Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития потенциала у обучающихся
статья по теме
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития потенциала у обучающихся
Учитель начальных классов
Пашина А.С.
Саяногорск, 2013
Оглавление
Теоретическая часть
Список литературы
Приложение1
Приложение 2
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, нет сомнений, но может ли наша земля не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты - большой вопрос. Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Индивидуальный подход необходим по двум причинам:
- он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей;
- без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, т.к. характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Индивидуальный образовательный маршрут– это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
Определить сущность индивидуально-образовательного маршрута и развести близкие по значению понятия нам поможет рассмотрение его особенностей:
1.Индивидуальный образовательный маршрут специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа.
2.В стадии разработки индивидуального образовательного маршрута ученик и его родители выступают:
-как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
-как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности, познавательный профиль и иные индивидуальные особенности ученика.
Таким образом, при проектировании образовательной программы образовательный процесс подвергается личностной детерминации, суть которой выражается в согласовании проблем ученика с проблемами образовательного процесса при адекватном изменении последнего.
3. На стадии реализации ученик выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно-ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при использовании функциональных возможностей педагогической поддержки.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся
•возможностями материально-технической базы учреждения.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
-осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
-организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Дети, с которыми мы работаем, являются нашим достоянием. Актуальной задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними.
Определимся с терминологией познавательных возможностей учащихся: встречаются понятия «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».
Способности – это индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Одаренность - это выдающиеся способности личности.
Талант – это высокая степень одаренности в какой-либо деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать всего лишь 400. Часто одаренными детьми мы считаем просто очень старательных и ответственных детей, которые не подведут на очередной олимпиаде или НПК. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да еще и по своему предмету очень сложно.
Определение одарённости ребенка - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. К признакам одаренности относятся:
- Высокие интеллектуальные способности
- Высокие творческие способности
- Способность к быстрому усвоению и отличная память
- Любопытство, любознательность, стремление к знаниям
- Высокая личностная ответственность
- Самостоятельность суждений
- Заинтересованность предметом
Выявлению этих способностей помогает диагностика (IQ, тест Айзенка, наблюдение, беседы).
После выявления одаренного ребенка необходимо создать условия в рамках общеобразовательного учреждения, способствующие оптимальному развитию способностей ребенка. С этой целью учитель отбирает методы, формы и приёмы обучения на уроках, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества. Такая работа предполагает индивидуальные образовательные маршруты. Это тот путь (траектория), которую должен пройти ученик под руководством учителя в процессе познания определенного предмета.
В урочное время дети получают дополнительные задания когнитивного и творческого характера (например, на уроках окружающего мира ребята выполняют проекты, затем презентуют проделанную работу).
Во внеурочное время ученик развивает свои исследовательские способности в процессе подготовки к научно-практической конференции по предмету. При этом предполагается личная заинтересованность выбранной темой, научный подход, работа с различными видами литературы (художественная, документальная, научная литература, периодическая печать, интернет), выход в социум (социологическое исследование).
Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах по предмету. С целью углубленного изучения предмета на уроках ученик получает дополнительные и опережающие задания, читает дополнительную литературу. Также проводится индивидуальная внеурочная работа с данным учеником в форме консультаций.
Завершение образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио (портфель личных достижений). Портфолио уже давно стал одной из альтернативных форм оценивания достижений человека.
Портфолио - это личные достижения человека, собранные им самим (а к достижениям причисляются не только грамоты и дипломы, но и фотографии, и видеоматериалы, лучшие, по мнению автора, его работы, т.е. все, что он сам о себе хочет поведать миру), это и есть лучшая иллюстрация человека, или его автопортрет.
При разработке ученического портфолио рекомендуется ориентироваться на три основных типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов.
Технология работы с портфолио обладает рядом особенностей, которые уже зафиксированы различными авторами:
-фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений учащихся (А.А.Пинский);
-организация отбора образцов учебно-познавательной деятельности, последующий их анализ, оценка уровня обученности учащегося и коррекция процесса обучения (М.Чошанов);
-диагностика изменений за определенный период времени, поддержка учебных целей, поощрение результатов учащихся, представление спектра выполненной работы и фиксация диапазона навыков и умений, обеспечение непрерывности учебного процесса (Т.Г.Новикова);
-демонстрация, непрерывная оценка и самооценка учебных результатов и усилий, приложенных к их достижению (А.В.Косоурихина);
-«запуск» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности (И.Р.Калмыкова) и др
Идея использования портфолио в системе образования в последние годы получает широкое распространение. Составление портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать всё многообразие достижений конкретного субъекта (учителя, либо ученика), фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (он представляет содержательный компонент, отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?»), а также разработанный способ его реализации, прохождения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту (а для этого необходимы специальные организация и технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?»).
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. Он должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Приложение 1.
Индивидуальный образовательный маршрут Ирины Х. на 2012-2013уч.г
Этапы индивидуального образовательного маршрута :
- Диагностика - "Что я должен знать и уметь"
- Проектирование - "Что я хочу знать и уметь"
- Осмысление - "Что я могу"
- Реализация - "Как я буду идти к поставленной цели"
- Оценка и корректировка - «Чему я должен научиться и что мне нужно доработать"
Реализация:
Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство | |
Диагностика, анализ | Знаю-умею-достиг 1.Хороший уровень знаний по математике, русскому языку и окружающему миру. 2.Особый интерес вызывает проблема здоровья человека. 3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет. | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. |
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь | Конкретные виды деятельности: 2. Продолжать изучать курс по геометрии «Дистанционной школы Новосибирского Центра продуктивного обучения» . |
Организация |
| 2012-2013гг. участие в дистанционной математической школе г.Новосибирска – участие Ноябрь: участие в конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок" - консультации классного руководителя, |
Мониторинг и анализ | Узнал – научился – достиг | Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ей достичь хороших успехов в учебной деятельности. |
Приложение 2.
Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ученика
Индивидуальный образовательный маршрут ученицы(ка)_______класса
____________________________________________________________
ФИО
Предмет:________________________________________________________________________
Цель: __________________________________________________________________________
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )
Класс
Дата рождения
Любимое занятие в свободное время
Мой любимый учебный предмет
Мои личные достижения
Мои увлечения
Что умею делать хорошо
Что мне в себе нравится
Что мне в себе не нравится
Кем хочу стать, какую получить профессию
По каким предметам повысить свои достижения
Какие дополнительные области знаний изучать
Какие учебные умения и навыки развивать
2. МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Дополнительная и опережающая работа на уроках
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности ученика | Домашнее задание | Результаты |
Предметные кружки, факультативы
Кол-во часов в неделю__________
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности ученика | Консультации |
Внеурочная деятельность
№ | Название занятия | Количество часов | Место проведения | Время занятий | Руководитель | Результаты |
Участие в олимпиадах и предметных конкурсах
№ | Дата | Конкурсы, олимпиады | Уровень | Результат | Примечание |
Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
по предмету ------------
тема работы________________________________________
__________________________________________________________________
Расписание
Время | Деятельность |
3. Кто и в чем мне может помочь
А) Учителя
Б) Родители
В) Классный руководитель
Г) Друзья
Д) Психолог
Кл. руководитель __________________________________________/________________________ /
Ученик (ца) _______________________________________________/________________________/
Родители (ознакомлены): ___________________________________/________________________/
Список использованной литературы
- Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6
- Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
- Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.
- Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003. № 1. С. 51.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
- Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».
Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО
Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Индивидуальный образовательный маршрут педагога...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»
Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности...