Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему

Цыбульская Лариса Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Карпова Е.В./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ Гусинской СОШ

___________/Зарецкая С.Г./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ Гусинской СОШ

___________/Егорова С.Ф./

Приказ                 №

От «__»  _________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по окружающему миру в 3 «А» классе

        Цыбульской Л.И. – учителя начальных классов

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

 

        Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373),
  • Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»,  
  • авторской программы  Н.Ф. Виноградовой ,
  • БУПа МБОУ Гусинской  СОШ на 2013-2014 учебный год
  • учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой. Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)

              Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), в том числе на проведение    

                    практических занятий – 2,

                    Экскурсий – 2.

Цели изучения окружающего мира:

• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

• освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

• воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

• формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • Дальнейшее общее развитие личности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта
  • Оживить знания школьника и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления;
  • Создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства
  • Формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты;
  • Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностей окружающего мира ребёнка и методах его познания;
  • Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного повидения в быту и обществе.

 

3  класс (68 ч)

Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства йоды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы (1ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий, исторический музеи школы.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Календарно-тематическое планирование уроков ОКМ

для 3 класса (68 часов)

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Земля наш общий дом

1

Введение

Где и когда ты живешь?

2

Земля - наш общий дом. Солнечная система

3

Земля - планета Солнечной системы. Опыты: «Распространение тепла от его источника.» , «Смена сезонов, дня и ночи». 

4

Условия жизни на Земле. Практическая работа с картой.

5

Вода - условие жизни на Земле.

Экскурсия на водоем. ОБЖ. Правила поведения на водоёмах.

6

Воздух - условие жизни на Земле. ОБЖ «Охрана воздуха»

7

Почва - среда жизни организмов. Опыт «Состав почвы»

8

Обобщение по теме:

«Земля  наш общий дом»

Человек изучает землю

9

Изображение  Земли

Бактерии и грибы

10

Бактерии и грибы. ОБЖ. «Предупреждение отравлений грибами».

Растительный мир Земли

11-12

Растительный мир Земли.

Какие растения - живут на Земле. Практическая работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

13

Если бы на земле не было бы растений.

14

Растения прекрасные и опасные. Разнообразие растений на Земле. ОБЖ «Ядовитые растения и предупреждение отравлений ими»

15

Разнообразие растений на Земле

Как  питается растение.

Размножение растений

16-17

Растения — живые тела (организмы)

Продолжительность жизни растений. Опыт «Роль света и воды в жизни растений»

Человек и растения.

18

Хлеб - всему голова.

19

Охрана растений. Красная книга России.

20

Обобщение по теме. Растительный мир Земли.

Человек и животные

21

Животный мир Земли

Животные - часть природы. Роль животных в природе.

22

Разнообразие

животных

23

Животные – живые существа (организмы)

24

Беспозвоночные животные

25

Разнообразие насекомых

26

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

27

Пресмыкающиеся (рептилии)

28

Птицы

29

Млекопитающиеся (звери)

30

Что такое природное сообщество

31

Животные и человек

Охрана животных

32

Обобщение по теме. Животный мир Земли.

Наша Родина от Руси до России

1

Древняя Русь

2

Древнерусское государство

3

Московская Русь

4-5

Российская империя.

Петр великий.

6

Екатерина  II Великая

7-8

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

9

Как жили наши предки. История имен

10-11

Какими  людьми были наши предки.

12-13

Какие предметы окружали русских людей. О чем рассказывают вещи. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

14

Что одевали наши предки. Одежда по приказу

15-16

Русская трапеза

17-18

 Боги древних славян.

Во что верили Славяне.

Народные праздники.

19-20

Принятие Христианства

Христианские праздники.

21

Урок обобщения.

Древняя Русь

22

Как трудились наши предки 

Люди в разные времена (исторические эпохи)

Что создавалось трудом крестьянина.

23

Что такое ремесло.

24-25

О веретене,

прялке и ткацком станке. О гончарном круге, керамике, фарфоре.

26-27

Что создавалось трудом рабочего?

28

Обобщение по теме

Как трудились наши предки

29

Открытия,  которые совершил человек в XIX-XXвеках

30

Когда появился первый пароход и  автомобиль

31

О самолетах

32-33

Время космических полетов.

34

Путешествие по старинным русским городам

35

Путешествие по старинным русским городам

36

Обобщение по теме. Наша Родина от Руси до России

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

 Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

 Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.


 Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов 
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения

Перечень

учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373),
  • Сборник программ к  комплекту учебников «Начальная школа 21 века» . – М.: Вентана-Граф, 2013.Авторская программа  Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». – М.: Вентана – Граф, 2001
  • Учебник: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир.  – 1-2 части,  М.: Вентана-Граф, 2013.

Для ученика:

  • Учебник: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир.  –1-2 части,  М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рабочая тетрадь: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир.   -   М.: Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...