Преемственность в работе детского сада и школы
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г.Липецка
Выступление зам. директора по УР Мелиховой Л.Р.
на семинаре по преемственности с ДОУ №19.
Преемственность работы детского сада и школы с учетом ФГТ и ФГОС.
2015 год
Преемственность в работе детского сада и школы
с учётом ФГТ и ФГОС
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- совместная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность
- развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
- формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
- формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
- Физически - развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
3) Следующее: цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
5) Сравним структуры программ. В программе дошкольных учреждений определено 5 пунктов, в программе начальной школы – 11. Рассмотрим точки соприкосновения двух программ.
ФГОС | ФГТ |
Пояснительная записка | Пояснительная записка |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
Программы учебных предметов: «Русский язык» «Литературное чтение» «Математика» «Окружающий мир» «Изобразительное искусство» «Музыка» «Технология» «Физическая культура» И «Иностранный язык» | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка» |
Программа коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) |
Учебный план План внеурочной деятельности | Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
Хотелось бы обратить Ваше внимание на три области, которые требуют особого пояснения.
"Социализация" - содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
"Познание" - содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Коммуникация" - содержание образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
6) В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий (по таблице).
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса |
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства | - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми - положительно относится к школе |
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека - умеет уважать достоинство других | -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей - умеет уважительно относиться к чужому мнению - умеет понимать чувства других людей и сопереживать им |
- умеет беречь свои вещи | - умеет бережно относиться к материальным ценностям -уважает и принимает ценности семьи и общества - Любит свою Родину и свой край |
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре - в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров | - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции |
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила - может поддержать разговор на интересную для него тему | -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила - может поддержать разговор на интересную тему |
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку и себе и своим действиям | -умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку себе и своим поступкам |
- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах | -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям |
Из данной таблицы видно, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
7) Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ.
Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие интеграция - это процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.
Таким образом, следует, что к 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, мы можем проследить чёткую преемственную связь.
Если разбить планируемые результаты на группы, мы сможем выделить личностные, метапредметные и предметные результаты.
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ) | Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС) |
Личностные результаты |
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. |
Мета предметные результаты |
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты) - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные результаты) - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) | освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. |
Предметные результаты |
сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. |
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе
В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность развитие физических качеств - укрепление физического здоровья формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание Физически - развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками .
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Любознательный, активный эмоционально отзывчивый овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками способный управлять своим поведением способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу овладевший необходимыми умениями и навыками
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач
Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...
Преемственность в работе детского сада и школы
Занятие по экологии....
Преемственность в работе детского сада и школы
Презентация по экологическому занятию....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...
Преемственность в работе детского сада и школы
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время н...
Преемственность в работе детского сада и школы
Выступление на педсовете "Преемственность в работе детского сада и школы". Подведение итогов работы учителя начальной школы с будущими первоклассниками....
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...