Нетрадиционные способы обучения письму детей шестилетнего возраста
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Аттестационная работа
на подтверждение 1 квалификационной категории.
Методическая разработка раздела
«Нетрадиционные способы обучения письму
детей шестилетнего возраста»
образовательной программы по обучению грамоте.
Выполнила:Каюмова Рушания Хамитовна
учительница начальных классов
МБОУ Уразовская СОШ.
Образование: высшее.
Педагогический стаж: 33 года.
Стаж работы в МБОУ УСОШ:32 г.
Уразовка 2011.
Содержание.
1.Пояснительная записка…………………………………………….3
2.Цели и задачи разработки……………………………………….....6
3.Планируемые результаты………………………………………….7
4.Обоснование технологий раздела. Поиск путей эффективных методов обучения...…………………………..………………...….....8
5.Система упражнений. Средства формирования каллиграфических навыков……………………………………………………………….11
6.Разработка урока…………………………………………………...15
7.Заключение………………………………………………………....18
8.Литература……………………………………………………….…20
9.Приложения………………………………………………………...21
I.Пояснительная записка
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (около 23 недель, 9 часов в неделю) определяется особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, в словах, предложениях.
Наряду с формирование основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Обучение письму самое трудное в жизни шестилеток. Эти трудности связаны с особенностями функциональных возможностей первоклассников. Выполнение письма связано тонкой и совершенной координаций движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает зрительное напряжение мышц не только рук, но и туловища. У шестилеток несовершенна нервная регуляции движений. Это объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений; трудность завершения движений по сигналу. При выполнении движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто « поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому им легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры. У шестилеток недоразвиты мускульная, тактильная и зрительно-двигательная памяти.
Трудности в обучении письму связаны и с параллельным формированием орфографического навыка. Недостатки устной речи, расстройства и трудности артикуляции часто превращаются в определенные трудности при письме. Если у ребенка имеется нарушение звукопроизношения, это отрицательно влияет на слуховое восприятие звука, затрудняет звукобуквенный анализ, замедляет этот процесс, что и ведет к трудностям усвоения навыка письма. У этой группы детей наиболее часто отмечаются следующие нарушения письма: искажение почерка, пропуски и замены букв, неправильное написание букв, очень медленный темп, тремор.
Ведущее место в традиционной методике обучения письму занимал принцип поэлементного изучения письменных законов. Его разработали методисты-каллиграфы Вахтеров В.П., Греков В.Ф. и другие.
Учёный – педагог Выготский А.С. выделяет те особенности письменной речи,что представляют основную трудность для ребёнка и определяют специфику грамматики, как предмета. Выготский пишет,что письменная речь лишена звуков,в слове нет ничего от ощущений. Понятия образуются, когда сформируются ощущения.
Итальянский педагог Мария Монтессори разработала методы развития органов чувств у детей. В свое книге « Дом Ребёнка» она предлагает работу по восприятию форм букв через ощущения, т е развивает тактильную память. В Нижегордской области работают детские сады, где методы Монтессори являются ведущими в воспитании и обучении детей. Эти детские сады востребованы и очень популярны среди родителей.
За годы работы в школе я изучила опыт многих учителей – новаторов,которых волновали трудности обучения письму в младших классах.Е.Н. Потапова разработала методику « Оптимизация обучения 6-7 летних детей письму»,где использует буквенные трафареты Монтессори. Н. А. Агаркова предлагает методику поэлементного обучения письму,где ведущим приёмом является конструирование и переконструирование букв из элементов- шаблонов. Большой интерес вызывает метод В.А. Илюхиной письмо с « секретом».Интересна технология обучения письму леворуких детей М.М.Безруких. Грузинский педагог В.Г.Ниорадзе разработала технологию,которая позволяет не просто научить младших школьников писать отдельные буквы и их соединения, а освоить общие структурные единицы русского письменного шрифта. Познакомилась с опытом работы
В.Ф.Одеговой, которая переняла его у педагогов Чехии. В моей разработке много похожих упражнений.Очень понравилось ртимическое письмо,которое позволяет контролировать свою работу,писать каждую букву сознательно.Ритмическое письмо достигается за счёт своевременного «тормоза» Этот вид письма успокаивает детей,не сбивает ритм пульса ,положительно влияет на самочувствие детей.
Учитывая особые трудности обучения письму шестилетних детей, я составила методическую разработку « Нестандартные способы обучения письму детей шестилетнего возраста».
Наиболее близкой и приемлемой для меня оказалась методика Е.Н. Потаповой. На основе этой методики разработала серию упражнений для формирования навыков каллиграфического письма. Это и является отличительной чертой и новизной моей разработки.
Мой раздел программы разработан в соответствии с требованиями ФГОСТ ННО к структуре основной образовательной программы. Он направлен на создание основы для самореализации учебной деятельности,обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвития, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Раздел «Нестандартные способы обучения письму детей шестилетнего возраста» разрабатывается с учётом психолого-педагогических особенностей младших школьников, которые расшифрованы в ФГОСТ ООН.
II.Цели и задачи.
В школе работаю 33 ий год. Часто остаюсь недовольной, когда дети уходят в среднее звено не овладев каллиграфическим навыком.
Проблемы формирования каллиграфического письма, поиски наиболее эффективных методов обучения письму всегда были и в настоящее время остаются по- прежнему актуальными.
Цели и задачи моей разработки: доказать эффективность предлагаемой системы,описать методику работы над каллиграфией учащихся,систематези-
ровать описанные упражнения и средства формирования каллиграфии.Развивать различные виды памяти, совершенствовать коммуни-
кативно- познавательные умения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestacionnaya_rabota.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Уразовская СОШ
Аттестационная работа
на подтверждение 1 квалификационной категории.
Методическая разработка раздела
«Нетрадиционные способы обучения письму
детей шестилетнего возраста»
образовательной программы по обучению грамоте.
Выполнила:Каюмова Рушания Хамитовна
учительница начальных классов
МБОУ Уразовская СОШ.
Образование: высшее.
Педагогический стаж: 33 года.
Стаж работы в МБОУ УСОШ:32 г.
Уразовка 2011.
Содержание.
1.Пояснительная записка…………………………………………….3
2.Цели и задачи разработки……………………………………….....6
3.Планируемые результаты………………………………………….7
4.Обоснование технологий раздела. Поиск путей эффективных методов обучения...…………………………..………………...….....8
5.Система упражнений. Средства формирования каллиграфических навыков……………………………………………………………….11
6.Разработка урока…………………………………………………...15
7.Заключение………………………………………………………....18
8.Литература……………………………………………………….…20
9.Приложения………………………………………………………...21
I.Пояснительная записка
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (около 23 недель, 9 часов в неделю) определяется особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, в словах, предложениях.
Наряду с формирование основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Обучение письму самое трудное в жизни шестилеток. Эти трудности связаны с особенностями функциональных возможностей первоклассников. Выполнение письма связано тонкой и совершенной координаций движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает зрительное напряжение мышц не только рук, но и туловища. У шестилеток несовершенна нервная регуляции движений. Это объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений; трудность завершения движений по сигналу. При выполнении движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто « поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому им легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры. У шестилеток недоразвиты мускульная, тактильная и зрительно-двигательная памяти.
Трудности в обучении письму связаны и с параллельным формированием орфографического навыка. Недостатки устной речи, расстройства и трудности артикуляции часто превращаются в определенные трудности при письме. Если у ребенка имеется нарушение звукопроизношения, это отрицательно влияет на слуховое восприятие звука, затрудняет звукобуквенный анализ, замедляет этот процесс, что и ведет к трудностям усвоения навыка письма. У этой группы детей наиболее часто отмечаются следующие нарушения письма: искажение почерка, пропуски и замены букв, неправильное написание букв, очень медленный темп, тремор.
Ведущее место в традиционной методике обучения письму занимал принцип поэлементного изучения письменных законов. Его разработали методисты-каллиграфы Вахтеров В.П., Греков В.Ф. и другие.
Учёный – педагог Выготский А.С. выделяет те особенности письменной речи,что представляют основную трудность для ребёнка и определяют специфику грамматики, как предмета. Выготский пишет,что письменная речь лишена звуков,в слове нет ничего от ощущений. Понятия образуются, когда сформируются ощущения.
Итальянский педагог Мария Монтессори разработала методы развития органов чувств у детей. В свое книге « Дом Ребёнка» она предлагает работу по восприятию форм букв через ощущения, т е развивает тактильную память. В Нижегордской области работают детские сады, где методы Монтессори являются ведущими в воспитании и обучении детей. Эти детские сады востребованы и очень популярны среди родителей.
За годы работы в школе я изучила опыт многих учителей – новаторов,которых волновали трудности обучения письму в младших классах.Е.Н. Потапова разработала методику « Оптимизация обучения 6-7 летних детей письму»,где использует буквенные трафареты Монтессори. Н. А. Агаркова предлагает методику поэлементного обучения письму,где ведущим приёмом является конструирование и переконструирование букв из элементов- шаблонов. Большой интерес вызывает метод В.А. Илюхиной письмо с « секретом».Интересна технология обучения письму леворуких детей М.М.Безруких. Грузинский педагог В.Г.Ниорадзе разработала технологию,которая позволяет не просто научить младших школьников писать отдельные буквы и их соединения, а освоить общие структурные единицы русского письменного шрифта. Познакомилась с опытом работы
В.Ф.Одеговой, которая переняла его у педагогов Чехии. В моей разработке много похожих упражнений.Очень понравилось ртимическое письмо,которое позволяет контролировать свою работу,писать каждую букву сознательно.Ритмическое письмо достигается за счёт своевременного «тормоза» Этот вид письма успокаивает детей,не сбивает ритм пульса ,положительно влияет на самочувствие детей.
Учитывая особые трудности обучения письму шестилетних детей, я составила методическую разработку « Нестандартные способы обучения письму детей шестилетнего возраста».
Наиболее близкой и приемлемой для меня оказалась методика Е.Н. Потаповой. На основе этой методики разработала серию упражнений для формирования навыков каллиграфического письма. Это и является отличительной чертой и новизной моей разработки.
Мой раздел программы разработан в соответствии с требованиями ФГОСТ ННО к структуре основной образовательной программы. Он направлен на создание основы для самореализации учебной деятельности,обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвития, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Раздел «Нестандартные способы обучения письму детей шестилетнего возраста» разрабатывается с учётом психолого-педагогических особенностей младших школьников, которые расшифрованы в ФГОСТ ООН.
II.Цели и задачи.
В школе работаю 33 ий год. Часто остаюсь недовольной, когда дети уходят в среднее звено не овладев каллиграфическим навыком.
Проблемы формирования каллиграфического письма, поиски наиболее эффективных методов обучения письму всегда были и в настоящее время остаются по- прежнему актуальными.
Цели и задачи моей разработки: доказать эффективность предлагаемой системы,описать методику работы над каллиграфией учащихся,систематези-
ровать описанные упражнения и средства формирования каллиграфии.Развивать различные виды памяти, совершенствовать коммуни-
кативно- познавательные умения учащихся.
III.Планируемые результаты.
Мой раздел программы направлен на достижение выпускниками начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину ,российский народ.
2.Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.
3.Развитие мотивов учебной деятельности.
4.Развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Развитие речевой культуры, обогащение и активизация словаря.
4.Совершенствование интеллектуальных, познавательных, коммуникативных, организационных умений.
Предметные:
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2.Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.
3.Формирование основ элементарного графического навыка.
4.Овладение каллиграфическими начертаниями букв русского алфавита.
IV.Обоснование технологии раздела. Поиск путей эффективных методов обучения.
Традиционные методы обучения детей письму удаются,но при этом затрачиваются много физических,умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает,что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв утомляет,не вызывает в нём интереса,не развивает речь,не активизирует мыслительных и творческих способностей.
При написании некоторых букв дети ведут себя необычно,часто плачут,нервничают,когда пишут буквы со сложными элементами.Причина- мышцы пальцев слабые,рука быстро устает.Не хватает мускульной натрени-рованности.
Уже на самых первых этапах обучения у ребят появляется неудовлетворение.Радости труда он не испытывает.Наступает момент,когда появляется нелюбовь к письму,т.е. исчезает положительная мотивация учения. Создается барьер: «не хочу» и « не могу».
В традиционном методе обучения письму мало времени остается на развитие речи,звуко-буквенный анализ,пропедевтику орфографии.
Чтобы преодолеть эти трудности ищу пути эффективных методов обучения.
При коррекции трудностей обучения письму можно предложить ряд специальных упражнений.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев.
У большинства шестилеток слабая моторика пальцев рук.Поэтому на каждом уроке провожу серию упражнений для рук,пальцев,для формирования красивого почерка.Пальцами изображаем движения предметов.людей,птиц.зверей,иллюстрируем сказки.
Обязательна разминка для пальцев:
1.Вращение кисти.
2.Сжимание и разжимание пальцев в кулак.
3.Упражнение «погладим котёнка».
4.Кольцо(соединяем большой и указательный пальцы).
5.Упражнение « ладонь-ребро-кулак».
6.Расслабление.
Очень хороши упражнения взаимствованные у музыкантов:
1.Ладошки лежат на парте.Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки,затем другой.Повторяют это упражнение в обратном порядке и при этом называют названия пальчиков.
2.Ладошки на парте.Дети поднимают пальцы сразу обеих рук,начиная с мизинца.
3 «.Езда по дорожке».Ребёнок –шофёр.Он должен проехать по дорожке-соединить машину с домом непрерывной линией,которую проводят не отрывая карандаш от бумаги.Ширина дорожки-ширина рабочей строчки.
4. «Самолёт за облаками».Упражнение приучающее ребёнка регулировать силу нажима.Нарисованы два самолёта,окруженные контурами облаков.Одно облако надо сделать совсем чёрным,чтобы самолёта не было видно.Другое-светлым,чтобы через него самолёт был виден.
5.Упражнения ,выполняющиеся в речевом сопровождении: «Домик», «Очки», «Флажок», «Стул».
Можно рекомендовать следующие упражнения: расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание лен,.шнурков,перекладывание мелких игрушек тремя пальцами.плетение из ниток и т.д.
Упражнения для развития памяти.
Важное значение для успешного овладения письмом имеет развитие зрительной, оперативной памяти,умение анализировать.сравнивать рисунки,геометрические фигуры,знаки, устанавливать закономерности.Для этих целей провожу специальные упражнения ,включая их в этап штриховки.На доске узоры из фигур,предметов в определённом порядке.Через определенное время рисунок стирается. Задания: Нарисуй и заштрихуй как было. Запомни и нарисуй. Продолжи узор. Найди и исправь ошибку.
Упражнения в штриховке.
Это любимый вид упражнений для детей.Штриховка развивает глазомер.умение определять контуры предметов.Сначала штрихуем геометрические фигуры,предметы.Затем составляем композиции с помощью трафаретной линейки и лекалы.
Упражнения для развития тактильной памяти.
Обучение письму путём формирования образа букв с непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит более интенсивному и интеллектуальному развитию ребёнка.Обводя,ощупывая букву ребёнок уже «пишет» её.Ощупывая букву Г –собираем грибы, П- строим дом для Петрушки, З- Золушка бегает по лестнице и т. д.
Вводятся упражнения на нахождение буквы на сюжетном рисунке,на нахождение элемента новой буквы,нахождение общих элементов букв.Конструирование букв из спичек,счётных палочек,из отдельных деталей.
V.Система упражнений. Средства формирования каллиграфических навыков.
Формирование понятия о букве через ощущения.
На основе методики Е.Н Потаповой разработала систему упражнений,применяла их на каждом уроке по обучению письму,начиная с самого первого.
Для работы по этой методике у каждого ученика должно быть: трафаретные линейки,лекалы,альбомы для раскрашивания, тетради для штриховки, шаблоны с фигурками птиц и животных,прозрачная плотная пленка,доска «Фантазия», алфавит под пленкой,образцы букв из наждачной бумаги(можно из бархатной бумаги).
Обучение по этому методу делится на 3 этапа.
1.Развитие мускульной памяти.
2.Развитие тактильной памяти.
3.Развитие зрительно- двигательной памяти.
1.этап.
Основное внимание уделяется на раскрашивание,дорисовывание и на штриховку.Штриховка начинается с первого урока и проводится в течении всего года. На уроке штрихуют до знакомства с новой буквой и после знакомства.
Цель упражнений на раскрашивание и шриховку:развитие глазомера, умение определять границы, контуры предмета.Сначала штрихуем предметы сверху вниз,затем- слева направо ,дальше наклонныим линиями.
Линии проводятся так, чтобы расстояние между ними равнялось ширине буквы.Штрихуем цветными карандашами,фломастерами,ручкой. Фигуры для штриховки дети составляют сами с помощью трафаретной линейки,лекалы и шаблонов.
2 этап.
Начинается работа с карточками из наждачной бумаги. После знакомства с буквой начинаем её ощупывать пальцами.Наждак или бархат раздражают нервные окончания пальцев.Это способствует развитию тактильной памяти.Также запоминается направление письма.Можно ощупывать букву с закрытыми глазами.Когда знакомых букв становится больше,провожу игру
«Угадай букву». Ученик с закрытыми глазами должен ощупать и узнать букву.Игру можно проводить в парах.
При ощупывании букв развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка.Ощупываем проговаривая вслух или вполголоса.
А- поднимаемся на горку, спускаемся.
О- О! сказала буква О ,всё верчусь как колесо.
Б- Буква Б с большим брюшком.ходит в кепке с козырьком.
Х- Х всё ходит,ходит,ходит, места что ли не находит.
3 этап.
На этом этапе начинается письмо с помощью трафарете букв.При этом у детей вырабатывается правильный наклон букв,направление письма. У Е.Н. Потаповой были металлические трафареты заводского производства(буквы выбиты на металлической пластинке). Я же использую обыкновенную прозрачную плёнку. Накладываем пленку на букву,на образец, обводим несколько раз . Делаем вывод: что и где не получилось.При этом используем алфавит с письменными буквами,вложенный в прозрачную плёнку.
Хорошее подспорье- светочувствительная доска «Фантазия»,где можно тренироваться в правильном письме.Для правильного наклона использую листок «Помощник».
На 2 и 3 этапах дети составляют сюжетные композиции,Включают в штриховку элементы букв,печатают слова,предложения.У детей развивается художественное воображение,внешняя и внутренняя речь.
От рисунка к букве.
Рисуя,ребёнок познает мир.Знакомится с « устройством» предметов.Учится сохранять и изменять направления движения руки,регулировать размах движения руки. Рисуя, разукрашивая, ребёнок учится производить рукой плавные движения. Поэтому на уроках письма обязательно использую альбомы для разукрашивания и дорисовывания.Нарисованные контуры птиц,животных,предметов заполняются штрихами.Через определённое время эта работа становится скучной, формальной.Ребята сами начинают передавать в рисунке характерные детали образца.
Письмо- особая графическая деятельность. И рисунок,и другие виды изобразительной деятельности помогают образованию связи рука + глаз.
В 1 полугодии 1 класса использую такие упражнения,как рисова-
ние соединенное со штриховкой.Перед их выполнением делаю словесные пояснения в занимательной форме.
« Грибочек» - оказываемся на грибной поляне.
« Солнышко» - светит,сверкает,всех согревает.
« Снежинки» (загадка)
«Зонтик»
«Цыплёнок»
«Ёжик»
«Лучок».
При выполнении этих упражнений исчезает угловатость
овалов,ровные прямые не выходят за линии.
Все эти упражнения могут выполнятся на интерактивной доске.
VI.Разработка урока. 1 класс. ( 1 – 4 )
Предмет: урок обучения письму.
Тема:Строчная буква о .
Цель: Ознакомление учащихся со строчной буквой о,подготовка к каллиграфическому письму буквы о. Развитие у детей мелких мышц пальцев,кисти рук,речи,познавательных способностей.Вос-питание бережного отношения к природе.
Оборудование:касса букв,рисунки,трафаретная линейка,цветные карандаши,тетради для штриховки, карточки с буквами.
Ход урока.
1.Организационный момент. Подготовка детей к уроку.( стихи о письме )
2.Повторение изученного материала.
а) Повторение буквы а ,звука а .
- Из каких элементов состоит буква а?
Письмо а в воздухе,на индивидуальных досках,чтение буквы а .
Чтение предложений. А! А! А! ( с интонацией испуга).
А – а – а ! (с интонацией удивления)
б ) Выделение звука о .
Загадка. В тихую погоду нет нас нигде
А ветер подует – бежим по волне. (волны)
- Какой знакомый звук слышим в слове волны? ( звук о )
- Где мы слышим звук о ? (в середине слова)
- Где бывают волны? (в реке,в озере)
- Кто живет в реке? (рыбы,раки)
- Как называется рыба,которую поймали мальчики? (окунь)
- А в какой воде любит жить рыба? ( в чистой)
( Краткая беседа об охране водных ресурсов)
- Чем ловят рыбу?(удочкой)
-Что ещё есть на удочке? (поплавок)
в) Обводим,закрашиваем,штрихуем узор в прописи «Поплавки)
3.Физкультминутка.( Руки изображают волны) Учитель читает стихотворение « Рыбы в страхе окают».
4.Работа над новым материалом.
а) Знакомство со строчной буквой о .
- На что похожа буква о ? (колесо,овал,яйцо)
- Посмотри на букву о
И увидишь колесо.
- Из какого элемента состоит буква о? ( из овала )
б) Сравнение букв а и о .
в) Ощупывание буквы о(буквы из бархатной бумаги) под стишок.
- О! – сказала буква о
Всё верчусь,как колесо.
г) Письмо строчной буквы о .Прописываем букву в воздухе,через плёнку.Пишем в прописи с проговариванием.
д) Физкультминутка.
Буква А – как крыша дома
Буква О – как колесо.( движения руками)
5.Закрепление изученного.
- Напишите столько букв а , сколько окуней на рисунке.
- Напишите столько букв о ,сколько окон в классе.
6. Построение композиции «Тучи».
- Когда на реке бывают большие волны? (когда дует ветер, по небу бегут тучи)
В трафаретной линейке находим овал.Обводим 3 овала,штрихуем.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
VII. Заключение.
На основе теоретического осмысления данной проблемы , я доказала себе значимость и важность работы над каллиграфией учащихся.Приведя в систему и пополнив знания в этой области поняла,что главным положительным результатом применения этого метода,упражнений является снижение перегрузки,уомляемости детей.
Этот метод позволяет сформировать не только понятие о букве и её графическое начертание, но и развить логическое мышление,внутреннюю и внешнюю речи,память,а также творческие способности детей.
Работаю по методу « к букве через ощущения» 20 лет. Работа приносит радость и удовлетворение. В конце года провожу праздник письма, организую выставку ученических тетрадей. Самые лучшие тетради получают дипломы доктора Айболита.Большинство детей из класса пишут красивым ровным почерком.В районных смотрах тетрадей мой класс занимал первые и призовые места.
Практика по формированию у детей устойчивых каллиграфичес-ких навыков ещё раз подтвердила мысль о том, что между грамотностью и каллиграфией прослеживается тесная связь. Данное утверждение поясняю следующей таблицей.
Результаты итоговых контрольных диктантов.
Год кол. уч-ся | на «5» ( % ) | на «4» ( % ) | на «3» ( % ) | на «2» ( % ) |
2001 22 | 7 (31,8) | 10 ( 45,4) | 5 (12,8) | - |
2005 19 | 7 (36,9) | 8 (42,1) | 3 (22) | - |
2009 12 | 5 (41,6) | 4 (33,3) | 3 (25,1) | _ |
Проблема каллиграфического и грамотного письма всегда волновала учителей начальных классов.На заседаниях методических объединений мы обсуждаем эту проблему ,делимся опытом,консультируем молодых учителей,студентов педвузов,анализируем и изучаем пути формирования красивого и грамотного письма.
VIII.Литература.
1.Агаркова Н.Г. Поэлементная подготовка учащихся к безотрывно-му письму букв. Начальная школа. 1983,N 4.
2.Безруких М.М., Ефимова С П.Знаете ли вы своего ребёнка. М.,1991.
3.Безруких М. М., Ефимова С.П. Навык письма- трудности обучения. Начальная школа. 1988, N 11.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1961.
5.Илюхина В.А. Письмо с секретом. М., 1991.
6.Монтессори М. Дом ребёнка. М., 1973.
7.Ниорадзе В.Г. Воспитание младших школьников в процессе обучения русскому языку в национальной школе. М., 1989.
8.Потапова Е.Н. Радость познания.М., 1990.
9.Потапова Е.Н. И дух и буква . М., 1987.
10.Тивикова С.К. Новые подходы обучения детей к письму. Педагогическое обозрение. 1996.
11.Цвынтарий В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. Флокс. 1995.
Приложение 1.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев.
«Езда по дорожке»
« Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
« Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
« Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
« Стул»
Ножка,спинка и сиденье-
Вот вам стул на удивленье.
Приложение 2.
Упражнения для развития памяти.
Нарисуй и заштрихуй как было.
Запомни и нарисуй.
Продолжи.
Найди и исправь ошибку.
Запомни,нарисуй,заштрихуй(закрась).
Составление узоров.Меандры и бордюры.
Приложение 3.
Игровые моменты.
1.О чем не знает наш Незнайка?
Ну-ка, быстро угадай-ка.
Отыщи скорей ошибки
У Незнайки прописи.
(На доске слова, предложение с неправильным написанием элементов букв. Дети находят и исправляют ошибки).
2. Почему печальное
Дерево прекрасное?
Есть больные листья.
Помогу, найду я!
(На листьях изъеденные гусеницами буквы ( пропущены элементы букв).Дети дописывают их).
3. Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходили к нам лечиться
И лисица и волчица,
Приходила с клюшкой буква
Ведь хромая - вам не шутка!
(Дети прописывают пропущенные, исправляют неправильные элементы букв или собирают буквы из отдельных элементов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста – основа успешного овладения чтением.
Рекомендации для воспитателй детского сада...
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."
О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук....
Исследование способов обучения письму на начальном этапе.
В данной работе рассмотрены структурв письма как вида речевой деятельности, содержание обучения письму. Так же представлены различные принципы и технологии обучения данного вида речевой деятельности и...
Альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ
Альтернативные средства обучения письму детей с ОВЗ...
Обучение чтению детей дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема раннего обучения чтению (РОЧ) детей с ОВЗ дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы обществ...
Сообщение на тему: "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
Представленное сообщение рассказывает об основных направлениях по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста. Подготовка дошкольников осуществляется по следующим ...