Преемственность в работе детского сада и школы
статья на тему
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования. В настоящее время в качестве основополагающего рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_detskogo_sada_i_shkoly.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе детского сада и школы.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования. В настоящее время в качестве основополагающего рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями является одним из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе, и, наоборот, учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника. Такое понимание преемственности позволяет реализовывать непрерывность в развитии и образовании детей.
Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), так и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). Реализации преемственности способствует существующая система образования, реализация требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения ребенка, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
-Состояние здоровья и физическое развитие детей;
-Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
-Умственные и нравственные способности учащихся;
-Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
-Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе.
Именно поэтому МКОУ «Кизлярская гимназия № 1», реализуя преемственность образовательно-воспитательного процесса, на протяжении многих лет тесно взаимодействует с дошкольными образовательными учреждениями города. Осуществляя совместную методическую работу по оптимизации процесса подготовки ребенка к школьному обучению, в гимназии ежегодно в конце ноября месяца проводятся методические семинары . Тематика семинаров интересна и разнообразна. Их участники - учителя начальных классов и воспитатели детских садов.
Нынешний учебный год не стал исключением. Семинар проводился по теме « Сохранение преемственности между начальной школой и детским садом как одно из условий реализации требований нового образовательного стандарта». Открыла семинар директор МКОУ КГ № 1 Боровикова Н.А. Гостями семинара были заместитель начальника МКУ УО Маджидова Г.И. и методист по дошкольному воспитанию Заикина Е.В.. Участникам был предложен доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе Клюс Н.В. и уроки математики, обучения грамоте и окружающего мира , которые дали учителя первых классов Бакеренко О.С., Колодяжная Л.В. и Крайнев В.А. Воспитатели детских садов воочию увидели успехи и достижения своих выпускников.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В нашей школе воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.
Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие. Поэтому в гимназии проводится лекторий для родителей будущих первоклассников. Проблемы рассматриваются самые разные:
- Готов ли ваш ребенок к школе;
- Портрет будущего первоклассника;
- Роль общения с ребенком в развитии его личности;
- Искусство выслушать ребенка и т.д.
Ежегодно с марта по май месяц в гимназии работает «Школа будущего первоклассника», где учителя занимаются с дошкольниками по математике, окружающему миру, подготовке к письму и развитию речи детей.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении данной проблемы. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка. Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. Поэтому, необходимо повышать компетентность педагогов и воспитателей в вопросах организации процесса преемственности.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач
Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...
Преемственность в работе детского сада и школы
Занятие по экологии....
Преемственность в работе детского сада и школы
Презентация по экологическому занятию....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...
Преемственность в работе детского сада и школы
Выступление на педсовете "Преемственность в работе детского сада и школы". Подведение итогов работы учителя начальной школы с будущими первоклассниками....
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...