки Р-РЬ
- Слова-паронимы: рад – ряд, ров – рёв, рысь – рис, пар – парь, брак – бряк, удар – ударь, горка – горько, зорко – зорька, жар – жарь, хор – хорь, круг – крюк.
- Образование прилагательных с ласкательным значением: серый – серенький, старый – старенький, добрый – добренький, хмурый – хмуренький, бурый – буренький.
- Счет 1-10 – дирижер, портрет, репродуктор, режиссер, оранжерея, радиоприёмник, регулировщик, стерилизатор.
- Спряжение в настоящ. вр. (Я. Ты. Мы, Вы. Он. Она, Они): Ремонтировать радиоприёмник. Репетировать на сцене театра. Дирижировать оркестром.
№ 15 Звуки Р, РЬ
Тексты для пересказывания.
Река. У нас в городе протекает река Волга. Наша река широка и красива. По реке ходят пароходы. Они перевозят грузы и разные товары. На берегу реки пристань. К нашей пристани пристают пароходы из других городов.
Гроза. Стоит жаркая погода. Ребята идут за грибами в руках у них корзинки. Под березами много грибов. Ребята собирают грибы в корзины. Надвигается черная туча. Гремит гром. Скоро пойдет дождь. Надо торопиться домой. Дети бегут по дороге друг за другом. Скоро и дом. Мама встречает детей у порога. Дождь проходит. На небо выходит красивая разноцветная радуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...