Преемственность в работе детского сада и школы
опыты и эксперименты на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Выступление на педсовете "Преемственность в работе детского сада и школы". Подведение итогов работы учителя начальной школы с будущими первоклассниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики  «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Преемственность в 2016/2017 учебном году начала свою работу с 1 сентября 2016 года.

В этот период проведена большая работа:

  1. Составлен, согласован и утвержден план по реализации преемственности в работе детского сада и школы.

Работа проводится согласно составленному плану.

  1. Создан план работы  «Школы будущего первоклассника»  на 2016/2017 учебный год.

Цель: ознакомление с контингентом будущих первоклассников, изучение индивидуальных особенностей детей, выявление уровня психологической готовности детей к  школьному обучению, формирование уровня развития познавательной деятельности и благоприятного отношения к школе, оказание помощи в подготовке к обучению.

Школу будущего первоклассника в период с 05 ноября 2016 года по 31 марта 2017 года посещало 26 детей дошкольного возраста один раз неделю. Еженедельно по пятницам для детей было организовано 2 занятия продолжительность 30 минут в рамках реализации Программы Школы будущих первоклассников, направленной на знакомство ребенка со школьным пространством,  с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения на урока и вне урока.

Программа работы включала в себя 19 занятий. Детям, обучающимся в ШБП, предлагались следующие учебно-развивающие занятия:

— развитие речи и подготовка к обучению грамоте;
— подготовка руки к письму;
— математика и логика;
— ознакомление с окружающим миром;

— творчество
— музыкальное занятие

— физическая культура;

  •  английский язык.

Занятия в школе будущего первоклассника построены с учетом возрастных особенностей детей  и направлены на развитие учащихся. Материал занятий не совпадает с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе. Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы. Используются разнообразные виды деятельности, чтобы удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

Наблюдения за будущими первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация  проходит по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптировалась в течение первых двух-трех недель обучения. Это проявляется в том, что ребенок находится в привычном  коллективе (дети из одних садиков № 354, № 204). Здесь главная задача учителя - подружиться с каждым ребенком, заинтересовать его и показать положительные моменты школьной жизни. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни (дети из других детских садов, дети, не посещающие детские садики), но на занятиях они встречаются с друзьями по двору, знакомятся, принимая участие в одном задании. И только у одной девочки ещё дезадаптация по состоянию здоровья.

Общий уровень готовности детей к школе – удовлетворительный. Хорошо подготовленные дети составляет 10 человек – 40%, слабо подготовленные дети  6 человек – 23%. 

На последнем занятии учащимся ШБП будут вручены пригласительные в нашу школу. 

Посетив занятия ШБП дети на должном уровне адаптировались к школе. Они научились взаимодействовать с учителями и будущими одноклассниками. Дети умеют договариваться, обмениваться мнениями, умеют высказывать свою точку зрения. Умеют себя вести на уроке, во время физминуток, на переменах. Они ориентируются в помещении школы, могут найти класс, в котором занимаются, спортивный зал, туалет.

Таким образом, во время работы Школы будущего первоклассника, произошло не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

3. Составлен проект подпрограммы «Дорога в школу»

Проект подпрограммы был представлен на педагогическом совете 30.11.2016 года. За этот период изучены документы нормативно правовой базы, составлены планы по преемственности и работы ШБП, изучен контингент будущих первоклассников, составлены обменные списки. Итак, I организационный этан подпрограммы выполнен.

II этап реализационный в действии:

- познакомили  детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться.

- проведены совместные праздники и развлечения: праздник «1 сентября – День Знаний», праздник Книги «О чём говорят книги», День 8 Марта, запланированы - конкурс военной песни, интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам»         (игра запланирована с подшефным детским садом № 354 на 31.03 в 10.00, но на игру приглашены дети и родители из других детских садов и находящиеся дома), «Последний звонок»

- проведены совместные занятия с участием учителей Якобчук Л.В., Остапенко Е.О., и воспитателей Бобырь Виктория Владимировна, Зарудная Наталья Анатольевна.

- занятия в ШБП проводили учителя Якобчук Л.В., Мазепа О.С., Остапенко Е.О., Сапронова Т.В.

- составлены и проведены Лектории, Презентации, Фильмы для родителей: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе. «Воспитание ответственности у детей», «Режим будущего первоклассника» и т.д. (в лектории принимали участие Дудник Е.М., Андрианова И.Ф.,  Сташок Л.А., Юнякина Т.И., Якобчук Л.В., Остапенко Е.О.).

Из III, рефлексирующего, этапа можем провести мониторинг успешности реализации проекта только за два года 2015/2016 учебный год и 2016/2017 учебный год. (Анализ количества выпускников ДОУ №354 и приём учащихся в МОУ № 57)

4. Проведены родительские собрания:  ознакомительное в МДОУ № 354, организационное в МОУ № 57 (ознакомили с работой школы: её перспективами, наработками, традициями; представлена презентация работы учителя Якобчук Л.В., ознакомление родителей с работой ШБП). Для родителей изготовлены памятки и  информационные буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Преемственность в работе детского сада и школы

Презентация по экологическому занятию....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

Преемственность в работе детского сада и школы

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время н...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...