Рабочая программа и календарно тематическое планирование по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Фетискина Евгения Анатольевна

Данная рабочая программа  составлена мной по УМК "Планета знаний" с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Государствен­ным стандартом содержания начального образования II по­коления и отражённых в его примерной (базисной) про­грамме курса литературное чтение автора Э.Э.Кац. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu_1_kl_.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1 класс

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

 Воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа  составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса литературное чтение автора Э.Э.Кац. Для знакомства с произведениями писателей родного края   программа «Тамбовские писатели детям» осуществляется   в качестве  учебного модуля в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

4. Цели и задачи

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Развивающие

  1. формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, правильной литературной речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации в учебной и справочной литературе.
  2. помочь детям узнать писателей родного края;
  3. начать знакомство с произведениями писателей родного края;

Общеучебные

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  3. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Воспитательные

Воспитание интереса к чтению художественной литературы, духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.

5. Специфика  программы

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения . Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

   В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

      Содержание программы по литературному чтению позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в  развитии

6. Основные содержательные линии курса

  1. ««Круг чтения»
  2. «Навык и культура чтения»
  3. «Работа с текстом и книгой»
  4. «Развитие воображения, речевой творческой деятельности»
  5. «Литературоведческая пропедевтика».

 

7. Структура программы

  Круг чтения

Предполагает знакомство детей с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, пословицами, поговорками, песнями. Учащиеся читают рассказы и стихотворения русских, зарубежных и современных писателей, рисующих картины летней, осенней, зимней и весенней природы; труда людей в эти времена года; жизни животных и растений; бережного отношения к природе.  Определенное место в классном чтении занимают статьи, рассказы и стихотворения о жизни школьников, о взаимоотношениях детей, о настоящих товарищах.

Большое внимание уделяется рассказам, стихотворениям, статьям о труде людей, о различных профессиях, о заботливом и бережном отношении человека к животным и растениям, к природе родного края.

  Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами. Преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов. Развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

К концу 1 класса учащиеся должны, уметь:

  1. сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
  2. выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  1. объяснять смысл названия произведения;
  2. выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника;
  3. выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;
  4. пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;
  5. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  6. высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;
  7. знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.

   Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  1. выразительно читать и учить наизусть стихотворения;
  2. сочинять рассказы по рисункам;
  3. сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

      Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми    

      фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

     Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне    прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

8. Требования к результатам

    Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения.

     Метапредметные планирование собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме;  находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных

     Предметные результаты:  чтение (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; чтение произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; объяснение смысл названия произведения;  выделение  в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочнике учебника; выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка; пересказывать фрагменты текста под руководством учителя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; высказывание своего отношения к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт; знакомство с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков:  изучения и первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, комплексного использования знаний, проверки, оценки и контроля знаний. Дифференцированные задания. Интеллектуальный марафон.  Творческие работы. Информационный поиск. Проектная деятельность.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль проводится по изучению каждого основного раздела

11. Объем и сроки изучения

На изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего – 40 часов:


Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое

планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Страна Вообразилия (16 ч)

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению.

Стихотворный ритм (хорей). Многозначные слова.

Освоение нового ритма (ямба). Фразеологические обороты)

С.Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»;  В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище»  (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари  «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»;  И. Токмакова «Пряничные человечки»;  М. Карем  «На травке»; В. Хотомская  «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

Сказки о животных (14 ч)

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Сочинение сказки о животном.

Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А.Усачёв «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».

Выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

Отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.

Природа и мы (10 ч)

Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста.

Работа над содержанием.

Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.

Г. Балл. Кружавинка ; М.Пришвин. Осеннее утро., Черёмуха; А. Блок «Зайчик»; Н.Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А.Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Выделять нужные фрагменты текста.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.

Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.




Тамбовские писатели - детям (8 ч)

«Писатели родного края»

Знакомство с произведениями А.М.Акулинина. Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста. Работа над содержанием.

Обогащение словаря.

Жизнь и творчество А.М.Акулинина. А.М.Акулинин. Одно имя на двоих. А.М. Катькин урок. А.М.Акулинин. Кукольный класс. А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой. А.М.Акулинин. Анисовые яблоки. А.М.Акулинин. Свои загадки. Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

 

Приложение к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 1-а

Учитель Фетискина Е.А.

Количество часов:

всего 40 часов; в неделю 4 ч

Плановых контрольных уроков 1

Планирование составлено на основе рабочей программы по литературному чтению

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс – М., АСТ, Астрель – 2011;

                    рабочая тетрадь – Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс– М., АСТ, Астрель – 2011

                   Сборник. Составитель Г.М.Первова «Тамбовские писатели – детям» - Тамбов: Юлис, 2007

Дополнительная литература: 1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» // Э. Э. Кац. – М., АСТ, Астрель – 2011

2. Г.М.Первова. Методические рекомендации к урокам по книге « Тамбовские   писатели  –  детям » – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

  Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

КУ – комбинированный урок

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

3 четверть (10ч.)

1

Знакомство с учебником

С. 2 - 5

УИПЗЗ

Формирование представления об информационном пространстве учебника

 Иметь представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи

Фронтальный

Рассказать о прочитанном.

Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой

01.03

Страна Вообразилия (16 ч)

2

Игра с буквами

С. 6 - 7

УКИЗ

Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. Формирование умения работать со словарем.

 Совершенствовать технику чтения.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания

 Уметь работать со словарем.

Самостоятельное чтение

Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

05.03

3

С. Михалков «Азбука»

С. 8 - 9

УИПЗЗ

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Заучивание наизусть

Уметь читать про себя, вслух, «цепочкой» с постепенным переходом к плавному чтению целыми словами. Определять  свою эмоциональную окрашенность  произведения,

Уметь находить  в тексте фрагменты, подтверждающих собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировка в заучивании наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

06.03

4

Фантастические существа

С. 10 - 11

УЗНЗВУ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие внимание к звуковому образу слова.

Понимать эмоционально-смысловое значение стихотворения,

 уметь выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки.

Знать наизусть несколько строчек

Самостоятельное чтение

07.03

5

К. Чуковский «Храбрецы»

С. 12 - 14

УОСЗ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи.

Знать культуру чтения стихотворений.

 Иметь представление о связи интонации и смысла речи. Выявлять эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения.

Уметь актуализировать читательский и жизненный опыт.

Фронтальный опрос

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге.

Аргументировать собственную позицию.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине).



Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою.




Придумывать свой рассказ о пряничной стране и его презентовать.








Приобретать опыт записи придуманной истории






Определять эмоциональное содержание стихотворения (грустное, веселое).

Давать характеристику объектам стихотворения.




Сочинить свою считалку с придуманными словами.




Отличать поэтический текст от прозаического.

Помещать себя в воображаемую ситуацию.











   


Сравнивать эмоциональное состояние героев.



Распознавать особенности построения фольклорного жанра-загадки.

Сочинять свои загадки в форме описания.

12.03

6

В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»

С. 12 – 14

Жизнь и творчество А.М.Акулинина.

УОСЗ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Знакомство с  тамбовским автором

Уметь слушать и правильно читать стихотворение.

Уметь актуализировать читательский и жизненный опыт.

Самоконтроль

13.03

7

Стихотворный ритм (хорей)

(Дж.Родари «Лежебока»)

с. 15 – 17

В.Лифшиц «Тимоша»

С. 18 - 19

УИПЗЗ

Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. Представления о многозначности слова.

Уметь соблюдать паузу при чтении. Иметь представление о ритме.

 Иметь понятие о многозначности слова.

Уметь выполнять  информационный поиск

Самостоятельное чтение

14.03

8

Стихотворный ритм (ямб)

«Купите лук»

(В. Левин «Обыкновенная история»)

С. 20 - 23

УИПЗЗ

Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению.

Иметь представление о ритмичности стихотворной речи, о ритме.

Уметь самостоятельно прохлопывать ритм стихотворения.

Уметь «оформлять словами» результаты своего воображения

Самостоятельное чтение

15.03

9

И. Токмакова «Пряничные человечки»

С. 24 - 25

УИПЗЗ

Развитие творческого воображения. Обогащение словаря.

Уметь распознавать многозначность слова и словосочетаний.

Уметь читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

Текущий

19.03

10

Освоение рифмы

К. Чуковский «Тараканище»; М. Карем «На травке»; (В. Хотомская «Аист»)

С. 25 – 29

А.М.Акулинин. «Одно имя на двоих».

УОСЗ

Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Знать, что такое рифма и находить рифмы в стихотворении.

Уметь передавать в устной речи собственный вымысел,

Текущий

20.03

11

Освоение рифмы

К. Чуковский «Скрюченная песенка»

С. 30 - 31

УОСЗ

Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел.

Уметь определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения.

Уметь выделять рифмы.

Текущий

21.03

4 четверть (30ч.)

12

Считалки

С. 32 – 35

А.М.Акулинин. «Катькин урок»

УПОКЗ

Слоговое вдумчивое чтение, совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Уметь читать правильно и быстро (без слогов) считалки.

Уметь выявлять специфику считалок.

Текущий (тест)

02.04

13

Чудесные приключения

Ю Тувим «Чудеса» (Д. Самойлов «Сказка»)

С. 36 – 39

Б. Заходер «На Горизонтских островах»

С. 40 - 43

УИМПЗ

Развитие умения включать новые слова в речь.

Уметь включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль.

Тематический (выборочное чтение)

03.04

14

Неживое становится живым

О.Мандельштам «Телефон»

(О. Дриз «Юла»)

С.44 – 46

Ю Тувим «Пляска»

С. 46 - 47

УЗНЗВУ

Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Обучение сравнению героев разных произведений.

Уметь выразительно читать стихи.

Уметь осмысливать эмоциональное состояние героя. Уметь соблюдать ритм   стихотворения при чтении.

Выразительное чтение текста

04.04

15

Загадки

С. 48 – 51

А.М.Акулинин. «Кукольный класс».

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Сочинение загадок. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Уметь определять жанр загадки. Сочинение загадок. Уметь описывать объект в устной речи

Индивидуальный

05.04

16

Звучащий мир в поэзии

В. Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Груши»

С. 51 – 53

«Было тихо»

С. 54 - 55

УИПЗЗ

Формирование умения создавать рассказ по картинкам.

Знать способы передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении..

Уметь создавать рассказ по картинкам.

Текущий

Определять

эмоциональную окрашенность произведения.

Сочинять рассказ по картинкам, используя слова с буквой «р»

09.04

Сказки о животных (14 ч)

17

Народные сказки

С. 58 – 59

УКИЗ

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Уметь читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта

Текущий

Выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

10.04

18

«Лиса и Рак» (русская народная сказка)

С.60 - 61

УКИЗ

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Уметь читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Отвечать на вопросы, используя текст.

Текущий

11.04

19

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

С. 62 - 65

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении.

 

Уметь  передавать при чтении состояние персонажа.

Иметь представления об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках.

Уметь  оценивать чтение товарища

Текущий

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Распознавать особенности построения сказок.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.


Инсценировать художественное произведение.

Оценивать высказывание, чтение товарища, аргументировать свою позицию.

Включать в речь новые слова.


Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок.







Определять основные качества героев.

Давать нравственную оценку поступков героев.

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Различать литературные жанры.


.








Сопоставлять героев-животных в народных и авторских сказках.



Устанавливать причины изменений во внутреннем состоянии персонажа.


Творчески воспроизводить последовательность событий.

12.04

20

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71

УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Уметь работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему.

Владеть плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами.

Текущий

16.04

21

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71

А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой.

УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Уметь пересказывать текст подробно по плану.

Уметь определять литературные жанры.

Текущий

17.04

22

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71

УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Уметь работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему.

Уметь читать в пределах норм программы и осмысливать прочитанное.

Текущий

18.04

23

«Конь и лиса» (немецкая народная сказка)

С. 72 – 75

«Как кролик взял койота на испуг» (сказка американских индейцев);

«Гиена и черепаха» (африканская народная сказка)

С. 76 - 80

УОСЗ

Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении.

Владеть интонационно-выразительным чтением.

Уметь понимать смысловое наполнение слова в тексте художественного произведения.

Уметь находить нужные фрагменты текста,.

Самоконтроль

19.04

24

Авторские сказки

К. Ушинский «Лиса и козел»

С. 81 - 83

УИПЗЗ

Актуализация прошлого читательского опыта. Умение читать по ролям.

. Уметь читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя..

Знать народные традиции в сказках.

Взаимоконтроль

23.04

25

Дж.Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса»

С.84 – 89

А.М.Акулинин. «Анисовые яблоки»





УИПЗЗ

Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Обогатить свой словарный лексикон словами, передающие внутренние переживания.

 Уметь передать при чтении состояние героя.

Уметь объяснять сделанные выводы.

Текущий

24.04

26

Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

С. 90 - 97

УИПЗЗ

Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Развитие умения рассказывать о герое по предложенному плану.

Уметь объяснять название произведения,

Уметь работать с текстом: находить нужные фрагменты; рассказывать о герое по предложенному плану; определять причины поступков героев.

Определять специфику различных видов текста.

Тематический (самостоятельная работа)

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.



Воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности.





Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты.










Делать элементарный анализ сказки, используя средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Распознавать  особенности сказки-притчи.




25.04

27

Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

С. 98 - 101

УИПЗЗ

Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение.

Уметь сознано воспринимать (при чтении вслух и про себя)  содержание текста.

Уметь озаглавливать части текста.

Текущий

26.04

28

Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

С. 98 - 101

УИПЗЗ

Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение.

Уметь работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать свое отношение к нему; рассказывать о его поступках; обосновывать свою позицию.

Текущий

30.04

29

А. Усачев «Пятно»

С. 102 - 105

УИПЗЗ

Пересказ текста.

Уметь включать новые слова в речевую практику. Уметь передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать свое отношение к героям разных произведений. Развивать внимание к внутреннему состоянию героя и к авторской позиции

Подробный пересказ текста

02.05

30

Б. Сергуенков «Сладкая трава»

С.106 - 107

УИПЗЗ

Работа над содержанием произведений. Анализирование, ответы на вопросы.

Уметь оценивать героя.

Соотносить поступки и внутреннее состояние героя. Обогащение знаний о нравственной оценке поступка героя. Уметь воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества

Индивидуальный

03.05

                                                                                                     Природа и мы (10ч)

31

Г. Балл «Кружавинка»

С. 110 - 113

УИПЗЗ

Совершенствование навыка смыслового чтения.

Уметь определять авторскую позицию и способы  ее выражения.

Уметь выделять нужные фрагменты из текста.

Уметь определять свое отношение к прочитанному, давать оценку героям. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе

Текущий

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора



Развивать внимание к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя.

07.05

32

М. Пришвин «Осеннее утро»

С.114 – 115

А.М.Акулинин. «Свои загадки».

УЗНЗВУ

Пересказ текста. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

. Уметь  оценивать чтение и высказывание товарища.

Уметь видеть за словом текста конкретную картину жизни

Взаимоконтроль

08.05

33

А. Блок «Зайчик»

С. 116 - 117

УПОКЗ

Работа над содержанием.

 Уметь  читать лирическое произведение.

Уметь выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста.

Текущий

Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Включать новые слова в свою речь.

Определять свои возможности и интересы при выборе задания.

Оценивать чтение товарища.

Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию.

Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в инсценировке сказок.


Наблюдать за животными,

выражать в устной речи свое отношение к ним.

Составлять рассказ о своем любимом герое.



Подбирать слова для характеристики героя.

Создавать собственный текст на основе художественного произведения.


Рисовать любимый цветок.

Создавать собственный текст на основе личного опыта.

Осознавать сущность поведения героев.





Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение.

Осознанно воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного.

10.05

34

Н. Рубцов «Воробей»

С. 118 - 119

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.

Уметь включать новые слова в речевую практику. Уметь выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть

Чтение стихотворения наизусть выразительно







14.05

35

Л. Толстой «Орел»

С. 120 - 121

УИПЗЗ

Развитие умения определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям.

Уметь определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям

Текущий

15.05

36

Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»

С. 122 - 123

УИПЗЗ

Герои произведения. Пересказ текста.

 Уметь рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Уметь передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений

Текущий

16.05

37

А. Барто «Думают ли звери»

С.124 – 125

Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина.

УИПЗЗ

Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. Умение оценивать чтение товарища.

Уметь понимать смысл поставленного вопроса.

Уметь понимать чувства и мысли повествователя. Уметь оценивать чтение товарища

Текущий

17.05

38

М. Пришвин «Черемуха»

С.126 - 127

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Развитие умения рассказывать о явлениях природы.

Обогащение словаря. Уметь рассказывать о любимых явлениях природы.

Уметь находить границы абзацев, произведения

Выразительное чтение текста

21.05

39

В. Жуковский «Жаворонок»

С. 128 - 129

УОСЗ

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст

Уметь читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей  понимать смысл прочитанного.

Оценивать выступление товарища.

Уметь находить рифмы.

Текущий

22.05

40

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

С. 130 - 131

УОКЗ

Пересказ текста. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях.

Развитие внимания к переживаниям повествователя. Уметь рассказывать о зрительных впечатлениях. Уметь оценивать чтение товарища

Тематический (письменная работа). Итоговый за 1 класс

23.05

Резерв 1ч

24.05

Требования к результатам

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к изучению литературного чтения;
  2. ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  3. умение признавать собственные ошибки;

У учащихся могут быть сформированы:

  1. умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  2. адекватная самооценка;
  3. чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  4. восприятие литературы9 как части общечеловеческой культуры;
  5. устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  1. сознательно плавно читать целыми словами вслух и про себя.
  2. правильно произносить гласные и согласные звуки в словах.
  3.  изменять интонацию, силу голоса, выдерживать паузы, ускорять и замедлять темп чтения.
  4. работать с текстом и книгой

Учащиеся получат возможность научиться:

  1.  придумывать продолжение прочитанного произведения, развивать отдельные сюжетные линии.
  2.  сочинять рассказы на заданную тему.
  3.  записывать 1—3 предложения из придуманного рассказа.
  4.  сочинять песенки, считалки, загадки по образцу.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  2. учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  3. вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  4. сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  5. адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1.  описывать наблюдаемые объекты.
  2.  сравнивать: видеть сходное и различное.
  3.  видеть связь объекта с окружающей действительностью.
  4.  привлекать и использовать свой жизненный опыт.
  5. планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. объяснять смысл заглавия произведения.
  2. выделять непонятные слова и словосочетания, находить их значение в словаре-справочнике.
  3. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
  4. выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.
  5. выбирать слово из предложенного списка для выражения своей мысли.
  6. озаглавливать отдельные части текста.
  7. пересказывать фрагмент текста.
  8. воспроизводить сюжет по вопросам и картинкам.
  9. сравнивать внешность, поступки, особенности характера героев (выполняется под руководством учителя).
  10. ориентироваться в книге, находить в оглавлении нужные произведения.
  11. соотносить иллюстрации художественного произведения с его содержанием.
  12. подбирать книги для тематической выставки.
  13.  сочинять рассказы по картинкам.
  14.  пересказывать фрагмент произведения от лица одного из персонажей.
  15. получат представление о следующих жанрах: сказка (народная и авторская), рассказ, стихотворение, загадка, считалка, песенка, скороговорка.
  16. познакомятся с понятиями «рифма», «ритм» (на уровне прохлопывания в ладоши двусложных стихотворных ритмических размеров);
  17. познакомятся с писателями родного края и их произведениями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. «помещать» себя в вымышленную ситуацию, рассказывать о своих действиях и чувствах.
  2.  подбирать недостающие рифмы к стихотворным строкам.
  3.  создавать иллюстрации к тексту.
  4.  инсценировать литературные произведения или их отрывки.
  5. проявлять познавательную инициативу при работе с новым произведением;
  6. сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий;  

     переводить информацию из одного вида в другой;

  1. находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1.  вести диалог, задавать вопросы, слышать и воспроизводить ответы других.
  2.  высказывать свое отношение к увиденному, услышанному и прочитанному, выступать с рассказом перед группой.
  3.  наблюдать за окружающим миром.
  4.  воспроизводить объекты и ситуации по ассоциациям.
  5.  проявлять рефлексию, сопереживать другим людям и живым существам.
  6. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение; объединять полученные результаты;
  7. задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  2. обогащать знания о содержании понятий «добро», «зло», «жестокость», «справедливость», «сочувствие», «доброжелательность», «равнодушие»;
  3. уметь чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;
  4. выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  5. задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Список литературы

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

  1. Для учащихся:
  1. Э. Э. Кац. Литературное чтение 1 класс. Учебник.  — М., АСТ, Астрель. 2011
  2. Э. Э. Кац. Литературное чтение 1 класс. Рабочая тетрадь. — М., АСТ, Астрель. 2011
  1. Для учителя:
  1. Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель. 2011
  2. Сборник.  «Тамбовские писатели – детям» - Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова
  3. Г.М.Первова. Методические рекомендациями к урокам по книге « Тамбовские   писатели  –  детям » – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ,Климанова

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС календарно-тематическое планирование  Климанова "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс, УМК ОС "Школа 2100".

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс, (136 ч.), УМК ОС "Школа 2100", авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева ...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по литературному чтению в 4 классе УМК "Гармония" 3 часа в неделю.

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием, с поурочными УУД.  Также график контрольных чтений и тестирований....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по литературному чтению

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по литературному чтению 2 класс Перспектива...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по литературному чтению

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по литературному чтению 2 класс Перспектива...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....