рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему
рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) №2 Адмиралтейского района
Рассмотрено на МО Утверждаю
Логопедов Директор школы-интерната №2
Протокол № от___________ ____________________Черных М. Г.
Председатель МО____________ «____»__________________2012 г.
Рабочая программа
подгрупповых логопедических занятий
Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс
Количество часов в неделю – 7 часов
Учитель-логопед_______Науменко Т. И.___________
Составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
На I ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучающиеся, воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания.
У обучающихся, воспитанников наблюдаются трудности в обучении, связанные с отставанием в речевом развитии, имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушении правильности речи, передаче смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создаёт трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания.
Главная задача подгрупповых логопедических занятий в четвертом классе – коррекция дисграфии.
Начиная с четвертого класса, материал значительно усложняется. В письменных работах учащихся обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы могут быть следующими:
- закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений артикуляционного аппарата, характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, над дикцией, словесным логическим ударением;
- постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата;
- преодоление недостатков речи и письма;
- преодоление аграмматизмов;
Индивидуально – групповые занятия по исправлению дислексии проводятся с учётом следующих положений:
- читательские умения формируются в единстве с речевыми умениями;
- умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;
- развивать гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
Основной целью логопедических занятий является преодоление индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи)
ЛИТЕРАТУРА
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Издательство «Владос», Москва, 1995г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – Издательство «Просвещение», Москва, 1991г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (дидактический материал по коррекции письменной речи). Выпуск 1 – Издательство «Книголюб», Москва, 2008г
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР - Издательство «Учитель», Воронеж, 2003г
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения - Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2005г
- Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий (шесть штук) – Академия развития: Академия Холдинг, Ярославль, 2003г
- Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи 1-4 классы – Издательство «ВАКО», Москва, 2008г
- Рудченко Л.И. Коррекционно – развивающие занятия по чтению – Издательство «Учитель», Волгоград, 2007г
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Этапы работы | Содержательные линии | Кол-во часов | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Коррекционно-развивающие задачи |
I. Диагностический этап. |
| 4-5 |
|
|
II. Коррекционный этап |
| 60-89 |
|
|
III. Оценочный этап | Обследование устной и письменной речи. Обследование чтения и связной речи. | 3-5 | Обследование речи проводится с применением методики Т.А. Фотековой | Исследовать состояние устной речи на конец учебного года. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
Всего часов: 234 ч. (7 часов в неделю)
I четверть - 62 ч.
II четверть - 48 ч.
III четверть - 72 ч.
IV четверть - 52 ч.
Распределение часов по группам:
№ группы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего часов |
1 (ПН, ЧТ) | 18 ч. | 14 ч. | 20 ч. | 15 ч. | 67 ч. |
2 (ВТ, СР) | 18 ч. | 14 ч. | 22ч. | 14 ч | 68 ч. |
3 (ВТ, СР, ПТ) | 26 ч. | 20 ч. | 30 ч. | 23 ч. | 99ч. |
Итого: | 62 ч. | 48 ч. | 72 ч. | 52 ч. | 234 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Кол-во часов, месяц | Содержательные линии, темы | Задачи | Лексические темы | Развитие неречевых процессов |
I четверть (18 ч) |
Диагностический этап (4ч.) |
1 | 2 | Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
2 | 2 | Обследование сформированности грамматического строя речи; навыков языкового анализа и чтения; связной речи |
Коррекционный этап (60 ч.) |
3 | 1 | Что мы знаем о звуках и буквах? (повторение) | Дифференцировать понятия: звук и буква, гласные и согласные звуки; развивать фонематические представления | «Человек: я, моя семья» | Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. |
4 | 2 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить символы и «опоры» для обозначения звуков на письме | «Человек: я, моя семья»; «Осенняя ярмарка» | Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. |
5 | 1 | Дифференциация гласных первого и второго ряда | Учить сравнивать и различать гласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; Развивать навыки звукового анализа и синтеза | «Осенняя ярмарка» | Развитие слухового внимания и памяти. |
6 | 1 окт | Дифференциация гласных а-я | Учить дифференцировать гласные а-я в словах, в предложениях; Учить соотносить звук с символами и буквами; Развивать навыки языкового анализа и синтеза; | «Хлеб – всему голова» | Развивать зрительное и слуховое внимание |
7 | 1 | Дифференциация гласных у-ю | Учить дифференцировать гласные у-ю в словах, в предложениях; Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения, навыки словообразования и словоизменения | «Хлеб – всему голова» | Развитие слухового внимания, логического мышления |
8 | 1 | Дифференциация гласных о-ё | Учить дифференцировать гласные о-ё в словах, в предложениях; Закрепление умений согласования прил. с сущ. в роде и числе; Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения | «Одежда» | Развитие логического мышления (отгадывание загадок) |
9 | 1 | Дифференциация гласных и-ы | Учить дифференцировать гласные и-ы в словах, в предложениях; Обогащать словарь и тренировать в словообразовании сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; | «Одежда» | Развитие слухового внимания, логического мышления |
10 | 2 | Мягкий знак | Учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и разделения. | «Обувь» | Развитие слухового внимания, логического мышления |
11 | 2 | Звонкие и глухие согласные | Учить соотносить согласные звуки с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | «Головные уборы» | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
12 | 2 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить символы и «опоры» для обозначения звуков на письме | «Ягоды и грибы» | Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. |
II четверть (14 ч.) |
13 | 2 нояб | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Домашние животные» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
14 | 2 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. | «Мебель» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза |
15 | 2 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Поздняя осень» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
16 | 2 дек | Звуки 3 — 3', С - С' | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
17 | 2 | Звуки Ж - Ш | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Зимующие птицы» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
18 | 2 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. | «Домашние птицы» | Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. |
19 | 2 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё — Ю | Соотнесение букв с символами. | «Новый год» | Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. |
III четверть (20 ч.) |
20 | 2 янв | Дифференциация сонорных. Звуки Р -Р'-Л-Л' | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Животные холодных и жарких стран»; «Зимние забавы» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
21 | 2 | Звуки Л - Л' - Й | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Зимние забавы»; «Санкт-Петербург – любимый город!» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
22 | 2 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | «Санкт-Петербург – любимый город!»; «Дикие животные» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
23 | 1 | Звуки С - С', Ш | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Дикие животные» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
24 | 2 фев | Звуки 3 - 3', Ж | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Игрушки. Русская народная игрушка» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
25 | 2 | Звуки С - С, Ц | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Транспорт» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
26 | 2 | Звуки ТС — Ц | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | «День защитника Отечества» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
27 | 1 | Звуки Ч - Щ | Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. | «Зима, обобщение» | Развитие фонематического анализа и синтеза. |
28 | 2 март | Звуки Ч — ТЬ | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «8 Марта. Женские профессии» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
29 | 2 | Звуки Ч — Ш | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | «Перелётные птицы весну принесли» | Развитие слуховых дифференцировок. |
30 | 2 | Дифференциация звонких и глухих согласных | Развитие навыка дифференциации согласных звуков по принципу звонкий-глухой | «Посуда» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. |
IV четверть (12 ч.) |
31 | 2 апр | Звуки Ч — Ц | Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. | «Продукты питания» | Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Актуализация словарного запаса, развитие навыка осмысленного письма на различные темы, умения устно и письменно излагать свои мысли. |
32 | 2 | Развитие связной речи | Составление текста-описания. | «День космонавтики» |
33 | 2 | Развитие связной речи | Составление текста-повествования. | «Профессии. Орудия труда» |
34 | 2 | Развитие связной речи | Составление текста-рассуждения. | «Ткани и другие материалы» |
35 | 2 апр/май | Развитие связной речи | Составление изложения. | «9 Мая – День Победы» |
36 | 1 | Развитие связной речи | Написание мини-сочинения. | «Цветы садовые и луговые» |
37 | 1 | Обобщение и закрепление | Составление устных рассказов | «Насекомые» |
Оценочный этап ( 3 ч.) |
38 | 1 | Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
39 | 1 | Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов |
40 | 1 | Обследование сформированности грамматического строя речи; навыков языкового анализа и чтения; связной речи |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Кол-во часов, месяц | Содержательные линии, темы | Задачи | Лексические темы | Развитие неречевых процессов |
I четверть (18 ч.) |
Диагностический этап ( 4 ч.) |
1 | 1 сент | Обследование экспрессивной и импрессивной речи | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
2 | 1 | Обследование фонематического восприятия, словообразовательных процессов |
3 | 1 | Обследование сформированности грамматического строя речи и навыков языкового анализа |
4 | 1 | Обследование связной речи и навыков чтения |
Коррекционный этап ( 61 ч.) |
5 | 1 | Строение и функции речевого аппарата. Формирование представлений о речевых звуках. | Сравнение неречевых звуков. Строение речевого аппарата. Звуки гласные и согласные (повт.) | «Человек: я, моя семья» | 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
|
6 | 1 | Гласные – согласные звуки | Закрепить основные характеристики гласных и согласных звуков. | «Человек: я, моя семья» |
7 | 2 | Гласные – согласные звуки | Закрепить основные характеристики гласных и согласных звуков. | «Осенняя ярмарка» |
8 | 2 окт | Звуковой (фонематический) анализ слов | Закрепить простые формы звукового анализа: узнавание и вычленение гласного звука на слух; вычленение согласного звука на слух в начальной позиции и после согласного в слове | «Хлеб – всему голова» |
9 | 2 | Звуковой (фонематический) анализ слов | «Одежда» |
10 | 2 | Сложные формы звукового анализа | Научить определять количество и последовательность звуков в односложных, двусложных и трёхсложных словах | «Обувь» | 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
|
11 | 2 | Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась» | Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Совершенствовать технику чтения (способ, правильность и выразительность чтения); | «Головные уборы» |
12 | 2 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить символы и «опоры» для обозначения звуков на письме | «Ягоды и грибы» |
II четверть (14 ч.) |
13 | 2 нояб | Гласные звуки и буквы Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А | Работа с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | «Домашние животные» |
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. |
14 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | «Мебель» |
15 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | «Поздняя осень» |
16 | 2 дек | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э | «Здравствуй, зимушка-зима!» |
17 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | «Зимующие птицы» |
18 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И | «Домашние птицы» |
19 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я | «Новый год» |
III четверть (22 ч.) |
20 | 2 янв | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю | Работа с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | «Животные холодных и жарких стран» | 3.Развитие различных видов мышления.
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица). |
21 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е | «Зимние забавы» |
22 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё | «Санкт-Петербург – любимый город!» |
23 | 2 | Согласные звуки и буквы Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. | Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | «Дикие животные» |
24 | 2 фев | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. | «Игрушки. Русская народная игрушка» |
25 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П | «Транспорт» |
26 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. | «День защитника Отечества» |
27 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф | «Зима, обобщение» |
28 | 2 март | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т | «8 Марта. Женские профессии» |
29 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. | «Перелётные птицы весну принесли» |
30 | 2 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. | «Посуда» |
IV четверть (14 ч.) |
31 | 1 апр | Слог. Слоговой анализ и синтез Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). | Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов | «Продукты питания» | 5. Развитие речи.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания |
32 | 1 | Слог. | «Продукты питания» |
33 | 1 | Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов | «День космонавтики» |
34 | 2 | Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | «День космонавтики»; «Профессии. Орудия труда» |
35 | 1 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. | «Профессии. Орудия труда» |
36 | 2 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст Ударение. | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков | «Ткани и другие материалы» |
37 | 1 май | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная | «9 Мая – День Победы» |
38 | 1 | Дифференциация предлогов и приставок. | «Цветы садовые и луговые» |
39 | 1 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | «Насекомые» |
Оценочный этап ( 3 ч.) |
40 | 1 | Обследование экспрессивной и импрессивной речи | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
41 | 1 | Обследование фонематического восприятия, словообразовательных процессов |
42 | 1 | Обследование сформированности грамматического строя речи и навыков языкового анализа. Обследование связной речи и навыков чтения. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Кол-во часов, месяц | Содержательные линии, темы | Задачи | Лексические темы | Развитие неречевых процессов |
I четверть (26ч.) |
Диагностический этап ( 5 ч.) |
1 | 1 | Обследование экспрессивной и импрессивной речи | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
2 | 1 | Обследование фонематических процессов |
3 | 1 | Обследование словообразовательных процессов |
4 | 1 | Обследование сформированности грамматического строя речи |
5 | 1 | Обследование связной речи, чтения |
Коррекционный этап ( 89 ч.) |
6 | 1 сент | Пространственные представления | Создать основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (определение схемы собственного тела, направлений в пространстве; уточнение пространственных взаимоотношений; определение линейной последовательности предметного ряда; графическое воспроизведение направлений) | «Человек: я, моя семья» | Развивать внимание, память; умение запоминать 3-4 инструкции и выполнять их в заданной последовательности Развитие ориентировки в пространстве |
7 | 1 | Временные представления | Создать основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий) | «Человек: я, моя семья» | Развитие способности к запоминанию и переключению; познавательной активности |
8 | 1 | Строение и функции речевого аппарата. Формирование представлений о речевых звуках. | Сравнение неречевых звуков. Строение речевого аппарата. Звуки гласные и согласные (повт.) | «Человек: я, моя семья» | Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. |
9 | 1 | Дифференциация понятий «Звук» и «буква». | Упражнение на различение звука и буквы (характеристика звука – обозначение голосом, артикуляция и буквы – графическое изображение) | «Осенняя ярмарка» | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
10 | 1 | Работа над совершенствованием техники чтения. «Дружная семья» | Развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно-познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения, умение пересказывать прочитанное | «Осенняя ярмарка» | Развивать внимание, мнестические процессы, логическое мышление |
11 | 1 | Образование гласных, выделение гласных звуков. | Упражнение на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; звуковой анализ слов, работа со схемами. | «Осенняя ярмарка» | Расширение объема восприятия |
12 | 1 окт | Образование согласных. Выделение из потока звуков. | Характеристика согласных звуков; упражнение на различение согласных и гласных звуков, на слух и по артикуляции. | «Хлеб – всему голова» | Развитие дифференцированность восприятия |
13 | 1 | Дифференциация согласных и гласных звуков и букв. | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Представление о роли звуков в различении смысла слов. | «Хлеб – всему голова» | Развитие дифференцированность восприятия |
14 | 1 | Работа над совершенствованием техники чтения. Н. Сладков «Листопад» | Формировать осознанность чтения вслух и молча; Развивать гибкость и скорость чтения | «Хлеб – всему голова» | Развитие логического мышления (уметь ориентироваться в причинно – следственных связях статьи) |
15 | 1 | Слог. Слоговой состав слова. | Знать, какой звук образует слог. Уметь делить слова на слоги, подсчитывать количество слогов в словах. Переносить слова с одной строчки на другую, находить в тексте трудные орфограммы, объяснять их написание. | «Одежда» | Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память. |
16 | 1 | Ударение. Ударный слог. | Закрепить навык определения ударного слога в словах. | «Одежда» | Развитие слухового внимания и памяти. |
17 | 3 | Дифференциация гласных первого и второго ряда | Учить сравнивать и различать гласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; Развивать навыки звукового анализа и синтеза | «Одежда»; «Обувь» | Развитие слухового внимания и памяти. |
18 | 1 | Дифференциация гласных а-я | Учить дифференцировать гласные а-я в словах, в предложениях; Учить соотносить звук с символами и буквами; Развивать навыки языкового анализа и синтеза; | «Обувь» | Развивать зрительное и слуховое внимание |
19 | 1 | Дифференциация гласных у-ю | Учить дифференцировать гласные у-ю в словах, в предложениях; Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения, навыки словообразования и словоизменения | «Головные уборы» | Развитие слухового внимания, логического мышления |
20 | 1 | Дифференциация гласных о-ё | Учить дифференцировать гласные о-ё в словах, в предложениях; Закрепление умений согласования прил. с сущ. в роде и числе; Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения | «Головные уборы» | Развитие логического мышления (отгадывание загадок) |
21 | 1 | Работа над совершенствованием техники чтения. «Царевна-Лягушка». Серия «Природа вокруг нас» | Развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно-познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения – умение менять темп в зависимости от задачи чтения | «Головные уборы» | Развивать умение ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы |
22 | 1 | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него) | «Ягоды и грибы» | Расширение объема восприятия |
23 | 1 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь | Уточнить и закрепить знания детей о смягчении согласных при помощи ь; Устранять нарушения фонематического анализа и синтеза; Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза | «Ягоды и грибы» | Формирование приёмов самоконтроля |
24 | 1 нояб | Мягкий знак в функции смягчения и разделения | Учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения; | «Ягоды и грибы» | Формирование приёмов самоконтроля |
II четверть (20 ч.) |
25 | 3 | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | «Домашние животные» | 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. |
26 | 3 | Звуки В - В', Ф - Ф' | «Мебель» |
27 | 3 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | «Поздняя осень» | 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. |
28 | 3 дек | Звуки Д - Д', Т — Т' | «Здравствуй, Зимушка-зима!» |
29 | 3 | Звуки 3 — 3', С - С' | «Зимующие птицы» |
30 | 3 | Звуки Ж - Ш | «Домашние птицы» |
31 | 2 | Звуки С - С', Ш | «Новый год» |
III четверть (30 ч.) |
32 | 2 янв | Звуки 3 - 3', Ж | Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | «Животные холодных и жарких стран» | 3.Развитие различных видов мышления. 4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица). |
33 | 3 | Звуки С - С, Ц | «Зимние забавы» |
34 | 3 | Звуки ТС — Ц | «Санкт-Петербург – любимый город!» |
35 | 2 | Звуки Ч - Щ. | «Дикие животные» |
36 | 1 фев | Звуки Ч - Щ. | «Дикие животные» |
37 | 3 | Звуки Ч — ТЬ | «Игрушки. Русская народная игрушка» |
38 | 3 | Звуки Ч — Ш | «Транспорт» |
39 | 3 | Звуки Ч — Ц | «День защитника Отечества» |
40 | 2 март | Звуки Р - Р' | «Зима, обобщение» |
41 | 2 | Звуки Л-Л' | «8 Марта. Женские профессии» |
42 | 3 | Звуки Л - Л' - Й | «Перелетные птицы» |
43 | 3 | Звуки Р-Р’ – Л-Л’ | «Посуда» |
IV четверть (23 ч.) |
44 | 3 апр | Дифференциация всех парных согласных | Учить дифференцировать парные согласные. Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа. | «Продукты питания» | 5. Развитие речи.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания |
45 | 3 | Оглушение звонких согласных в середине слов | Расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; | «День космонавтики» |
46 | 3 | Оглушение звонких согласных в конце слов | обобщить знания учащихся о написании согласных на конце слова; способе проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова; | «Профессии. Орудия труда» |
47 | 3 | Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова. | Повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях | «Ткани и другие материалы» |
48 | 1 | Сложные слова, состоящие из 2-х корней | Отработать умение учащихся образовывать и писать сложные слова, состоящие из двух корней и соединительной гласной о и е, закреплять знания в написании безударных гласных, проверяемых согласных в корне слова; | «9 Мая – День Победы» |
49 | 1 май | Приставка | Обобщить и закрепить правила написания приставок , учиться находить слова с приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок. | «9 Мая – День Победы» |
50 | 3 | Суффикс | Развивать умение правильно определять и графически обозначать суффикс; дифференцировать суффиксы. | «Цветы садовые и луговые» |
51 | 1 | Состав слова | Повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях | «Насекомые» |
Оценочный этап ( 5 ч.) |
53 | 1 | Обследование экспрессивной и импрессивной речи | 1. Исследование: -сенсомоторного уровня речи; -артикуляционной моторики; -звукопроизношения; -грамматического строя речи; -словаря и навыков словообразования; -связной речи; -чтение (способа правильности, выразительности, понимание). 2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических занятий. | Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.) | Исследование развития мыслительной деятельности Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение) |
54 | 1 | Обследование фонематических процессов |
55 | 1 | Обследование словообразовательных процессов |
56 | 1 | Обследование сформированности грамматического строя речи |
57 | 1 | Обследование связной речи, чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....
рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....
рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова....
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по музыке 1-4 класс для коррекционных школ 8 вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида...