«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»
проект (1 класс) по теме

Кузнецова Марина Викторовна

В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации по ИОЧ

ВБ – 3 «Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося с использованием дистанционных технологий»

(с 11 ноября 2013 г.   по 15 ноября 2013 г.)

на тему:  «Разработка индивидуальной образовательной программы

на учащегося  1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ  VIII вида»

                                                                                                     

Выполнила:

                                                                   учитель начальных классов

                                                              Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

                                                         школы-интерната № 2

               г.о. Жигулевск

                                                                 Кузнецова Марина Викторовна

2013г.

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №2 г.о.Жигулёвск

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

на учащегося  1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ  VIII вида

г. Сызрань

2013-2014 учебный год

 

Содержание:

  1. Аннотация ………………………………………………стр. 3 - 7
  2. Коррекционно-развивающая  программа……………...стр. 7- 8
  3. Пояснительная записка………………………………..  стр. 8- 9
  4. Содержание обучения……………………………….….стр. 9-16
  5. Учебно-тематический план …………………………..стр. 16-19
  6. Основное содержание…………………………………..стр. 19 - 27
  7. Методические рекомендации ……………………….…стр. 28
  8. Список литературы …………………………………… стр. 29
  9. Приложение……………………………………………...стр. 30

I. Аннотация:

  1. Актуальность и перспективность.

                  Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они “не слышат”, все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности.

              Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения и воспитания гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 5-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и кричит с места.

      Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Все это приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.  При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в

      Для гиперактивных детей типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе.

    Проблема гиперактивных детей не решается в одночасье и одним человеком.

    Для коррекции поведения гиперактивного ребенка необходима слаженная и согласованная работа педагогов, родителей, психолога, социального педагога, медиков.  Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

2. Научная обоснованность (Анализ изученной литературы по теме)

    Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

    Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

    Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

    Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…” . Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

    По мнению Заваденко Н.Н. «Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача».

3. Практическая направленность

    Индивидуальный образовательный маршрут по коррекции гиперактивности разрабатывался для школьника 1 класса  с нарушениями интеллекта, поэтому носит коррекционную и развивающую направленность. Данная программа нацелена на преодоление типичных трудностей младшего школьника с нарушениями интеллекта, вызванных гиперактивностью

4.  Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

    Данная программа осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи со следующими  учебными предметами: «Русский язык», «Чтение», «Устная речь», «Математика», «Живой мир». Занятия способствуют активизации познавательной деятельности ребенка, развитию его творчества и воображения, накоплению необходимого сенсорного опыта, запас разнообразных ярких отчетливых представлений, которые воплощаются в грамотную связную речь.

5. Цель программы: Коррекция гиперактивного поведения ребенка, содействие   его  личностному росту,  преодоление  эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

6. Задачи:

  1. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с   родителями и другими родственниками.
  2. Формирование у ребенка послушания, привитие ему аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развивать у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Обучение ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
  4. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
  5. Определение сильных сторон личности ребенка и хорошо развитых у него высших психических функций и навыков с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

7. Адресат.

                  Мальчик поступил в первый класс нашей школы для обучения по программе VIII вида с диагнозом  F-70, гиперактивность.

Ребенок  из приемной семьи, мальчику уделяется достаточно внимания обучению и воспитанию ребенка.

      До поступления в специальную (коррекционную) школу-интернат  посещал ДОУ № 56 г. Сызрани.

          Программный материал по основным предметам мальчик усваивает слабо.

  Он не владеет прямым и обратным счетом в пределах 10. Не знает начертание изученных цифр. Не  справляется со сравнением чисел. Примеры решает с опорой на счетный материал. Называет основные геометрические фигуры.  Плохо ориентируется во времени,  в днях недели, месяцах. Не полно называет основные признаки времен года.

    Мальчик не знает  буквы.  Графический навык слабый. Не всегда справляется с написанием букв. Работы выполняет не  аккуратно, с большим количеством исправлений. Долго припоминает начертание  изученных письменных букв. Работа по списыванию с печатного и рукописного текстов дается с большим трудом. Мальчик сразу начинает придумывать отговорки, чтобы ничего не делать (то голова болит, то живот  и т.д.).

     Мальчик испытывает затруднения в учебе, т.к. очень подвижный и активный, редко включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, думает о чем-то своем, преобладают игровые интересы. На уроках часто отвлекается сам и отвлекает одноклассников. До сих пор не усвоил правил поведения на уроке (может в любой момент встать, подойти к ребятам, или сидит и играет с карандашами, ручками, учебниками).

            У ребенка замедленный темп выполнения работ. Не успевает за темпом работы в классе,  выполняет задания не в полном объеме из-за того, что часто отвлекается, отсутствуют навыки самостоятельной работы (т.к. привык, что дома за него все делают старшие).

    Мышление наглядно-образное. Внимание неустойчивое, труднопривлекаемое.

Объем памяти снижен.

     К учебе относится с безразличием, учебная мотивация сформирована слабо.

      Речь фразовая, аграмматичная. Словарный запас беден. Речевая активность высокая, ни минуты не сидит молча, все время с кем-то разговаривает. Запас знаний об окружающем мире недостаточен.

        Мальчик  очень подвижный.  Общается со всеми ребятами в классе, участвует во всех играх одноклассников. Со взрослыми вежлив, на замечания реагирует не всегда адекватно

     Санитарно – гигиеническими навыками  владеет слабо, не следит за своим внешним видом, за порядком в портфеле и на рабочем месте. Навыки самообслуживания  сформированы частично (не следит за личными вещами, в портфеле беспорядок, школьные принадлежности разбросаны по всему классу).

8. Продолжительность курса. 9 месяцев

9. Срок обучения: сентябрь – май

  1. Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащийся:

- научится  контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);
- научится навыкам двигательного контроля;
- отработает навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- научится справляться с гневом.

- повысится уровень адаптации в образовательном учреждении

Учителя:

 -Расширят и освоят разные приёмы  взаимодействия с гиперактивными детьми;

- Усовершенствуют систему форм и методов работы с гиперактивными детьми

- Улучшат комфортность атмосферы в классе

Родители:

-  освоят единую образовательную, воспитательную, коррекционную стратегию;

- будут знать единые требования к ребенку;

- включатся в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;

II. Учебная  программа.

Введение

       Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ (синдром двигательной расторможенно-сти, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) – является весьма распространенным нарушением детского возраста. Синдром представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и препятствует успешной школьной и социальной адаптации формирующейся личности. Для гиперкинетического расстройства характерно раннее начало (до 7-летнего возраста) и сочетание сверхактивности, неуправляе-

мого поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием устойчивой концентрации внимания, нетерпеливостью, импульсивностью и высокой степенью отвлекаемости. Эти характеристики весьма устойчивы и проявляются в самых разных ситуациях.

      Гиперактивность проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.

      Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители. Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство. Особенно оно проявляется, когда от ребенка требуется вести себя относительно спокойно (на занятиях, уроках и т. п. ). Прежде всего это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля. В зависимости от ситуации двигательная гиперактивность может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Импульсивность и склонность к слишком быстрым, необду-

манным действиям проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается «импульсивный тип работы»: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои варианты ответов, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих действий. Это часто становится причиной травм и несчастных случаев.      Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.

      Для СДВГ характерны не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе.

     Кроме перечисленных симптомов, многие авторы указывают на часто встречающиеся при данном синдроме агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, а также низкую самооценку.

Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может сидеть спокойно, быть сдержанным и одновременно внимательным в течение достаточно длительного времени. Дело в том, что контроль за собственным поведением требует от такого ребенка максимальной концентрации, так что на выполняемую деятельность внимания уже «не хватает».

     Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у гиперактивных детей: предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность.   Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ог-

раничением возможности получать «мышечную радость» и может допускать определенную долю рассеянности внимания.

III. Пояснительная  записка.

     Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений синдрома и наличия сопутсвующих ему нарушений. При этом как диагностика проявлений СДВГ, так и коррекция этого синдрома всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы. Помимо направленной психокоррекционной работы непосредственно с детьми, предполагается применение методов психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Необходимы также занятия с родителями (в частности, с использованием методов модификации поведения, т. е. обучение их специальным воспитатель-

ным приемам) и разъяснительная работа со школьными педагогами.

    Коррекционную работу с гиперактивным ребенком необходимо строить на основе комплексной диагностики, выявляющей симптомы дефицита внимания. Коррекция должна быть направлена, в первую очередь, на развитие разных форм внимания (зрительного, слухового и т. д.), преодоление импульсивности, формирования усидчивости и самоконтроля.

    Организация коррекционно-педагогического процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной

форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

2. Каждая используемая игра должна обеспечивать тренировку одной функциональной способности, не возлагая одновременно нагрузки на другие дефицитные способности. Известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой и просто невыполнимо.

    Проводимая нами психокоррекционная и коррекционно-педагогическая работа представляет собой комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные составляющие синдрома гиперактивности. Так, нами были выделены несколько групп развивающих игр для детей с синдром гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, а также включаться в содержание свободного времяпрепровождения в школе и дома:

1. Игры на развитие внимания, дифференцированные по задействованным ориентировочным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, кожный, обонятельный, вкусовой, тактильный) и по отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание, переключение, распределение).

2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости (не требующие напряжения активного внимания и допускающие проявления импульсивности).

3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности (позволяющие при этом быть невнимательным и подвижным).

4. Три вида игр с двуединой задачей (требующие быть одновременно внимательным и сдержанным, внимательным и неподвижным, неподвижным и неимпульсивным);

5. Игры с триединой задачей (с одновременной нагрузкой на внимание, усидчивость, сдержанность).

Цель программы: Коррекция гиперактивного поведения ребенка, содействие   его  личностному росту,  преодоление  эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Задачи:

  1. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками.
  2. Формирование у ребенка послушания, привитие ему аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развивать у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Обучение ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
  4. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
  5. Определить сильных сторон личности ребенка и хорошо развитых у него высших психических функций и навыков с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Программный материал данного курса разработан для коррекции поведенческих проблем детей с гиперактивностью.

  Диагностический блок программы
1.  Наблюдение за поведением детей в различных видах  деятельности в условиях образовательного учреждения
2.  Беседа со специалистами об особенностях поведения детей во время различных видов деятельности.

3.Диагностика актуального состояния ребёнка (познавательных процессов,  личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)

С учётом  результатов диагностики строится   коррекционно - развивающий блок программы.

      Методика работы по данной программе выстроена таким образом:  мною была разработана система игр для детей с СДВГ с учетом проведенного качественного анализа их когнитивных, поведенческих и личностных особенностей. Каждому ребенку предлагался свой набор игр, наиболее адекватный его нарушениям. Игры составлены таким образом, что при невыполнении игровой задачи ребенком, ее можно облегчить, изменить, сделать более доступной для выполнения на данном этапе. При хорошем выполнении игры ребенком ее, напротив, можно усложнять, добавлять новые правила, условия игры. С одной стороны, игра становится для детей знакомой и понятной, а с другой - со временем не надоедает. Когда ребенок начинает успешно справляться с каждым отдельным видом

игр (игры на внимание, игры на преодоление двигательной расторможенности, игры на усидчивость), то  вводятся игры с двуединой, а потом и с триединой задачей. Игры выполняются вначале индивидуально с каждым ребенком, позже предпочтительнее использовать групповые игровые задания, в которых дети не только продолжают развивать все нарушенные компоненты внимания, преодолевать импульсивность и сдерживать двигательную расторможенность, но и учатся взаимодействовать с другими людьми, учитывать их личностные особенности.

        Эти игры могут проводиться как на специальных занятиях психологом, так и учителем на уроке во время так называемой «физкультминутки», а также родителями гиперактивного ребенка в домашних условиях.

Методы обучения

Формы и методы  

      Тестирование, беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения,   психогимнастика, методы арттерапии , психологические сказки, компьютерная диагностика, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, беседы с родителями, изучение документации, анкетирование родителей, организация консультации школьного психолога для ребенка и родителей, индивидуальные беседы с родителями

    В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:

            “Найди отличие” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.); “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.); “Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.); “Говори!” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.); “Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997); “Разговор с руками” (Шевцова И.В.); “Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997); “Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997); “Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997); “Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997); “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990); “Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990); “Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990); “Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997); “Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990); “Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999); “Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.); “Ловим комаров” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы.

  1. Предмет договора.

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск и родители ________________________________________________________________

(Ф.И.О. родителей, законных представителей)

обязуются совместно обеспечить целенаправленный процесс коррекции гиперактивности__________________________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

в соответствии  с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы-интерната.

  1. Обязательства и права школы.

  1. Осуществляет социальную адаптацию, реабилитацию и коррекцию физического и психического развития с учетом индивидуальных  особенностей психического развития, здоровья и интересов обучающихся и воспитанников.
  2. Организует различные формы педагогической поддержки для оказания помощи  обучающимся, воспитанникам:  специальные, индивидуальные и групповые  занятия,  направленные на коррекцию общего и речевого развития. Квалифицированную  помощь учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача-психиатра и врача-педиатра.
  3. Представляет  родителям (законным представителям) возможность ознакомления с ходом и содержанием  коррекционного образовательного процесса.
  4. Образовательное учреждение имеет право:
  • выбирать формы, средства и методы коррекции гиперактивности в пределах, определённых  Законом РФ "Об образовании";
  • обследовать ребёнка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума в рамках психолого-педагогического сопровождения или по запросу родителей (законных представителей), педагогов школы;    
  • вводить по решению педагогического Совета и психолого-медико-педагогического консилиума филиала школы-интерната  индивидуальные образовательные программы, разрабатываемые самостоятельно в соответствии с государственными образовательными  стандартами, исходя из типологических особенностей развития и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников;
  • информировать родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического  обследования и сопровождения специалистами  психолого-медико-педагогического консилиума.

  1. Обязанности и права родителей.
  1. Родители обязаны:
  • создавать благоприятные  условия для выполнения  домашних заданий  и самообразования;
  • нести  ответственность за  воспитание детей и  обеспечивать получение  ими начального и основного общего образования;
  • выражать согласие (в случае несогласования договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с  показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов психолого – медико – педагогического консилиума филиала школы - интерната;
  1. Родители (законные представители) имеют право:
  • Получать информацию об условиях  психолого-медико-педагогического  обследования и  программой коррекции гиперактивности учащегося специалистами  психолого-медико-педагогического консилиума.

  1. Ответственные  стороны.

Стороны должны выполнять обязанности, указанные в договоре.

  1. Основания прекращения договора.

4.1Договор считается расторгнутым в случае, если истек срок, на который он заключен.

4.2Договор может быть расторгнут досрочно, если родители меняют  по собственному желанию учебное заведение.

  1. Срок действия договора и юридические адреса сторон.

5.1Срок действия настоящего договора с «___»_________20___г. по «___» _________20___г.

5.2По вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются законодательством. Разногласия сторон по условиям настоящего договора и споры, возникающие при его исполнение, рассматриваются  в установленном  порядке законом РФ.

5.3Адреса сторон:

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск

Родители

(законные представители):

________________________________________________________________________________

Юридический адрес: 446029, г. Сызрань,

Адрес:__________________________________

ул. Астраханская, 2-а.

Телефон:                     98-76-56

Телефон:

Руководитель

Панова О.В.

Подпись

«_____»_____________20___г.

«_____»__________________20___г.

Кадровые ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

Педагог: Кузнецова М.В.

Психолог: Голыгина А.В.

Логопед: Отлячкина О.Д.

Соц. Педагог: Павлова Е.Г.

Материально – техническая оснащенность помещения для реализации программы.

       Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран, видеоплеер, DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.

Не аппаратные средства

       Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

       Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

       Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

      Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

      Тетради для творческих работ учащихся

      Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Продолжительность курса 9 месяцев

Срок обучения: сентябрь – май.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- положительная динамика коррекции гиперактивности;
- включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;
- повышения уровня адаптации в образовательном учреждении

К концу года:

учащийся:

- научится  контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);
- научится навыкам двигательного контроля;
- отработает навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- научится справляться с гневом.

- повысится уровень адаптации в образовательном учреждении

учителя:

-Расширят и освоят разные приёмы  взаимодействия с гиперактивными детьми;

- Усовершенствуют систему форм и методов работы с гиперактивными детьми

- Улучшат комфортность атмосферы в классе

родители:

-  освоят единую образовательную, воспитательную, коррекционную стратегию;

- будут знать единые требования к ребенку;

- включатся в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;


Система организации контроля за организацией программы.

        Оценка  успешности реализации программы проводится на основе периодической (сентябрь, январь, май) комплексной психолого – педагогической диагностики, направленной на выявление динамики в развитии ребенка.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

выполнение заданий учащимися: 

Проблема

Начало года

I полугодие

Конец года

Не умеет планировать свою деятельность.

Не сформированность предпосылок учебной деятельности.

Преобладание игровой мотивации.

Не умеет контролировать своё поведение на занятиях (крайне низкий уровень произвольной регуляции).

Отсутствие навыков двигательного контроля

Не сформированы навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Недостаточный уровень развития высших психических функций.

Не умеет контролировать гнев

Не умеет работать самостоятельно

Не сформированы санитарно-гигиенические навыки

Низкий уровень общей осведомлённости и знания социальных норм

справляется самостоятельно


при незначительной помощи педагога

только при помощи  педагога  

не справляется  

V. Содержание обучения.

1 класс

1. Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности. Снятие эмоциональной напряжённости. Тренировка сосредоточенности.

2. Эмоциональное осознание своего поведения

3. Развитие саморегуляции. Развитие  произвольности психических процессов.Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватных форм поведения.

4.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

5. Диагностика эмоционального состояния, самооценка, уровень тревожности для последующей корректировки плана развивающих занятий

VI. Учебно - тематический план.

Цель программы: Коррекция гиперактивного поведения ребенка, содействие   его  личностному росту,  преодоление  эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Категория обучающихся: дети с гиперактивностью, обучающиеся по программе VIII вида

Срок обучения: 9 месяцев

Режим занятий: 

Регулярность занятий –  два раза в неделю.

Длительность: 40минут.

Общее количество занятий – 66 часов

Условия проведения занятий: занятия должны проводиться в просторном, хорошо освещенном, проветриваемом помещении. Необходимо предусмотреть наличие мест для выполнения письменных и подвижных игровых заданий. Важно иметь необходимые канцтовары, предусмотренные для каждого задания.

занятия

Цель

Используемые методы и приёмы

Отметка о

проведении

1

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности.Снятие эмоциональной напряжённости

Психогимнастические упражнения, упражнение «Аист», упражнение на релаксацию «Море» , упражнение «Цветное настроение»; «Найди отличие»

2

Снятие эмоциональной напряжённости.Тренировка сосредоточенности.

Психогимнастика, упражнение на релаксацию «Волшебный лес» , свободное рисование, упражнение «Цветное настроение»; «Ласковые лапки»

3

Снятие эмоциональной напряжённости. Тренинг узнавания эмоций

Психогимнастика, пиктограммы «Эмоции»,рисование на обозначенную тему (приятное - неприятное, радость - печаль, весёлое  - грустное), упражнение «Цветное настроение»; «Кричалки-шепталки-молчалки»

4

Эмоциональное осознание своего поведения

Рисование самого себя, работа с образами , имеющими полярное значение, психогимнастика, упражнение на релаксацию «Шум прибоя», упражнение «Цветное настроение»; «Гвалт»

5

Эмоциональное осознание своего поведения. Развитие умения регулировать мышечный тонус.

Игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций», рисование на тему «Красивое и безобразное» , упражнение «Кораблик»; «Менялки»

6

Развитие саморегуляции. Эмоциональное осознание своего поведения

Упражнение на релаксацию «Дерево», психогимнастика, упражнение «Оловянный солдатик», упражнение «подбери эмоцию», «Рисунок моё настроение»; «Разговор с руками»

7

Развитие  произвольности психических процессов.Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения

Игра «Считалочки - бормоталочки».Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», «Баба - яга»Упражнение на релаксацию «Прогулка»; «Говори»

8

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности. Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения

Рисование на тему «Когда я злюсь - когда я радуюсь.Беседа по рисунку. Пиктограммы «Эмоции», упражнение «Аист», упражнение на релаксацию; упражнение «Броуновское движение»

9

  Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие  произвольности психических процессов.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Дерево» Работа с пластилином «Лепим гнев» Упражнение «Счёт»; «Час тишины и час «можно». Игры на внимание

10

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Море» ,Упражнение «Счёт» «Рисуем гнев», «Предай мяч», упражнение «Цветное настроение»

11

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие  произвольности психических процессов.

Упражнения на развитие внимания. Игра «Стоп», упражнение «Апельсин» , « Ловим комаров». Психогимнастика.

12

  Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева

Беседа на тему «Что я чувсвую», упражнение «Цветное настроение».Тематическое рисование, упражнение «Апельсин»; «Веселая игра с колокольчиком»

13

Диагностика эмоционального состояния, самооценка, уровень тревожности для последующей корректировки плана развивающих занятий.

Проективные методики, беседа,

VII. Основное содержание.

Краткое планирование занятий

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

      Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

     Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

     Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

     Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

       Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

       Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

       Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

“Менялки” (Автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

       Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

      Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

       Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

“Говори!” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

      Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” 

“Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание.

      Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

“Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

      Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. “Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

“Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

       Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

“Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

       Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

        Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

        Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

        Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

       Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

“Король сказал…” (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

       Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

       Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

“Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

        Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

       Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

        Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия.

      Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

   Полезно использовать “Пальчиковые игры”, которые приводятся в книге М. Рузиной “Страна пальчиковых игр”, а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.

   Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

“Многоножки”

     Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

“Двуножки”

     Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

“Слоны”

     Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

    Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.

“Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

       По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

“Ловим комаров” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

        Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”… “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

VIII. Методические рекомендации.

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
  3. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  4. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  5. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  6. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

  1. Список литературы.

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных      детях. - М.: Изд-во Института   Психотерапии, 2001.

  1. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000.
  2. 6.Заваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом / Школьный психолог. - №4. - 2000.
  3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. -  М.:НИИ семьи, 2007.
  4. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 2004.
  5. Кэмбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. - 117 с.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  - М.: Генезис, 2000.  
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2006.

12.  Семья в психологической         консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.:Педагогика, 1989.

13.Степанов С.В. В поисках тормозов // Школьный психолог. - №4. -     2011.

 14. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М.: Вита-Пресс, 2007.

15.  Шевченко Ю. С., Шевченко М. Ю. Игровая психология детей с    гиперактивным поведением //Школа здоровья, 1997, Т. IV, № 2. – C. 82-85.

Приложение

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

Урок чтения и развития речи во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок».

Тема: Т.Шарыгина «Вкусный урок»Задачи : ·         Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и...

Урок русского языка во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида, по теме: «Упражнения в правильном написании предлогов».

Тема: Упражнения в правильном написании предлогов.Цель: формировать умения писать предлоги правильно с другими словами и графически правильно;Задачи:1.      учить примен...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития потенциала у обучающихся

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно дол...

Мастер-класс:«Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разрабо...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Урок чтения во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII вида По теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок»

Урок чтения во 2 классе, для детей, обучающихся по программе VIII видаПо теме: Т.Шарыгина «Вкусный урок» Учитель начальных классов МБОУ ООШ №10Скрозникова Татьяна АлександровнаТема: Т...