Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_predshkolnoy_podgotovke_solnechnye_stupenki.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки"
для детей 5 лет
МБОУ "СОШ №32"
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Киржаева Е.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Пояснительная записка к рабочей учебной программе по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки".
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребёнка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребёнок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребёнок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребёнка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность дошкольника к обучению в школе находит своё выражение в:
- наличии чётких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребёнка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе.
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
- подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
- формирование положительного отношения к школе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Данная программа содержит четыре комплексных блока:
- Знакомство с окружающим миром.
- Подготовка к письму.
- Математика.
- Творчество.
Пояснительная записка к блоку "Знакомство с окружающим миром".
Рабочая программа блока "Знакомство с окружающим миром" имеет социально-педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Знакомство с окружающим миром" (часть 1- "Предметы", часть 2- "Природа").
Основная задача - в доступной занимательной форме пополнить запас знаний детей об окружающем мире.
Программа блока "Знакомство с окружающим миром" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 60 занятий за год.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Занятия ориентированы на развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, творческих способностей и познавательной активности детей 5лет.
Выполняя задания в тетради, ребёнок развивает координацию движений рук и пальцев, совершенствует речевое развитие, внимание, память, мышление.
На занятиях дети научатся:
- классифицировать предметы и объекты природы;
- называть группы предметов и объектов природы обобщающими словами;
- выделять существенные признаки групп предметов и объектов природы.
К концу обучения дети должны знать:
- названия игр и игрушек, посуды, одежды, головных уборов, обуви, мебели, школьных принадлежностей, электроприборов, инструментов, музыкальных инструментов, спортивных принадлежностей, транспорта (наземного, воздушного, водного), профессий, техники, овощей, фруктов, ягод, цветов, деревьев, грибов, животных (домашних и диких), животных Севера и жарких стран, обитателей морей, птиц, в том числе домашних, рыб, насекомых.
Должны иметь представление:
- о видах посуды;
- о сезонной одежде, головных уборах и обуви;
- о принадлежности инструментов людям разных профессий;
- какие спортивные принадлежности необходимы спортсменам разных видов спорта;
- чем похожи и чем отличаются виды транспорта;
- о людях разных профессий;
- о растительном и животном мире частей света;
- о пользе овощей, фруктов и ягод;
- чем похожи и чем отличаются домашние животные от диких;
- об обитателях морей и рек.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Корректировка |
1-2 | Игрушки. | 2 | ||
3-4 | Посуда. | 2 | ||
5-6 | Одежда. | 2 | ||
7-8 | Головные уборы. | 2 | ||
9-10 | Обувь. | 2 | ||
11-12 | Мебель. | 2 | ||
13-14 | Школьные принадлежности. | 2 | ||
15-16 | Электроприборы. | 2 | ||
17-18 | Инструменты. | 2 | ||
19-20 | Музыкальные инструменты. | 2 | ||
21-22 | Спортивные принадлежности. | 2 | ||
23-24 | Наземный транспорт. | 2 | ||
25-26 | Воздушный транспорт. | 2 | ||
27-28 | Водный транспорт. | 2 | ||
29-30 | Профессии. | 2 | ||
31 | Техника. | 1 | ||
32-33 | Овощи. | 2 | ||
34-35 | Фрукты. | 2 | ||
36-37 | Ягоды. | 2 | ||
38-39 | Цветы. | 2 | ||
40-41 | Деревья. | 2 | ||
42-43 | Грибы. | 2 | ||
44-45 | Домашние животные. | 2 | ||
46-47 | Дикие животные. | 2 | ||
48 | Животные Севера. | 1 | ||
49-50 | Животные жарких стран. | 2 | ||
51-52 | Обитатели моря. | 2 | ||
53-54 | Птицы. | 2 | ||
55-56 | Домашние птицы. | 2 | ||
57-58 | Рыбы. | 2 | ||
59-60 | Насекомые. | 2 |
Пояснительная записка к блоку "Подготовка к письму".
Дошкольный курс подготовки детей к письму призван обеспечить качественную подготовку детей 5 лет к обучению в начальной школе. При этом готовность детей 5 лет к школьному обучению определяется не умением писать, а тем, в какую деятельность это умение включено.
Рабочая программа блока "Подготовка к письму" имеет социально - педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Папка дошкольника": "Знакомство с клеточками", "Раскраска - пропись".
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование начальных графических навыков.
Программа блока "Подготовка к письму" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятий за год.
На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:
- положение пальцев при письме;
- положение кисти при письме;
- нажим при письме;
- положение тела при письме.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, продолжение написания различных графических элементов в тетрадных сетках (в клетку и в линию) и копирование рисунков. На занятиях используются пальчиковая гимнастика и весёлые подвижные игры (речь + движение).
К концу обучения дети научатся:
- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линию;
- выполнять графические диктанты;
- в точности копировать предложенные схемы рисунков;
- обводить рисунок по пунктирным линиям и раскрашивать;
- писать различные графические элементы в тетрадных сетках (в клетку и линию).
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Корректировка |
«Знакомство с клеточками» | ||||
1 | Длинная и короткая прямая линии. | 1 | ||
2 | Флажки. Графическая моторика. | 1 | ||
3 | Домики. Графическая моторика. | 1 | ||
4 | Ёлочки. Графическая моторика. | 1 | ||
5 | Машины. Графическая моторика. | 1 | ||
6 | Цветочки. Графическая моторика. | 1 | ||
7 | Кораблики. Графическая моторика. | 1 | ||
8 | Грибочки. Графическая моторика. | 1 | ||
9 | Вишенки. Графическая моторика. | 1 | ||
10 | Рыбки. Графическая моторика. | 1 | ||
11 | Бабочки. Графическая моторика. | 1 | ||
12 | Зонтики. Графическая моторика. | 1 | ||
13 | Чашечки. Графическая моторика. | 1 | ||
14 | Самолётики. Графическая моторика. | 1 | ||
15 | Мячики. Графическая моторика. | 1 | ||
« Раскраска – пропись» | ||||
16 | Штриховка. Домик. | 1 | ||
17 | Длинная и короткая наклонные линии с закруглением вверху и внизу. | 1 | ||
18 | Штриховка. Фрукты. | 1 | ||
19 | Длинная наклонная линия с петелькой вверху и внизу. | 1 | ||
20 | Штриховка. Мячик. | 1 | ||
21 | Овал. | 1 | ||
22-23 | Полуовал. | 2 | ||
24 | Штриховка. Вертолётик. | 1 | ||
25 | Штриховка. Шарик. | 1 | ||
26 | Росчерк на строке. | 1 | ||
27 | Штриховка. Чашечка. | 1 | ||
28 | Росчерк на строке. | 1 | ||
29 | Штриховка. Одежда. | 1 | ||
30 | Штриховка. Птицы. | 1 |
Пояснительная записка к блоку "Математика".
Рабочая программа блока "Математика" имеет социально-педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Математика малышам" (часть 1, часть 2).
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.
Программа блока "Математика" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 60 занятий за год.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Программа ориентирована на развитие мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, творческих способностей детей, их интереса к математике.
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
К концу обучения дети научатся:
- сравнивать предметы по величине;
- считать в пределах десяти (прямой счёт);
- соотносить цифру с количеством предметов.
Обучающиеся познакомятся:
- с геометрическими фигурами;
- с понятиями "много" - "мало", "много" - "один", "столько же, сколько", "больше" - "меньше", "выше" - "ниже", "шире" - "уже" и т.д.;
- цифрами от 1 до 9;
- количественным и порядковым значением чисел.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Корректировка |
1-3 | Свойства предметов. Большой – маленький. | 3 | ||
4-5 | Свойства предметов. Длинный – короткий. | 2 | ||
6-7 | Свойства предметов. Высокий – низкий. | 2 | ||
8-9 | Свойства предметов. Широкий – узкий. | 2 | ||
10-11 | Пространственные отношения: под, на, над, перед, около. | 2 | ||
12-13 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 | ||
14-15 | Геометрические фигуры. Круг. | 2 | ||
16-17 | Геометрические фигуры. Квадрат. | 2 | ||
18-19 | Геометрические фигуры. Треугольник. | 2 | ||
20-21 | Геометрические фигуры. Прямоугольник. | 2 | ||
22-23 | Геометрические фигуры. Овал. | 2 | ||
24-25 | Закрепление. Геометрические фигуры. | 2 | ||
26-27 | Понятия «много» - «мало». | 2 | ||
28-29 | Много – один. | 2 | ||
30-32 | Сравнение предметов. Исключение «лишнего». | 3 | ||
33 | Счёт предметов. Больше, меньше, столько же. | 1 | ||
34-35 | Число и цифра 1. | 2 | ||
36-37 | Число и цифра 2. | 2 | ||
38-39 | Число и цифра 3. | 2 | ||
40-41 | Число и цифра 4. | 2 | ||
42-43 | Число и цифра 5. | 2 | ||
44-45 | Число и цифра 6. | 2 | ||
46-47 | Число и цифра 7. | 2 | ||
48-49 | Число и цифра 8. | 2 | ||
50-51 | Число и цифра 9. | 2 | ||
52-53 | Число 10. | 2 | ||
54-55 | Счёт предметов. | 2 | ||
56-57 | Счёт предметов. Понятия «столько же, сколько …». | 2 | ||
58-60 | Числа от 1 до 10. Счёт предметов. | 3 |
Пояснительная записка к блоку "Творчество".
Рабочая программа блока "Творчество" имеет социально -педагогическую направленность.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.
Основные задачи:
- Развивать у ребёнка любовь к прекрасному, обогащать его духовный мир.
- Развивать восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, этическое отношение к окружающей действительности.
- Приобщать к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
- Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства.
- Развивать художественные способности ребёнка.
- Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности.
Программа блока "Творчество" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятий за год.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: лепка, рисование, аппликация, оригами, вырезание, достраивание до образа.
К концу обучения дети научатся:
- лепить предметы из пластилина;
- пользоваться стекой;
- обращаться с ножницами;
- вырезать по контуру;
- пользоваться клеем;
- рисовать и лепить по представлению;
- составлять узоры из геометрических фигур;
- достраивать до образа;
- аккуратно выполнять работы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Корректировка |
1 | Лепка из пластилина. Фрукты и овощи. | 1 | ||
2 | Цвет (нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка. | 1 | ||
3 | Рисуем насекомых. Бабочка. | 1 | ||
4 | Лепка из пластилина .Жираф. | 1 | ||
5 | Знакомство с ножницами. Правила безопасного обращения. Цветы. | 1 | ||
6 | Вырезание рыб для «аквариума». | 1 | ||
7 | Лепка морских животных. Кит. | 1 | ||
8 | Аппликация. Кораблик. | 1 | ||
9 | Рисование на тему «Я и моя семья». | 1 | ||
10 | Рисование по представлению « Моя любимая игрушка». | 1 | ||
11 | Лепка из пластилина посуды. | 1 | ||
12 | Рисование животных по трафарету. | 1 | ||
13 | Аппликация «Букет цветов». | 1 | ||
14 | Вырезание из бумаги снежинок. | 1 | ||
15 | Вырезание из бумаги ёлочки. | 1 | ||
16 | Составление узора из геометрических фигур. | 1 | ||
17 | Рисуем любимого героя из мультфильма. | 1 | ||
18 | Достраивание до образа обрезков цветной бумаги. | 1 | ||
19 | Рисование гриба по образцу. | 1 | ||
20 | Лепка из пластилина. Грибы. | 1 | ||
21 | Аппликация «Кисть винограда» | 1 | ||
22 | Рисование по представлению «Дом, в котором я живу». | 1 | ||
23-24 | Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). | 2 | ||
25 | Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. | 1 | ||
26 | Рисование красками “Кляксография”. Работа по развитию воображения. | 1 | ||
27 | Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. | 1 | ||
28 | Оригами “Птица”. | 1 | ||
29 | Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. | 1 | ||
30 | Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. | 1 |
Учебно - методический комплект состоит из учебных пособий:
1."Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"- "Математика малышам (часть 1, часть 2).
2."Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"- "Знакомство с окружающим миром" (часть 1, часть 2).
3."Солнечные ступеньки", серия "Папка дошкольника": "Знакомство с клеточками", "Раскраска - пропись".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...
Рабочая учебная программа по модулю литературного чтения «Тамбовские писатели – детям»
Курс «Тамбовские писатели – детям» является модулем курса литературного чтения в начальной школе и изучается во втором полугодии 1-4 классов в объеме 1 ч. в неделю.Рабочая программа к курсу «Тамбовски...
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...
Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...
Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....