Мастер-класс:«Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»
материал на тему
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г.Тайшета
Мастер-класс «Разработка индивидуального образовательного маршрута как одна из форм личностно-ориентированного обучения»
Автор: Мезенцева Татьяна Сергеевна –
учитель начальных классов
Ребенок младшего школьного возраста
учится лучше и научится большему,
когда он изучает то, что
соответствует его интересам
и потребностям.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются уже в начальной школе. У нас можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. С такими детьми я предлагаю разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Цели:
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;
-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;
-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;
Принципы:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
-принцип учета возрастных возможностей;
При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, которое выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.
Методы и средства обучения при реализации индивидуальных маршрутов
- Ведущими и основными являются методы творческого характера- проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Они применяются в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
В своей деятельности учителя разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты на одного или группу учащихся по выбранному предмету. Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).
(Бланк показываю, и учителя видят его у себя на столах)
Сейчас изучим рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.
Эти рекомендации помогут вам при работе в группах.
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.
Эту работу можно проводить не только с одаренными детьми. По такому маршруту может работать учитель с ребенком, имеющим большое количество пропусков. Поможет такой вид работы и с детьми, обучающимися по программам другого вида, а так же при обучении детей на дому.
Групповая работа.
Учителя разделены на группы. Участникам группам предъявляются бланки, набор учебников по математике, русскому языку и окружающему миру, набор тетрадей и рекомендации.
Итак, вам предлагается разработать индивидуальный образовательный маршрут для работы с учащимися. Одна группа разработает маршрут по окружающему миру для детей с легкой умственной отсталостью, другая по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью, а третья по математике для детей с легкой умственной отсталостью.
Давайте проверим, как группы справились с заданием. Представление работы каждой группы.
Группы представляют свои наработки.
Подведение итогов работы групп.
3. Подведение итогов.
Включение учащихся в работу по индивидуальным образовательным маршрутам способствует повышению познавательного интереса, осуществлению дифференцированного подхода, развивает творческие способности, воспитывает самостоятельность и инициативность.
Результативность.
В результате этого наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов исследовательских работ.
4. Рефлексия.
Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего
занятия и почему.
- «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
- «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
- «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
- «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
Давайте сделаем вывод:
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они, достигнут соответственных высот, или они останутся нераскрытыми.
Педагог совместно с ребенком и его родителями разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждый год обучения в начальной школе (Приложение 1).
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Морозова Артема на -------уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут: Волейбол - форма жизни, ученика 3 класса Маркина Сергея.
Название спортивной секции: Волейбол – форма жизниКраткое описание:Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообра...
"Система работы с одаренными детьми,как одно из направлений личностно-ориентированного обучения"
Описывается опыт работы с одаренными детьми...
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....
Система работы с одаренными детьми как одно из направлений личностно-ориентированного обучения
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое рук...
Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...
Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов
Мастер-класс_ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов...