Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению
материал на тему
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждений. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
1. методическая работа;
2. работа с детьми;
3. работа с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Как вы думаете?
Кто из участников непрерывного пространства вовлечен в схему взаимодействия? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаемся мы и наши коллеги – педагоги детского сада?
В чем достоинства этих традиций?
Формы преемственных связей ,,,,,,,,,,,,,,,,,
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1.Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2.Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3.Умственные и нравственные способности учащихся.
4.Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5.Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Наша школа многие годы сотрудничает с МАДОУ № 35, в стороне не остается и МАДОУ № 23….Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
- методическая работа;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наши детские сады – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
А также занятия по подготовке к школе в детском саду со специалистами (слайды)
Упражнения на развитие логики, мелкой моторики «Корова посмотрела в другую сторону», «Переложить 4 палочки и «елочку» превратить в цветок», работа по различению звуков
Не надо забывать о том, что ведущая деятельность дошкольного периода - это игровая деятельность и все занятия носят игровой характер
В детском саду большое значение имеет совместная работа педагога-психолога и учителя- логопеда
Также надо сказать, что в школе каждый год набирают группы для подготовки к школе «Школа развития», где дети посещают занятия, цель которых получить психологическую подготовку детей к школе для успешной адаптации.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
В апреле- и до июня психолог нашей школы проводила диагностику готовности к школе детей , которые посещали «Школу развития » и дети которые должны были прийти учится к нам в школу и мы видим результаты данного обследования
60% и 23% -высокий уровень и средний уровень соответственно говорят о том, что дети к нам приходят из близлежащих детских садов готовыми учится в школе
9 человек не пришли к нам в школу и мы видим какова диаграмма
Но надо сказать, что есть дети, которые не готовы к школе по разным причинам: ЗПР, педагогическая запущенность, что имеет место быть и нам надо с ними выстраивать работу.
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
- Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогают нашим родителям определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
- Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в “элитную” школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов. (искусственно созданная проблема)
Упущенное время “работает” против ребенка, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество педагогов нашего микрорайона детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, помогает нам исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Эти и некоторые другие проблемы решаем мы с вами же много лет и у нас неплохо получалось в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение этапов работы:
Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
Проведение заседаний , с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
одним из которых является:
Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
В сентябре-октябре проходит процесс адаптации детей в школе, перед вами диаграмма, которая показывает, что процент высокой успешной адаптации имееют 49 %, средняя адаптация- 45%, 6% дезадаптация.
Для дезадаптированных детей проводятся коррекционные занятия педагогом-психологом школы.
У детей средней адаптации как правило трудности исчезают к концу первого полугодия.
Для успешной адаптации помогает работа по внеурочной деятельности: это кружки, внеклассные мероприятия, посещения театров, музеев, экскурсий…
Цель нашей работы
Успешный ученик, которого наша задача научить учиться
Я успешный – значит
я открытый миру
принципиальный
думающий
знающий
тот кто учится на собственных ошибках
заботящийся
любознательный
Чтобы стать успешным, я должен научиться занимать определенную позицию
А это и есть ожидаемый результат – наш выпускник.
Мониторинг ученика начальной школы
На протяжении 4 лет учитель и ученик проводят мониторинг своей деятельности и фиксируют достижения и результаты
Портфолио - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ? Кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в схему взаимодействия? - Администрация образовательных учреждений; - воспитатели и учителя; - родители подготовительной к школе группы; - родители первоклассников - бывших воспитанников детского сада; - специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы; - психологические службы дошкольного учреждения и школы; - медицинские кадры.
Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаемся мы и наши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?
Формы преемственных связей Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Экскурсии дошкольников в школу Проведение «Дней выпускников» Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов .
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития , сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность ДОУ ШКОЛА
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности . Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием Преемственность работы ДОУ и школы Ребенок Родители Педагоги: Воспитатель Учитель Психолог Методическая работа Работа с детьми Работа с родителями
Работа с детьми Экскурсии в школу(посещение школьной библиотеки , столовой, спортивного и актового зала, беседы с детьми, учителями) Занятия по подготовке детей к школе, которые проходят и в детском саду со специалистами (учитель-логопед, музыкальный работник, педагог-психолог)
«Корова» смотрит в другую сторону
Переложить 4 палочки и «елочку» превратить в «цветок»
Детям нравится играть со звуками
Ведущая деятельность дошкольного периода
Групповые занятия по подготовке к школе
ШКОЛА РАЗВИТИЯ Цель данных занятий : Адаптация к школе Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка Развитие его положительного самоощущения.
Готовность детей к школе апрель – июнь 2016 года (9 человек не пришли в нашу школу)
Готовность детей к школе апрель – июнь 2016 года (дети , которые остались учиться )
Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы: Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения; Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению; Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях. Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Методическая работа Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; Проведение семинаров, конференций с участием специалистов детского сада и школы
Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Процесс адаптации детей в школе сентябрь-октябрь 2016 год
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы шахматы, изучение английского языка, участие в различных акциях и конкурсах , посещение музеев, театров
Цель нашей работы: успешный ученик, которого наша задача научить учиться
Моя позиция
Портрет выпускника детского сада «Выпускник» должен научиться: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть любознательным, активным и заинтересованным; владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Мониторинг ученика начальной школы - учитель - ученик
Что такое портфолио? Портфолио - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.
Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач
Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...
Преемственность в работе детского сада и школы
Занятие по экологии....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».
Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в перву...
Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению
В статье отражен опыт работы учителя начальных классов Е.Н.Потаповой по преемственности в обучении на уровнях дошкольного и начального общего образования...