рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ,Климанова
рабочая программа (3 класс) по теме
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС календарно-тематическое планирование Климанова "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель методического Директор МБОУ «Верховская средняя объединения учителей общеобразовательная школа №1» начальных классов _____________ /Л.И.Должикова/
______________ /Варковская О.И./ « _____»___________________ 2013г.
« _____»_________________2013года
Рабочая программа
по литературному чтению
для 3 класса
на 2013-2014 учебный год
УМК «Школа России»
Автор: Л.Ф.Климанова
Разработчик программы
учитель начальных классов
Мосина Л.Е.
Педагогический стаж 31 год,
Первая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии с целями и задачами образовательной программы
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год – 34 ч уроков внеклассного чтения и 102 ч уроков литературного чтения.
Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение. Родная речь: учебник для 3 класса начальной школы: сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2013г.
Контрольно – измерительные материалы ФГОС. 3 класс, М.: «ВАКО»,2013г.
Итоговая аттестация. Литературное чтение 3 класс, М.: «Экзамен»,2013г.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ
3 КЛАССА:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.
Обучающиеся должны:
- владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 75 – 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
- сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
- подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
- различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.
Календарно – тематическое планирование материала
по внеклассному чтению в 3 классе
№п\п | Дата | Тема | Характеристика деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 17.02 24.02 03.03 03.02 10.02 17.03 05.05 07.04 14.04 21.04 28.04 12.05 19.05 26.05 | Книги, прочитанные летом Загадки на разные темы . Русские народные сказки. Бытовые сказки. Сказки народов Востока Проект « Сочиняем волшебную сказку». Творчество А.С. Пушкина. Сказки А. С. Пушкина. Сказки В.Одоевского, И Токмакова и её сказки. Стихи русских поэтов об осени (поэтический час) В.Чаплина, Б.Житков. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют (книга В.Л. Дурова. «Мои звери») Стихи А.Л.Барто, С.В.Михалкова Рассказы и сказки Н. Носова Презентация проекта «Сочиняем волшебную сказку». «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов о зиме). Современные детские журналы (библиотечный урок). Экскурсия в библиотеку
«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. Рассказы о подвигах наших соотечественников в ВОВ. Былины. Произведения о мамах.
Сказки Г.Х. Андерсена. В. Гауф. Сказки. Презентация проекта «О времени года». Итоговый урок. Что читать летом? | Знакомить учащихся с малыми фольклорными жанром- загадки.
Знакомить учащихся с произведениями о маме, с их авторами. Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку – маме. Знакомить с малыми жанрами зарубежного фольклора в переводах К.Чуковского. Показать сходные черты в произведениях зарубежного и русского фольклора. Развивать воображение, выразительную речь, память. Воспитывать трудолюбие, умение дружить, бережное отношение к вещам. Знакомить с творчеством поэтов – обериутов, обратить внимание на слово, творчество поэтов. Учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству. Знакомить с произведениями А.П.Гайдара. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать умение дружить, честность, ответственность. Ввести учащихся в богатство литературы о ратных подвигах нашего народа. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к нашей Родине, народу. Знакомить учащихся со стихами русских поэтов о весне. Учить находить в стихах сравнения, олицетворения. Развивать речь, воображение, память, образное мышление, умение переводить словесную информацию в зрительную. Воспитывать любовь к природе, русской поэзии. Работать над подготовкой проекта по теме. Знакомить с творчеством поэтов Орловщины. Развивать чуткое отношение к слову автора. Воспитывать любовь к родному краю, писателям, воспевавшим его красоту. Знакомить с биографией, творчеством Г.Х Андерсена. Учить находить главную мысль сказки, формулировать ее. Развивать мышление, анализ, умение делать выводы. Знакомить со сказками В.Гауфа. Учить находить главную мысль сказки, формулировать ее. Развивать мышление, анализ, умение делать выводы. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Литературное чтение
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради, тесты). | К | |
Печатные пособия | ||
Словари : толковый словарь, словарь фразеологизмов). Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению. | Д Ф | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлением для крепления картин, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. | Д Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия. | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению . | Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. | К Д Д Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое планирование по литературному чтению Климанова, Горецкий В.Г. 1 класс по ФГОС
К Т П по литературному чтению Климанова 1 класс...

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по литературному чтению
Данная рабочая программа составлена мной по УМК "Планета знаний" с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век" с учётом ФГОС...
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век" (4часа в неделю) с учётом ФГОС)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Климанова Л.Ф. 4 класс для обучающихся с ОВЗ
КТП по литературному чтению 4 класс для обучающихся с ОВЗУМК "Школа России" Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г....